Конспект урока математики
на тему: «Вычитание числа 7 путём разложения вычитаемого на два числа»
2 класс
Учитель: Москвитина О.С.
Раздел: «Второй десяток».
Тема урока: «Вычитание числа 7 путём разложения вычитаемого на два числа».
Цель: формирование умений складывать и вычитать в пределах 20 с переходом через разряд, решать составные в два действия задачи.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить с приёмом вычитания числа 7 в пределах 20 с переходом через разряд.
Повторить сложение в пределах 20 с переходом через разряд.
Продолжить формировать умение решать задачи в 2 действия.
Закрепить устные приёмы сложения и вычитания в пределах 10.
Закрепить знание свойств геометрических фигур.
Коррекционно-развивающие:
Развивать аналитико-синтетическую деятельность в процессе изучения нового материала.
Развивать восприятие, внимание, память, мышление, вычислительные навыки посредством устного счёта.
Развитие словесно-логического мышления на основе решения задач.
Продолжить формировать умение работать с учебником, рисунками, схемами.
Развивать связную речь путём обучения учащихся давать полные ответы на вопросы учителя.
Развивать навыки самостоятельной работы, умения планировать свою деятельность на уроке.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать мотивацию к учению и интерес к предмету, трудолюбие, умение работать в коллективе, взаимодействовать со сверстниками.
Формировать навыки самоконтроля, культуру поведения.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение:
Программа: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – 4 классы. /Под ред. И.М. Бгажноковой.- М.: Просвещение, 2011.
Учебник: Алышева Т. В. Математика. 2 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида. В 2 частях / Т. В. Алышева. - М.: Просвещение, 2011.
Оборудование и ресурсы: ноутбук, мультимедийная презентация «Геометрические фигуры», «Виды транспорта», магнитные цифры, геометрические фигуры, схемы задач, карточки «тройки чисел», перфокарты, загадки, предметные картинки, фишки для оценивания, сигналы для самооценки.
Индивидуально-дифференцированный подход: для зоны актуального развития - перфокарты.
Методы обучения:
словесные – беседа, познавательные вопросы, указания к действию, постановка перед учащимися цели урока, пояснение, объяснение, повторение и уточнение, сравнение, напоминание.
наглядные - демонстрация иллюстраций, опорных схем, геометрических фигур, обратной связи.
практические – показ, упражнение, работа с учебником, дидактическая игра; связь с жизненной ситуацией.
стимулирующие – создание проблемной ситуации, соревнование, похвала, поощрение, подчеркивание достижений, ситуация успеха, занимательность информации.
Формы организации урока и виды деятельности
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Виды деятельности:
Планируемый результат:
Совершенствование умений складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через разряд, умение решать составные задачи в два действия.
Ход урока
I. Организация начала урока - мотивация к учебной деятельности:
психологический настрой.
Прозвенел и смолк звонок –
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу.
Я от вас, друзья, не скрою-
Ручку, я вот так держу! (Слайд 2)
Весна дарит много света, тепла и воды. И как капельки воды блестят на солнце, переливаются всеми цветами радуги, так и ваша работа на уроке будет оцениваться фишками в виде капелек. (Слайд 3 - 4)
Запись даты в тетради.
Сегодня, мы с вами продолжим учиться решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток. (Слайд 5)
II. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, повторение пройденного (устный счет).
Состав числа 10. Из каких чисел можно составить число 10?
Коррекция внимания. Назовите числа в порядке возрастания (убывания). Какое число лишнее? Почему? (Однозначное). Двузначные числа уменьшите на 1 десяток. (12, 7, 20, 15, 10, 18, 16)
Выбрать из данных чисел:
- меры времени (Делу время – потехе час).
- меры стоимости (Копейка рубль бережёт).
- меры длинны (Семь раз отмерь – один раз отрежь).
12 ч 8 р. 20 к. 4 см 2 дм 7 сут 3 мес 15 мин
Карточки «тройки чисел». Решение примеров в пределах 10 на вычитание; 20 на сложение (приём устного счёта). (Слайд 8)
Задачи. На доске схемы простых задач (определить вид задачи (4 вида: на нахождение суммы, на нахождение остатка, на увеличение/уменьшение числа на несколько единиц) и способ её решения).
На одной стороне улицы построено 8 новых домов, а на другой 10 домов. Сколько новых домов построено на этой улице?
