СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики 6 класс на тему "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока математики 6 класс на тему "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики 6 класс на тему "Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты"»

Математика 6 класс Дата:

Тема:Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: совершенствовать практические навыки решения задач на дроби и проценты, умения применять их при решении жизненных задач.

Планируемые результаты:

-предметные: проводить элементарные финансовые расчеты; оценивать результаты вычислений при решении практических задач, понимать и правильно использовать экономические термины, иметь представление о роли денег в семье и обществе;

-метапредметные: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи, формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, излагать свои мысли и аргументировать

Оборудование: карточки с заданиями для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, компьютер ,проектор, экран.

Ход урока:

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Устная работа.

1. Задача на внимание (показывается на несколько минут, затем убирается и ребята по памяти отвечают на вопросы учителя)

Вопросы:

  1. Какие геометрические фигуры вы запомнили?

  2. Назовите дробь, записанную в окружности

  3. Каков цвет окружности?

  4. Есть ли среди дробей дробь с числителем 1?

  5. В какой фигуре она записана?

  6. Назовите эту дробь.

  7. Каков цвет квадрата?

  8. Каков цвет треугольника?

  9. Назовите дробь, записанную в нём.

2. Устная работа

в) Логическая задача


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сегодня на уроке вам понадобятся знания, полученные на уроках математики и обществознания.

В текст попали лишние буквы, если вы сумеете их вычеркнуть, узнаете какие задачи мы сегодня будем решать: ПЛООАТООЕЖОООИ И ПОКООУПКООИ (ПЛАТЕЖИ И ПОКУПКИ)

- Какие знания, которые мы получили на предыдущихурокахматематики нам пригодятся сегодня? ( умения решать задачи на нахождение дроби от числа и процентов от числа, выполнение действий с целыми и дробными числами)

-Какую цель мы ставим перед собой?

-Да, на сегодняшнем уроке вы продолжите решать задачи на дроби и проценты, а связаны они будут с жизненными ситуациями.

-Давайте обсудим высказывание нем. писателя Бертольда Авербахаи попробуем объяснить его смысл:

"Нажить много денег- храбрость;

сохранить их- мудрость;

а умело использовать- искусство"

-Как вы считаете., о чем эти слова? ( об экономии денег, о правильном их расходовании)

-А откуда берутся деньги?(зарабатывают, пенсия, выплаты)

-Смогла бы ваша семья прожить без денег?

-А почему? ( не купишь одежду, продукты, жилье, не сможешь пользоваться коммунальными услугами,путешествовать, покупать лекарства, предметы быта и др.)

И, как я уже сказала, сегодня мы будем решать задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями.


4. Первичное закрепление


Задача №1


1.Каждый год перед началом нового учебного года мама вместе с Матвеем идут в магазин за школьными принадлежностями. В прошлом году Матвею купили новый ранец за 720 рублей, 10 тетрадей по цене 15 рублей за штуку, набор ручек за 220 рублей, а также набор красок и цветных карандашей для уроков ИЗО за 340 рублей.

Общая стоимость покупок Матвея к школе составила 1/36 часть семейного дохода. В этом году на покупку новой школьной формы было потрачено 1200 рублей, на тетради - 180 рублей, ручки - 250 рублей и пенал - 86 рублей. Определите, какая часть семейного дохода ушла на покупки Матвея для школы, если доход семьи остался прежним

Решение. Считаем затраты на подготовку к школе в прошлом году: 720 + 10 х 15 + 220 + 340 = 1430 рублей. Считаем доход семьи Коли: 1430 •36 = 51480 рублей. Считаем расходы на подготовку Коли к школе в текущем году: 1200 + 180 + 250 + 86 = 1716 рублей. Считает долю затрат на школу в семейном доходе 1716 : 51480 = 1/30.

Ответ: 1/30


Вопросы для обсуждения:

-Как называются средства, которые пошли на покупку? (расход семьи); карточка РАСХОД прикрепляется на доску.

РАСХОД -затраты, идущие на обеспечение жизнедеятельности семьи, удовлетворение потребностей членов семьи.

-А какие бывают расходы(обязательные и произвольные).

-Как можно уменьшить расходы?


-Чтобы появились деньги в семье, ваши родители работают. Кем работают ваши родители? (ответы)

- Вашим родителям за их труд платят заработную плату (на доске карточка- ЗАРПЛАТА).

-Как называются деньги, материальные средства, ценности, которые поступают в семью в виде зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и др.? (на доске карточка - ДОХОД).

