СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики 2 класс по теме " Задачи обратной данной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики 2 класс по теме " Задачи обратной данной"»

Технологическая карта урока

Дата проведения:30.09.20

Учитель: Земцова Валентина Станиславовна

Класс:

Тема: Задачи обратной данной

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые предметные результаты: уметь узнавать и составлять обратные задачи; уметь использовать в речи термин «обратная» задача; знать структуру задачи; уметь решать задачи в одно действие; уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.

Цель: создать условия для знакомства с новым математическим понятием: «обратные задачи», установление связи между прямой и обратной задачей.

Задачи:

Образовательные: ввести термин «обратная задача», формировать умение составлять обратную задачу при условии, что искомое и одно из данных меняются местами, показать взаимосвязь «круговых схем», построенных к данной и обратным задачам; создать условия для оценивания своей работы.

Развивающие: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний; развивать математическую речь, зрительную память, логическое мышление и внимание, обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, культуру поведения и общения на уроке, а также уважительное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, взаимоподдержки при работе в группах.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные : уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

Регулятивные : уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке, умение формулировать цель урока с помощью учителя.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию.

Планируемые личностные результаты: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Используемые ресурсы: учебник , проектор , компьютер







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент





Разъяснение задачи



Здравствуйте ,ребята . Меня зовут Валентина Станиславовна , сегодня урок математики проведу у вас я.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

За урок отметку «5»!



Приветствуют учителя. Садятся.









Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Регулятивные: организовывают своё рабочее место под руководством учителя.

Актуализация знаний (10-12 мин)

Цель: Выяснить границу знаний и незнаний, затруднений, установить преемственные связи прежних и новых знаний

-Открыли тетради. Записали число.


1)Математический диктант.

На устный счёт мы возьмём задание номер 4

13-7=6

14-7=7

15-7=8

Ребята, а как вы думаете следующие выражение будет какое? А почему вы так решили ребят? Совершенно верно ребят.

А какая здесь закономерность?

6+8=14

7+8=15

8+8=16

Ребят, а здесь как вы думаете какое выражение будет? А почему? Совершенно, верно.

А какая здесь закономерность?

90-20=70

80-30=50

70-40=30

Какое здесь будет продолжение? Почему? Правильно

А какая же здесь закономерность?

– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа,

— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи .

2)Решение задач устно

1. В секции по легкой атлетике занимаются 12 ребят. Из них 5 девочек. Сколько мальчиков занимаются в секции?


2. Боря на дорогу до школы тратит 24 минуты, а до магазина ему надо идти только 15 минут. На сколько минут дорога до магазина короче, чем дорога до школы?


3. Маша за день собрала 4 кг ягод, а мама на 8 кг больше. Сколько кг ягод собрала мама ?



– А теперь будьте внимательны. Я зачитаю вам слова-понятия, а вы должны назвать общее слово, которое их объединяет: условие, вопрос, данные числа, искомое число.

— Что вы знаете о задаче? Назовите основные части задачи

-Ребята, что мы только что с вами вспомнили? (задачи)

Хорошо, а кто может мне сказать, о чем же мы будем говорить на уроке? Какая будет тема? (Задачи)

Хорошо, мы с вами в 1 классе уже научились решать задачи, знаем, что значит это слово. Какую же цель нашего урока мы поставим перед собой? (узнать что-то новое о задачах)

Отлично. Совершенно верно, цель нашего урока узнать, что-то новое о задачах.

Открыли. Записали


1) Следующие выражение будет от 16-7

Мы так решили ,потому что уменьшаемое прибавляется на один .

Чем больше уменьшаемое ,тем больше разность.



Следующие выражение будет 9+8=17

Потому что первое слагаемое прибавляется на один. Чем, больше первое слагаемое, тем больше сумма.

Следующие выражение будет мы от 60-50=10

Потому что, уменьшаемое уменьшается на 10, а вычитаемое прибавляется на 10. Чем меньше уменьшаемое и чем больше вычитаемое, тем меньше разность.





2)Решают задачи

1. Чтобы найти сколько мальчиков занимаются в секции. Нужно от всего кол-во ребят отнять кол-во девочек.

2. Что бы найти сколько минут дорога до магазина короче ,чем до школы. Мы от 24 отнимем 15 получится у нас 9 .

3. Чтобы узнать сколько кг яблок собрала мама. Мы 4 прибавим 8 .


-Задача.



-Условие, вопрос, решение, ответ.


Личностные: осознают свои возможности в учении

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения.

Познавательные : дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете, наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.


Изучение нового материала.

Сейчас мы поработаем в роли исследователей.

Посмотрите задание №1на стр.26. Давайте прочитаем эти задачи. Это одна и та же задача? В чём сходство? О чем говорится в задаче? В чём отличие?

- Прочитайте первую задачу. О чем говориться в задаче?

№1.

1- Прочитайте первую задачу.

-О чем говориться в задаче?

-Что нам известно про блокнот?

-Давай запишем это .

-А что нам известно про карандаш?

-Давай запишем это.

-А что нам нужно найти?

-Мы можем найти общую стоимость ?

-Как мы это сделаем?


2-- Прочитайте вторую задачу. О чем говориться в задаче?

-Чем задача похожа на предыдущую?

-Чем отличается от неё?

