Конспект урока математики 2 класс «Уравнение»
Класс: 2Б
Учитель: Ермилова Екатерина Сергеевна
УМК: «Школа России» М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова «Математика» 2 класс
Тема: Уравнение. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить с понятием «уравнение», формировать умения читать, записывать и решать уравнения, находить неизвестный компонент арифметического действия; совершенствовать вычислительные навыки, умения составлять верные равенства, решать текстовые задачи.
Планируемые результаты:
Предметные:
— знать, что такое «уравнение».
— уметь решать уравнения с помощью подстановки.
— знать названия выражений.
— уметь сравнивать и классифицировать разные выражения.
— уметь вычислять выражения.
— уметь составлять и решать задачи.
Личностные:
— Способность к самоконтролю и самооценке результатов своей учебной деятельности. Осознание личной ответственности за проделанную работу.
— Проявление личностной заинтересованности в приобретении и расширении знаний и способов действий.
— Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Познавательные:
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний: устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно).
-фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость).
— применять полученные знания в измененных условиях.
— Умение использовать различные способы моделирования текстовой задачи.
— Выполнять под руководством учителя действия анализа, синтеза при разборе задачи.
Регулятивные умения:
— Уметь определять тему и формулировать цель на уроке;
— уметь работать по коллективно составленному плану;
— выполнять проверку и корректировку учебного задания;
— учиться оценивать свою деятельность на уроке;
— учиться оценивать деятельность других учащихся.
— планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
— составлять план выполнения учебных заданий, проговаривая последовательность выполнения действий.
— оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
— Умение выявлять причины затруднений в собственной деятельности
Коммуникативные умения:
— уметь оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-учиться работать в паре, в группе;
— формулировать собственное мнение и позицию;
— уметь высказываться, используя математическую терминологию;
— устанавливать эмоциональный контакт с коллективом.
Дидактическая структура урока:
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой.
3. Актуализация знаний. Физкультминутка.
4. Самоопределение к деятельности.
5. Открытие новых знаний.
6. Физкультминутка музыкальная.
7. Первичное закрепление.
8. Включение в систему знаний и повторения.
9. Рефлексия учебной деятельности.
10. Итог урока. Домашнее задание.
Урок, направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). На уроке осуществляется системно- деятельностный подход, так как учащиеся включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Учащимся дана возможность самостоятельно ставить цель и принимать решение. Самостоятельно находить выход из нестандартных ситуаций. Контролировать себя и свои действия. Адекватно оценивать свои действия, выявлять недочёты и корректировать дальнейшую работу. Согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться. Смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность.
Основные понятия: что называется уравнением, что значить решить уравнение.
Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» по математике; компьютер, проектор, экран, сигнальные ладошки, карточки для кластера, индивидуальные карточки., презентация.
Используемые интернет ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola, https://infourok.ru
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. | Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Улыбнитесь им. Улыбнитесь друг другу и поздоровайтесь ладошками. Сядем за парты правильно и красиво. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. |
2. Эмоциональный настрой. | Ребята, какие были ладошки у ваших одноклассников, когда вы здоровались? (Тёплые.) Что вы представляете, когда слышите слово «тёплые»? Я надеюсь, что наш урок будет таким же тёплым и солнечным как ваши ладошки. У вас на столах лежат цветные ладошки. Это «Ладошки желаний». Напишите, пожалуйста на них, что вы ждете от сегодняшнего урока, о чем переживаете, или чего боитесь. | Оценка своего эмоционального состояния учащимися. |
3. Актуализация знаний. Физкультминутка. | Индивидуальная работа. -Найди значения выражений. 47+10-20 7+8+20-30 23+30-40 9+6+40-20 44+30-50 5+6+50-60 -Укажи порядок действий, найди значения выражений. 30-(7+5) 15-(31-30) (16+4)-22 18-(10-1) -Найди значения выражений. 68-30 80-22 5+25 100-3 36+20 40-15 (Проверка. Первый ряд проверяет первое задание, второй- второе, третий – третье задание. Если правильный ответ – хлопают, не правильный — топают). Устный счет. Заполните таблицу пропущенными числами (таблица на слайде). Найдите значение разности. Уменьшаемое | 18 | 17 | 16 | 16 | 15 | 15 | 14 | Вычитаемое | 9 | 9 | 8 | 7 | 9 | 8 | 9 | Разность | | | | | | | | Решите задачу: Тане 5 лет, мама на 19 лет старше Тани, а папе столько лет, сколько лет Тане и маме вместе. Поставьте вопрос и решите задачу. 5+19=24(г) 24+5=29 (л) Ответ: 29 лет папе. Проверяем индивидуальную работу учеников. Что это за выражения? (буквенные) Решите буквенные выражения: 67-а, если а=3, 8, 30, 40, 7. с+8, если с=5, 9, 60. 42, 54. +6 = 13 + 4 = 11 14- = 8 13- = 8 - 5 =12 - 9 = 9 16 - =8 17- =9 + 9 =14 + 3 =12 -7 = 6 - 5= 6 -Как одним словом называются записи, которые вы видите на карточках? Д. Равенства. — Какое задание надо выполнить? Д. Вставить числа в «окошечки», чтобы равенства стали верными. — Покажите с помощью карточек числа, которые можно вставить в окошки. «Четыре стихии» (Огонь, вода, воздух, земля). | Трое учащихся индивидуально работают у доски. Учащиеся класса проверяют правильность выполненной работы. Выполняется устная фронтальная работа. Отвечают на вопросы учителя. Обучающиеся с помощью карточек, показывают числа, которые можно вставить в окошки. Учащиеся выполняют упражнения. Учащиеся выполняют физкультминутку. |
