Конспект урока математики
УМК «Перспективная начальная школа» 2 класс (Чекин А.Л, «Математика»)
Целевой компонент урока:
Тема: «Который час? Полдень и полночь».
Цель: создание благоприятных условий для знакомства обучающихся с часами, с понятиями «полдень» и «полночь».
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с циферблатом часов и процедурой определения времени по этим часам; раскрыть понятия «полдень» и «полночь» как момент времени суток; развивать временные представления.
Развивающие: развитие навыка устного счёта; развитие мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение); развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения работать у доски, с дидактическими материалами, устно; развитие монологической речи через объяснение выполненного задания у доски.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, посредством смены видов деятельности и интересных заданий; воспитание усидчивости, умения слушать и слышать одноклассников и учителя, самостоятельности, аккуратности в ведении рабочих тетрадей.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, стремления больше узнать, оценивать собственную учебную деятельность, первичное понимание значения математических знаний в жизни человека; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; развитие самостоятельности, самооценки, выполнять учебные действия в устной, письменной речи; умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником; воспроизводить известную информацию, анализировать её.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие монологической и диалогической речи, умение слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные: развитие умения обучающихся определять время по часам; различать понятия «полдень» и «полночь»; развитие временных представлений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика» 2 класс, Чекин А.Л., карточка с часами, циферблаты, задания.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
1. Организационный этап.
1) Приветствие.
У.: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Александровна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Садитесь.
2) Проверка готовности к уроку.
У.: – Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а всё лишнее нужно убрать.
3) Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У.: – Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
У.: – Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.
У.: – Кто готов рассуждать, доказывать свое мнение? Поднимите руки.
У.: – Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Ну, а теперь приступаем к работе.
4) Устный счёт.
У.: – Ребята, посмотрите на доску. Что на ней изображено?
Д.: – Углы.
У.: – Назовите виды этих углов. Как называется угол, изображённый на первой картинке? На второй? На третьей? (слайд)
Д.: – Прямой угол (прямым углом называется угол, который равен 90°), острый угол (острым углом называется угол, который меньше прямого), тупой угол (тупым углом называется угол, который больше прямого).
У.: – На каждой стороне угла размещены числа, а рядом указано действие, которое надо выполнить над каждым из записанных чисел.
9 • 7 = 63
6 • 7 = 42
8 • 7 = 56
7 • 7 = 49
4 • 7 = 28
6 • 8 = 48
4 • 8 = 32
3 • 8 = 24
5 • 8 = 40
8 • 8 = 64
32 : 4 = 8
20 : 4 = 5
36 : 4 = 9
28 : 4 = 7
16 : 4 = 4
2. Открытие темы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
У.: – Наш урок математики мне хочется начать с загадки. (слайд): что летит быстрее мысли и не имеет ни начала, ни конца?
Д.: – Время.
У.: – Верно. Скажите, а что мы будем узнавать о времени? Назовите тему нашего урока. Для этого откройте учебники на странице 112.
Д.: – Который час? Полдень и полночь. (слайд).
У.: – Тему урока можно разбить на две части. Назовите первую часть.
Д.: – Который час?
У.: – Чему мы должны научиться?
Д.: – Определять время по часам.
У.: – Назовите вторую часть.
Д.: – Полдень и полночь.
У.: – Какие «открытия» мы должны сделать при изучении второй части темы?
Д.: – Познакомиться с понятиями «полдень» и «полночь».
У.: – Молодцы!
3. Первичное усвоение новых знаний.
У.: – Сегодня на уроке мы будем определять время по часам и познакомимся с понятиями «полдень» и «полночь». Ребята, какие виды часов вы уже знаете?
Д.: – Солнечные, песочные, механические, электрические, часы с кукушкой… (слайд).
1) Работа с учебником.
У.: – На странице 112 найдите диалог Маши и Миши, прочитайте его.
У.: – Как называется короткая стрелка?
Д.: – Часовая.
У.: – Как называется длинная стрелка?
Д.: – Минутная.
У.: – Выйдите к доске и покажите мне часовую стрелку, минутную стрелку. (слайд).
У.: – Отлично. Прочитайте задание 1 на странице 112.
(Деятельность обучающихся: чтение задания).
У.: – Который час показан на первом рисунке?
Д.: – 1 час.
У.: – Хорошо. На втором рисунке?
Д.: – 6 часов.
У.: – Молодцы! Откройте рабочие тетради на странице 53, прочитайте задание 1.
Д.: – Выполни задание два из учебника.
У.: – В учебнике смотрим на задание 2. Прочитайте его.
(Деятельность обучающихся: чтение задания).
У.: – В рабочих тетрадях, на первом рисунке, нарисуйте такое положение стрелок, которое показывает 3 часа. Поднимите руки те, кто может сам справится с заданием? Те, кому нужна помощь?
(Деятельность обучающихся: работа в тетради).
