1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты) Прозвенел уже звонок Друг другу улыбнитесь Нам пора начать урок. И тихонечко садитесь. На сложные вопросы хотите отвечать? В поисках ответов друг другу помогать? Преодолеть все трудности и новое узнать? За отличную работу награды получать? Сегодня у нас новая тема. С чего начнем урок? (с повторения, с разминки) Что будем повторять? (то, что пригодится на уроке) 2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Математическая разминка. – устный счет (карточки с цифрами из счетного материала приготовлены и разложены заранее, открыт учебник на стр. 58-59) - На полях страницы 59 учебника (найдите) разбросаны карточки с цифрами. Игра «Называй – не зевай!»: на кого показываю - называет числа на карточках по порядку, в порядке возрастания, по 1 числу. Ваша задача не опоздать с ответом, если я на вас покажу. - Посмотрите на ряд чисел: - Что происходит с числами при движении по числовому ряду вправо? Влево? (увеличивается, уменьшается) - На сколько каждое последующее число больше предыдущего? (на 1) - На сколько предыдущее число меньше последующего? - Покажите ответ карточками с цифрами из набора. - Сколько ножек у стула? - Сколько дней в неделе? - Какая страница в книге находится между 5 и 7-ой? - Сколько страниц книги прочитал Петя, если он читает шестую страницу? - Какое число на 1 больше 7-ми? - Ты, да я, да мы с тобой, сколько нас? (2) Задание на полях стр. 58: - 4 – это 1 и… 5 – это 3 и … 4 – это 2 и … - Подогрела чайка чайник Пригласила 8 чаек. Приходите все на чай. Сколько чаек сосчитай. Сколько всего птиц? Убрать счетный материал в конверты 3. Выявление места и причины затруднения (3 минуты) - Какие задания вызвали затруднения? Почему? (состав чисел, последнее задание - задания были новыми, мы еще не изучали число 9) 4. Построение проекта выхода из затруднения (3минуты) - Что будем изучать сегодня на уроке? (число 9) Тема: Числа 8, 9. (на слайде) - Чему должны будем научиться на уроке, назовите учебные задачи урока. - Выполнять задачи урока мы будем по плану. План урока: 1) Место в ряду чисел. 2) Сравнение чисел. 3) Состав числа 9. 4) Запись цифры 9. 5) Счет. Решение задач. 5. Реализация проекта выхода из затруднения (6 минут) Место в ряду чисел Вернемся к задаче о чайках. - Сколько гостей пригласила чайка? (8) - Как узнать, сколько всего чаек вместе с хозяйкой стало? (8+1=9) - Каким действием узнали? - Почему здесь надо складывть? (чайки пришли, их стало больше) Найдем место числа 9 в ряду чисел - За каким числом следует число 9? (9 следующее число за число 8. - Назовите последующее за 9-ой число - Назовите число предшествующее 9-ти - Назовите соседей числа 9 - Как из числа 8 получить число 9? (8+1) Сравнение чисел. Работа с учебником стр 58 - Рассмотрите геометрические фигуры на стр.58 - Что общего у фигур слева? (треугольники) - Докажите, что это треугольники ( 3 угла, 3 стороны) - По какому признаку можно разбить эти треугольники на 2 группы ( по цвету, по размеру) - Объясните, что обозначают записи под треугольниками. 7+1=8 (Было: 7 синих и 1 красный треугольник. Всего - 8 треугольников) - Какой знак нужно вписать в кружочек: 8 7 - Объясните запись : 8-1=7 (Всего – 8 треугольников Из них – 1 красный Сколько синих - ? (7) - Сравните числа: 7 - Что общего у фигур справа? (4-угольники) - Докажите, что это 4-угольники. - Объясните, что обозначают записи под 4-угольниками, пользуясь опорной таблицей (8+1=9 98 9-1=8 8(аналогично) - Назовите состав числа 9, пользуясь приведенными записями ( 9 ) 8 1 Физминутка А теперь, ребята, встали Быстро руки вверх подняли В стороны, назад, вперед. Повернулись влево, вправо. Тихо сели. Вновь за дело! Состав числа 9 Групповая работа - Рассмотрите фигуры, изображенные на доске. - По каким признакам можно разбить их на 2 группы? (цвет, форма, размер) - Поработаем в группах по 4 человека и выясним, как разными способами можно разбить число 9 на части. - Вспомните основные правила работы в группе. (на слайде) 1. В группе должен быть организатор обсуждения, который отвечает за работу всей группы, результат. 2. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам. 3. Каждый может высказать свою версию решения. 4. Один говорит, а остальные слушают. 5. Каждая версия обсуждается в группе. 6. В группе согласуется общее решение. 7. Представитель группы защищает решение группы перед классом. 1 группа. ( задания на карточках) - Разбейте фигуры на 2 группы по цвету. - Запишите 2 соответствующие равенства на сложение: + = 9 - Запишите в окошки соответствующие числа ( состав числа 9): ( 9 ) 8 1 2 группа. - Разбейте фигуры на 2 группы по форме. 3 группа. - Разбейте фигуры на 2 группы по размеру. (аналогично) - 1-й ряд, по какому признаку разбивали? - Как можно разбить число 9 на составные части? - 2 ряд, по какому признаку разбивали? - Назовите состав числа 9? - 3 ряд вы разбивали фигуры по…? - Какой состав имеет число 9?. 6. Первичное закрепление во внешней речи. (в парах) (4 минуты) - Загадайте друг другу в парах по 1 примеру на состав числа 9 - 9 – это 5 и… - 9 – это 6 и … - 9 – это 4 и … - 9 – это 7 и … - Какой из примеров самый простой? Физминутка (для глаз - геом фигуры) (2 минуты) 7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты) 4. Письмо цифры 9 - А теперь нам нужно научиться писать цифру 9. - Откройте тетради стр. 22. Проверим готовность к работе: - Руки? (На месте!) - Локти? (У края!) - Ноги? (На месте!) - Спинка? (Прямая!) - Что обозначает красная точка в образце? (начало письма) - Проследите по стрелкам написание цифры 9 Цифра 9 – это есть Перевернутая 6. Наверху рисуй кружок, Вниз – дугу наискосок. (рука идет чуть вверх справа налево – овал, дуга) - По сколько 9-ок собраны в группы? - А какое это число получается. Кто-нибудь знает? (999) - Обведите по контуру и продолжите до конца строчки. Дополнительное задание для тех, кто работает быстрее – соедините стрелочками числа по порядку по образцу. - Какое задание необходимо выполнить на нижней строчке? (обвести по контуру и вставить пропущенные числа) - Выполните задание. - Проверим самостоятельную работу. Проверьте по образцу на доске. - Кто выполнял дополнительное задание. Так же проверьте и его. - У кого все правильно? - Кому стоит быть аккуратнее? Внимательнее? Работать быстрее? - Вы знаете ваши трудности. 8. Включение в систему знаний и повторение. (5 мнут) Закройте тетради, отодвиньте на уголок парты. Поработаем с учебником. стр.59 - Назовите одним словом как называются геометрические фигуры на стр. 59. (многоугольники) - Назовите по- порядку как называется каждый из этих многоугольников. - Под какими номерами располагаются 3-угольники? - 4-угольники? - Сколько всего фигур? - Сравните отрезки по длине, используя слова «длиннее», «короче». Докажите, почему вы так думаете. (Синий отрезок длиннее, потому что 7 мерок больше, чем 6. Фиолетовы отрезок короче, потому, что 6 мерок меньше, чем 7. Зеленый отрезок по длине сравнить нельзя, так как нет мерок) Задание на смекалку – Сколько рыб поймал рыбак? – посчитайте в парах. (9) Физминутка «Рыбка» Решение задач - Рассмотрите рисунки на стр. 58 и записи к ним. - Составьте по рисунку, опорной таблице математический рассказ (задачу), выберите подходящее числовое выражение и найдите его значение (ответ) Стр. 59. Вставьте числа в окошечки с опорой на рисунок. 9. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты) - Урок подходит к концу. - Какова была цель сегодняшнего урока? (научиться писать цифру 9, узнать место и состав числа 9) - Выполнена ли цель? - Кто справился со всеми заданиями на отлично? (смайлик) - У кого остались затруднения? - Что вам предстоит сделать на следующем уроке? (тренироваться…) - Что показалось на уроке самым трудным? - Самым интересным? 10. Домашнее задание. (1 минута) тетрадь стр. 22 восстановить по образцу последовательность чисел. Смайлики за активность на уроке получают …… Спасибо за урок! |