4. Самоопределение к деятельности. | -Решите равенства, записанные на доске. 16-9= 8+ = 11 х + 5 =11 (Ученики не могут решить третье равенство.) -Как называется запись? — Вы сегодня исследователи и на уроке узнаем, что это за равенство? На доске три карточки. Уравнение | Выражение с «окошечком» | - Соедините стрелками соответствующие карточки. - Как называется эта запись? - Решите уравнение. - Сформулируйте тему урока. - Что же узнаем, изучая эту тему? | — Не знаем. — Мы не умеем решать такие уравнения. Уравнение. Узнаем, что называют уравнением, и будем учиться решать уравнения. |
5. Открытие новых знаний. | -Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записывали. На какую запись похоже уравнение? (На пример с окошечком) + 5 =11 -Что вы делали, чтобы решить пример с окошечком? -А теперь внимательно посмотрите на другую запись -х + 5 = 11 -Что нам говорит знак «=»? (Это равенство) -Какое равенство? Все ли числа в нем известны? (Нет) -Что неизвестно? (Первое число) -Как оно обозначено? (Латинской буквой) -Если оно неизвестно, перед нами какая встает задача? (Найти, какое это число). -Найдите это число, чтобы равенство было верным (Это число,6, потому что 6 + 5 =11). -А знаете, что вы сейчас сделали? Решили уравнение х + 5 = 11 -Давайте сделаем вывод. -Уравнение это (показываю на знак «=») равенство, которое содержит (показываю на Х) неизвестное число. Уравнение — это равенство, которое содержит неизвестное число (запись на мониторе). Решить уравнение – значит найти неизвестное число, чтобы равенство стало верным. (запись на мониторе). -Молодцы! Ваша работа достойна похвалы. А сейчас проверьте себя, прочитав параграф на 80. -Какой сделаете вывод? -Вам удалось выяснить, что такое уравнение? (Да) -Что такое уравнение? Расскажите своему соседу по парте. -Что значит решить уравнение? | Рассуждения учащихся. Чтение сведений об уравнении на с.80 в учебнике. Работа в парах. Обучающиеся рассказывают правила. |
6.Физкультминутка. | Выполнение разминки под музыку. | Выполнение упражнений. |
7. Первичное закрепление. | Работа с учебником с.80 №1. - Из чисел 7, 5, 1, 3 подбери для каждого уравнения такое значение х, при котором получится верное равенство. - Воспользуйтесь эталоном (образцом) как решить уравнение: 1.Прочитаем уравнение. 2.Определим неизвестный компонент. 3.Вспомним, как найти неизвестный компонент или воспользуемся методом подбора. 4.Найдём значение х. 5.Выполним проверку. 6.Запишем ответ. | 9+х=14 7-х=2 х-1=0 х+5=6 х+7=10 5-х=4 10-х=5 х+3=4 -1, 2 столбики выполняются с записью на доске. -3, 4 столбики выполняются самостоятельно, с последующей взаимопроверкой в парах. | Индивидуаль-ная работа у доски с комментирова-нием. Самостоятель-ная работа. Взаимопровер-ка в парах. |
8. Включение в систему знаний и повторений. 9. Рефлексия учебной деятельности. | Работа в группах (метод «Ульи»). -На трёх столах стоят сигнальные ладошки. Вам нужно по цвету своих ладошек подойти к соответствующему столу. Каждая группа получает задание. Вам нужно составить из предложенных чисел и знаков уравнения. При завершении — группа сигнализирует. Затем все вместе проверяем. х+30=40 х-3=7 47-х=40 х+10=18 х-8=2 60+х=90 Ребята, вспомните, какую цель мы ставили с вами в начале урока? (Узнать, что такое уравнение и как научиться его решать) - Достигли мы этой цели? - Давайте составим кластер по изученной теме. - Что такое уравнение? - Что содержит это равенство? - Как обозначается неизвестное число? - Что значит решить уравнение? Выберите и решите уравнение. 28-а 14-9=5 х+3=10 20-х х-8=12 b ›10 | Обучающиеся анализируют задание, составляют уравнения. Отвечают на вопросы. -Да -Равенство -Неизвестное число -Латинскими буквами -Найти значения х Находят и решают уравнения (устно). |
10. Подведение итогов урока. | - Что нового узнали на уроке? - Что такое уравнение? - Что значит «решить уравнение»? - Зачем нам нужно уметь решать уравнения? - Как в жизни это может пригодиться? -У кого возникли трудности при решении уравнений? Д/З с.81 №5, №7. И творческое задание придумать для своих одноклассников 4 уравнения (по желанию). -А теперь возьмите свои цветные ладошки и посмотрите на то, что вы писали. -Подтвердились ли ваши переживания, ожидания? -Пусть ваши переживания и ожидания останутся в ваших тёплых ладошках. Ведь все в ваших руках, и вы сами в силах всё изменить! -Если к концу урока у вас отличное настроение, то помашите мне своими цветными ладошками, если не очень, то пусть наше настроение передастся и вам. - Спасибо за урок! | Ответы обучающихся. Записывается домашнее задание. |