У.: – Посмотрите на слайд. Верно ли вы выполнили задание? (слайд)
Д.: – Да, мы выполнили это задание верно.
У.: – Хорошо. Какой угол образует часовая и минутная стрелки на вашем рисунке?
Д.: – Часовая и минутная стрелки образуют прямой угол. (слайд)
У.: – Верно. Когда ещё часовая и минутная стрелки образуют прямой угол? Нарисуйте такое положение стрелок в рабочих тетрадях на втором рисунке. Какое время показывают нарисованные вами часы?
Д.: – 9 часов (слайд).
У.: – Молодцы. Рабочая тетрадь, задание 2: на первом рисунке нарисуйте часы, которые показывают ровно 12 часов.
(Деятельность обучающихся: работа в тетради).
У.: – Проверьте в парах друг у друга, правильно ли вы выполнили задание. Выйдите к доске и дорисуйте стрелки часам. (карточка).
(Деятельность обучающихся: работа у доски).
У.: – Отлично. Ребята, а сколько раз в сутки часы показывают ровно 12?
Д.: – 2 раза в сутки.
У.: – В какое время суток часы показывают ровно 12?
Д.: – Днём и ночью.
У.: – Прочитайте, что написано у вас в учебнике в голубой рамке на странице 113.
Д.: – 12 часов дня – это полдень, 12 часов ночи – это полночь.
У.: – Полдень – это момент времени в середине дня, «половина дня», полночь – это момент времени в середине ночи, «половина ночи», Ребята, хорошенько это запомните. А чем вы обычно занимаетесь в 2 часа дня? В 2 часа ночи? В 8 часов утра? В 8 часов вечера?
У.: – Хорошо, а что показывают часы, когда одни сутки сменяются другими?
Д.: – 12 часов (00:00).
У.: – Как называется это время суток?
Д.: – Это время суток называется ночь.
У.: – Хорошо. Сколько суток прошло, если часы четырежды показали ровно 12 часов? Обсудите это задание в парах.
Д.: – Двое суток.
У.: – Как вы рассуждали?
Д.: – Часы показывают ровно 12 – два раза в сутки, значит, если часы четыре раза показали ровно 12 часов, то прошло двое суток.
12 • 4 = 48(ч). 48 часов = 2 суток.
У.: – Молодцы!
4. Физкультминутка.
1. И.п – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вверх, левую вниз. 2 – переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.
2. И.п – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
5. Первичная проверка понимания.
Работа в парах.
У.: – Сейчас вы поработаете в парах, я раздам вам циферблаты и задание. Ваша задача правильно определить время:
В школе у Маши уроки начинаются в 9 часов утра. Через 5 часов все уроки у неё закончатся. Она собирается, идёт домой и кушает, на это тратит 1 час. Через 2 часа у неё кружок по танцам.
а) Покажите в котором часу у Маши начинаются уроки. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №1. (9 часов)
б) Покажите в котором часу у Маши заканчиваются уроки. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №2. (2 часа)
в) Покажите в котором часу Маша придёт домой. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №3. (3 часа)
г) Покажите в котором часу у Маши начинается кружок по танцам. Дорисуйте часовую и минутную стрелки на циферблате №4. (5 часов)
У.: – Давайте проверим, что у нас получилось. Прочитайте текст задания.
(Деятельность обучающихся: чтение задания).
(Деятельность учителя: задаёт вопросы по порядку, обучающиеся отвечают).
6. Первичное закрепление.
Индивидуальная работа.
У.: – Ребята, сейчас я раздам вам задания, которые вы должны будете выполнить индивидуально. Вам нужно дорисовать минутную и часовую стрелки: 10 часов утра, 12 часов ночи (00:00), 2 часа ночи, 5 часов утра, 7 часов утра, 8 часов вечера (20:00), 3 часа дня (15:00), 6 часов вечера (18:00).
(Деятельность обучающихся: выполнение самостоятельной работы).
У.: – Ребята, посмотрите на доску. Верно ли вы справились с этим заданием? (слайд).
Д.: – Да, мы верно выполнили это задание.
У.: – Молодцы.
7. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.
У.: – Ребята, вспомните цель нашего урока.
Д.: – На уроке мы должны были научиться определять время по часам, а также познакомиться с понятиями «полдень» и «полночь».
У.: – Мы достигли этой цели?
Д.: – Да.
У.: – Как вы думаете, хорошо ли вы потрудились на уроке?
Д.: – Да, мы были активны.
У.: – Вы все сегодня хорошо поработали на уроке, а теперь посмотрите на слайд. Оцените свою работу на уроке с помощью «Лесенки успеха» по следующим критериям: ничего не понял, всё понял, всё понял и могу помочь другим, гора успеха. Поднимите руку, кто поставил себя на первую ступеньку. Почему? Кто на вторую или третью? Кто на четвертую? Объясните свою оценку. (слайд)
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: – Ребята, запишите домашнее задание. Рабочая тетрадь, страница 53, задание 3. Всем спасибо, урок окончен.