-Какие бывают доходы?(фиксированные и переменные)


-Когда родители получают зарплату, они планируют свои расходы?

-А как правильно спланировать свои расходы?

-Как называется план доходов и расходов семьи?

(БЮДЖЕТ – это план доходов и расходов семьи за определенный период времени, на доске карточка - БЮДЖЕТ )

Давайте самостоятельнорешим еще одну задачу:

Задача №2

Дана диаграмма ежемесячных расходов семьи Ивановых, ежемесячный доход которой составляет 70000 руб. Пользуясь диаграммой, заполните пропуски в предложениях


1) Питание семьи составляет ...% семейного бюджета.

2) Квартплата составляет ...% семейного бюджета.

3) На отдых семья тратит на ...% семейного бюджета больше, чем на покупки.

4) На транспорт уходит ...р. из семейного бюджета.

5) На оплату квартиры уходит ... р.

6) Питание семье обходится ...р.

(Ответ: 1) 36, 2) 11, 3) 1,5, 4) 8750, 5) 770, 6) 25200, 7) 14700.)



Следующее задание:

Задача №3.

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата папы составляет 40 000 руб. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

( 40 000·0,13=5 200. 40 000-5 200=34 800.Ответ: 34 800 руб)


- О чем эта задача? ( О зарплате, о налогах)

- Что такое налог?

Кто платит налоги?

Кому платят налоги?

Зачем платить налоги?

Нужно ли платить налоги .

Зачем физические и юридические лица платят налоги?

( Государство обеспечивает национальную безопасность, программы борьбы с бедностью, образование, лечение, пенсии, строительство дорог и парков и т.д). Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является универсальным налогом, его платят практически все граждане, которые получают какие-либо доходы. В России введена единая ставка подоходного налога - 13%.




Физкультминутка "Сигнальщики"

(поднимают руки вверх, когда будет называться статья дохода семьи, в стороны - статья расходов)

  • Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.

  • Оплата за свет.

  • Поездка в больницу к врачу.

  • Зарплата папы.

  • Выигрыш в лотерею

  • Покупка платья для мамы

  • Покупка новой книги.

  • Продажа картофеля со своего огорода.

  • Поездка на пикник.

  • Премия маме за хорошую работу.

  • Посещения бассейна.

  • Покупка продуктов питания.

  • Поход в кинотеатр.

  • Продажа молока

  • Зарплата мамы.



А теперь давайте решим устно вот такую задачу:

Задача №5

В семье Матвея непростая ситуация: маме снизили заработную плату, и теперь доход семьи в месяц составляет 50 000 рублей. На этот месяц были запланированы следующие расходы:

Продукты -12 000 р., оплата коммунальных услуг -3500 р., оплата взноса по ипотеке- 22000 р., выплата по кредиту -1 500 р., транспортные расходы -3850 р., новое платье маме (чтобы не расстраивалась) - 3210 р., вернуть долг соседу – 2000 р., сходить всей семьей на новый фильм – 1200 р. Правда, маме через сайт бесплатных объявлений удалось продать старый детский велосипед за 1500 р.

-Что нужно сделать, чтобы расходы семейного бюджета не превысили доходы в этом месяце?

А. Не покупать маме платье, пусть немножко пострадает.

Б. Не отдавать долг соседу, подождет.

В. Ничего не делать.

Г. Не оплачивать коммунальные услуги, перенести эти расходы на следующий месяц


-Важно помнить правило при составлении бюджета: ОБЩИЙ ДОХОД СЕМЬИ ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ ИЛИ РАВЕН СУММЕ ВСЕХ РАСХОДОВ.

ДОХОД Ы ≥ РАСХОД Ы

При ведении домашнего хозяйства важно приучиться всё время сверять, сколько и на что потрачено денег и сколько ещё можно в этом месяце потратить.



Задача №6

Мама отправила в 10 часов утра Матвея и бабушку Раю за покупками в магазин. Это был день недели - среда. Мама знала, что в среду в некоторых магазинах действуют скидки. Она дала им с собой 400 руб. и список необходимых покупок: батон, буханку черного хлеба, пакет кефира, пачку пельменей, упаковку сосисок, пряники. Поблизости находились магазины, со следующими ценами на интересующий товар. Как вы думаете, в каком магазине Матвей и бабушка Рая сделают выгодную покупку?

