Случаи деления вида 87 : 29
Цели: учить делить двузначное число на двузначное способом подбора; закреплять вычислительные навыки, умение решать составные задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся делить двузначное число на двузначное способом подбора; дополнять вопросом условие задачи; решать задачи изученных видов; работать в парах.
Ход урока
Самоопределение к деятельности
Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на урок приехали необычные гости. Посмотрите на картинки. Вы кого-нибудь из них знаете? (да, они нам знакомы: это заяц, мишка, леопард – талисманы Олимпиады 2014 года в Сочи)
- Давайте сегодняшний урок математики проведем с талисманами Олимпиады 2014.
Мотивация к учебной деятельности и актуализация
- На зимних олимпийских играх 15 видов спортивных дисциплин. Среди них биатлон. Что это за вид спорта?
- Так вот, следующий наш талисман, которого зовут Зайка приготовил нам задание математического биатлона. Нужно быстрее и точнее выстрелить (ответить).



56:7 40:2 80:40


87:29
60:2
- Какая мишень вызвала затруднение? Почему? (потому что мы не умеем делить двузначное число на двузначное)
- Так над какой же проблемой нам предлагает поработать Зайка?
(деление двузначного числа на двузначное)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
Открытие нового знания
Работа по теме урока
1. Объяснение нового материала
— Используя взаимосвязь умножения и деления, как можно разделить 87 на 29. (Надо найти число, которое бы при умножении на 29 давало 87.)
— Подумайте, как найти такое число? Каким методом? (Подбором.) Пробуем число 2, проверяем: 29 • 2 = 58, 58 (Нет)
Значит, искомое число больше 2. Проверяем число 3: 29 • 3 = 87, значит число 3 подходит.
- А можно ли быстрее подобрать нужное число? Каким образом?
- Обратите внимание на последние цифры чисел 87 и 29. На какое число надо умножить 9, чтобы в результате на конце была 7? (9*3=27)
— Сделаем вывод: так как же можно разделить двузначное число на двузначное? (Надо найти такое число, которое бы при умножении на делитель давало бы делимое.)
2. Работа по учебнику
А вот и следующий гость. Это Мишка – бывалый олимпиец. Он предлагает нам поработать с учебником.
— Откройте с. 18. Посмотрите, как нашли частное в примере 87:29.
— Правильный ли вывод вы сделали? (да)
№ 1 (с 18). (Устное выполнение.)
№2 (с. 18) по строчкам. Три ученика у доски, комментируя, остальные у себя в тетради.

V. Физкультминутка
Я иду, и ты идешь — раз, два, три. (Шаги на месте.)
Я пою, и ты поешь — раз, два, три. (Хлопки в ладоши.)
Мы идем и поем — раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем — раз, два, три. (Шаги на месте.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работа по учебнику
№3(с. 18).
(Коллективное выполнение с комментированием.)
— Какие математические законы вы использовали при решении уравнений? (Законы о взаимосвязи умножения и деления.)
Теперь хорошо бы подкрепиться. Вместе с нами не прочь отведать бутерброд с маслом и Леопард. А из чего получают масло?
- Вот задание от Леопарда:
№4 (с. 18).
— Прочитайте задачу.
— Какую величину будем находить? (Массу.)
— Как удобнее записать задачу кратко? (С помощью таблицы.) (Учитель заполняет таблицу на доске, а учащиеся — в тетрадях.)
Количество молока на 1 кг масла | Количество масла | Общий объем молока |
? (одинаковое) | 2кг | 50 л |
| ?кг | 75 л |
— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Количество молока, из которого получается 1 кг масла.)
— Как мы можем это узнать? (Объем молока разделить на количество масла.)
Записываем первое действие. Что мы пишем? (50:2=25)
— Как узнать, сколько масла получается из 75 л? (Объем молока разделить на количество молока, необходимое на 1 кг масла.)
Записываем второе действие. Что мы пишем? (75:25=3)
— Запишите решение задачи одним выражением. (75: (50:2) = = 3(кг).)
№5 (с. 18).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 72 (с. 29). (Работа в парах. Проверка.)

№69 (с. 28).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 18).)
(«Проверь себя» (учебник, с. 18). Самостоятельное выполнение. Проверка.)
Рефлексия. Итоги
— Оцените свою работу на уроке.
— С каким вычислительным приемом вы сегодня познакомились?
— Что вы использовали при решении таких примеров? (Взаимосвязь умножения и деления.)
— Какое задание было самым интересным?
Домашнее задание
Домашнее задание
Учебник: № 6 (с. 18). Рабочая тетрадь: № 70 (с. 28).