-Что нам известно о общей сумме ? (Вера купила блокнот и ручку за 10 рублей) Давай запишем это

-Что нам известно про блокнот ?(Что его купили за 6 р.)

-что нам нужно найти ?(Сколько стоил карандаш)

-Как мы это найдём ? (мы от 10-6)

- Что вы можете сказать о решениях этих задач?


3-Прочитайте третью задачу. Прочитайте третью задачу. Как изменилось ее условие?

- Что надо узнать?

-О чём говорится в задачи ?( О том ,что Вера купила блокнот и ручку на 10р.)

-Что нам известно про карандаш?(Что он стоил 4 р )

-Давай запишем это .

-А что нам нужно найти?(Стоимость блокнота)

-Как мы это найдём?(Мы от10 отнимем 4)

- Внимательно посмотрите на условия этих трех задач. Что вы о них можете сказать? (Они похожи.)

- Что одинаково? (Числа.)

— Чем отличаются? (Действиями: 1) + 2) - 3) - )

- Как назовем вторую и третью задачи (Обратные первой)

— Кто может поделиться с нами, как понял, что такое обратная задача?

— Какую цель ставили? (узнать, что такое обратные задачи)

— Какой получили результат? (мы выяснили, что такое обратная задача и решили их).








- Блокнот – 6 р., карандаш – 4 р. ., не знаем, сколько вместе стоят карандаш и блокнот.

-Нам известно ,что Вера его купила за 6р.

-То что его девочка купила за 4р.

-Общую стоимость карандаша и блокнота.

-Да

1)6+4=10(р)-общая стоимость.

Ответ: блокнот и карандаш стоили вместе 10 рублей.

2) О том что Вера купила блокнот и ручку на 10 р. --В обеих задачах речь идёт о блокноте и карандаше.

-В первой задаче известно, сколько стоят блокнот и карандаш, нужно узнать сколько они вместе стоят. А во второй задаче известно сколько стоят блокнот и карандаш вместе и нужно узнать сколько стоит карандаш.

1.10-6=4(р.)-стоимость карандаша

Ответ:4р стоимость карандаша .

3) Известно, сколько всего стоили блокнот и карандаш вместе. Не известно сколько стоит блокнот.

1.10-4=6(р)-стоимость блокнота

Ответ : 6 р. Стоимость блокнота


-Данные, числа.



Задачи, в которых объект (число) и результат меняются местами (известное становится неизвестным, а неизвестное известным), называются обратными первой.

Познавательные : анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные: адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач

Физминутка




Закрепление новых знаний

№2.Откройте учебник на стр. 26, № 2. — Откройте тетрадь и запишите «Задача 2.» - Прочитайте задачу.

-Давайте запишем краткую запись ?

-О чём эта задача?( О том ,что Володя поймал рыбу )

-Что нам известно ,?(что он поймал 4 окуня и 3 леща )

-Давай запишем это .

Что нам нужно найти ?(Сколько всего рыб он поймал ?)

-Как мы это найдем ?(Мы к 4 прибавим 3)

Составьте обратные задачи .

  1. Володя поймал 7 рыб. Лещей было 3, а остальные окуни .Сколько было окуней?

-Что нам известно в задачи ?

-Что нам известно?

-Давай запишем это .

-А что нам известно про лещей? Давай запишем это

-Что нам нужно найти ?

-Как мы это найдём ?

-Правильно. Давай запишем ответ .




  1. Володя поймал 7 рыб окуней было 4, а остальные лещи .Сколько было лещей ?

-Что нам известно в задачи ?

-Что нам известно?

-Давай запишем это .

-А что нам известно про лещей? Давай запишем это.

Давайте сделаем номер 3.

-Прочитайте задачу.

-Что нужно сделать сначала?

-Переведите

-Какие слова подсказывают, какое действие нужно выбрать для решения задачи?

-Решите задачу самостоятельно

-Итак какой длиной у вас получились отрезки?


Л. - 3 р.

_Всего-,?____

Ок. — 4 р.

1)4+3=7(р)-всего рыб

Ответ:7 рыб поймал Володя






-О том что Володя поймал рыб

-Что мальчик поймал всего 7 рыб

-Что мальчик поймал 3 леща

- Сколько было окуней

-Мы от 7 отнимем 3

Окунь - ? рыб.

Лещ - 4 рыбы.

Всего - 7 рыб.

1)7 – 3

= 4 рыбы - окунь.

Ответ: 3 окуня поймал Володя.

2) -О том что Володя поймал рыб

-Что мальчик поймал всего 7 рыб

-Что мальчик поймал 3 леща

- Сколько было окуней

-Мы от 7 отнимем 4

Окунь - 4 рыбы.

Лещ - ? рыб

Всего - 7 рыб.

1)7-4=3(р)-лещ

Ответ:3 леща поймал Володя.

-Читают задачу, отвечают перевести 5см в миллиметры.

-5см=50мм.

-Меньше на…

-50-10=40мм

-50мм и 40мм

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, формулируют вопросы с целью уточнения информации

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее решения.

Познавательные: использование знаково-символических средств для решения задачи.

Домашнее задание



Записывают

Познавательные владеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера

Рефлексия






Итог


- Что нового вы узнали на уроке?

— Какие задачи называются обратными?

— Кто испытывал трудности при работе?

— Какие? Что нужно сделать, чтобы их устранить?





Ответы детей.














Регулятивные: оценка того, что знают и что еще нужно узнать.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.