Давайте, чтобы сэкономить время, 1-я группа посчитает затраты в магазине «Пятерочка», 2-я – «Магнит»

Название магазинов

«Пятёрочка» +5% скидка

«Магнит» 0 %

1

Батон

30 рублей

27 рублей

2

Буханка черного хлеба

27 рублей

30 рублей

3

Пакет кефира

33 рубля

29 рублей

4

Пачка пельменей

130 рублей

132 рубля

5

Упаковка сосисок

283 рублей

226 рублей

6

Пряники

56 рублей

45 рублей




А теперь давайте сравним , в каком из магазинов выгоднее сделать покупку?

Ответ: самая выгодная покупка в магазине «Европа»

Название магазинов

«Пятёрочка» + 5% скидка

«Магнит» 0 %

Сумма покупки

559

489

Итого со скидкой

531,05

489



5. Творческое задание , применение и добывание знаний в новой ситуации

Перед вами кейс. Прочтите внимательно задания кейса. Чтобы их выполнить, распределите задания между собой в группе по парам. Пусть кто-то делает 1-е, кто-то – второе и т.д. Старший в группе распределит задания парам , а по окончании работы, сделает отчет. Вам на эту работу 10 мин.

Прочитайте внимательно текст и выполните задание.

На плане изображено домохозяйство по адресу: п. Черемушки, ул.полевая, д. 45 (сторона каждой клетки на плане равна 2 м). Участок имеет прямоугольную форму. Выезд и въезд осуществляются через единственные ворота. При входе на участок справа от ворот находится баня, а слева – гараж, отмеченный на плане цифрой 7. Площадь, занятая гаражом, равна 32 кв. м. Жилой дом находится в глубине территории. Помимо гаража, жилого дома и бани, на участке имеется сарай (подсобное помещение), расположенный рядом с гаражом, и теплица, построенная на территории огорода (огород отмечен цифрой 2).


Вопрос 1. Перед жилым домом имеются яблоневые посадки. Все дорожки внутри участка имеют ширину 1 м и вымощены тротуарной плиткой размером 1м×1м. Между баней и гаражом имеется площадка площадью 64 кв. м, вымощенная такой же плиткой. Хозяйка захотела поменять тротуарную плитку. Тротуарная плитка продаётся в упаковках по 4 штуки. Сколько упаковок плитки понадобилось, чтобы выложить все дорожки и площадку перед гаражом? В таблице представлены фирмы, где можно приобрести понравившуюся тротуарную литку. Помогите хозяйке выбрать выгодную покупку.

Фирмы

Стоимость 1 упаковки

% доставки от общей суммы покупки

Общая сумма

1

Мир

45 руб.

4%


2

Дружба

34 руб.

5%


3


Миф

39 руб

6%


Вопрос 2. Хозяйка решила покрасить пол в гараже. Для покраски 1м2 пола требуется 140 г краски. Краска продается в банках по 1,5 кг. Сколько банок краски нужно купить для покраски пола в гараже?


Вопрос 3. В сарае хозяйка держит кур, они свободно гуляют по территории участка, на котором построен дом. Она решила огородить огород, чтобы куры не портили посевы. Нужно купить сетку рабица. 1м сетки стоит 45 рублей. Во сколько обойдется покупка сетки?

-Давайте проверим нашу работу ( заслушиваются ответы представителей групп)


Ответы: 1) нужно купить 100 плиток, т.е. 25 упаковок Выгоднее приобретать плитку в фирме «Дружба»

2) нужно 4480 г. краски, то есть 3 банки

3) длина изгороди – 20 м, покупка сетки обойдется в 900 руб.



6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Решите задачи:


7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чтобы подвести итог урока обратимся опять к нашим словам помощникам?

Чем мы занимались?

Что нового узнали?

Что повторили?

(Бюджет – распределение доходов и расходов. Каждый человек должен уметь составлять бюджет. Бюджет считается правильным, если расходы человека или семьи меньше или равны доходам, при условии наличия сбережений. Бюджет будет неправильным, если расходы окажутся больше доходов)

Спасибо за урок!


И в завершение нашего урока немного поиграем, отгадайте загадки:

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь… (товар)


На товаре быть должна

Обязательно… (цена)


Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким… (доход)


Журчат ручьи, промокли ноги,

Весной пора платить ... (налоги)


Приносить доходы стал

В банке папин ... (капитал)


На рубль – копейки, на доллары – центы,

Бегут-набегают в банке ... (проценты)

Мебель купили, одежду, посуду.

Брали для этого в банке мы ... (ссуду)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ... (зарплату)

Чтобы партнёров не мучили споры,

Пишут юристы для них ... (договоры)

Дела у нас пойдут на лад:

Мы в лучший банк внесли свой… (вклад)