На одной кормушке сидит 16 птичек, а на другой на 4 птички больше. Сколько птичек сидит на второй кормушке?
На празднике выступало 14 девочек, а мальчиков на 4 меньше. Сколько мальчиков выступало на празднике?
К оставшейся схеме составьте условие задачи самостоятельно, определите вид задачи.
Для того чтобы построить дом, машины надо уметь работать с чертежом и знать геометрические фигуры.
У какой геометрической фигуры все стороны равны и углы прямые?
У какой геометрической фигуры стороны попарно равны и углы прямые?
У какой геометрической фигуры три стороны и три угла (вершины)?
Какая геометрическая фигура ограничена окружностью?
Соотнесение модели геометрической фигуры с названием (на доске – магнитные геометрические фигуры). (Слайд 9, 10, 11, 12, 13)
Презентация «Геометрические фигуры».
III. Повторение
Игра: «Назови число и передай мяч». Назовите числа двойками по цепочке (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20).
Числа, которые заканчиваются на 0, 2, 4, 6, 8 – называются чётными;
1, 3, 5, 7, 9 – нечётными (употребляются только в речи учителя – опережающее обучение).
Какие знаки вы использовали при решении примеров? (Знаки: плюс и минус). Как называются числа при сложении и вычитании? (Слайд 6, 7)
Как называются числа с наименованием? (Именованные числа).
IV. Сообщение нового материала, восприятие и первичное осознание его учащимися.
Загадка: Семеро братиков любят ходить
Быстро, но в очередь, а не гурьбой,
Только за первым хочу проследить,
Как уж последний идет – выходной.
(Дни недели) (Слайд 14)
Сколько дней в неделе? Назовите дни недели по порядку. Какой сегодня день недели?
Минутка чистописания. Запись цифры 7 в тетради. (Слайд 15, 16)
Назовите соседей числа 7. Как называется число которое стоит перед числом 7? (Предшествующее). За числом 7? (Последующее). На сколько последующее больше предыдущего? Из каких 2 чисел можно составить число 7? От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Создание проблемной ситуации:
- Назовите числа второго десятка.
- Решите без счёт (без отсчитывания) пример 16-7?
- Сейчас мы будем учиться вычитать из чисел второго десятка число 7:
16-7=9 11- 7=4 12-7=5 13-7=6 14-7=7 15-7=8
Сравните примеры. Что общего во всех примерах? (Вычитаемое 7)
Объяснение приёма вычитания учителем.
Чтение памятки учащимися.
Расскажи: пример 16-7 решил так:
Вычел из числа 16 вместо числа 7 два числа: 6 и 1.
1) Сначала вычел из числа 16 число 6, получилось 10;
2) Затем из числа 10 вычел 1, получилось 9.
V. Первичное закрепление новых знаний и включение их в систему имеющихся знаний. 1. Работа с учебником.
Решение примеров с. 75 № 2. (Самостоятельно в тетрадях).
Для зоны актуального развития – перфокарты.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
И поэтому все встали, круг образовали.
Счёт тройками с движением рук и хлопками (3, 6, 9, 12, 15,18, 21, 24, 27, 30).
Глубоко сейчас вздохнём.
Тихо все присядем,
И работать станем.
Отгадайте загадки:
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина) (Слайд 17, 18)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус) (Слайд 19, 20)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками. (Троллейбус) (Слайд 21, 22)
Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома. (Трамвай) (Слайд 23, 24)
Межпредметные связи: Каким одним словом можно назвать все слова? (Транспорт). Что обозначают все эти слова? (Предмет). А какое действие может происходить с транспортом? Транспорт – это предмет повышенной опасности, поэтому надо соблюдать ПДД и переходить дорогу в обозначенных местах, по пешеходному переходу (воспитательный момент).
Презентация видов транспорта. (Сухопутный, водный, воздушный). (Слайд 25)
К какому виду транспорта относится: машина, автобус, троллейбус, трамвай?
Демонстрация картинок с видами транспорта.
3. Решение задачи в два действия с. 77 №7 (1).
Из каких частей состоит задача? (Условие, вопрос, схема, решение, ответ).
Анализ задачи.
О ком говорится в задаче? (О людях, пассажирах).
Что известно в задаче? (В машине ехало 4 человека).
Объясни, что показывает каждое число? (Повторяется условие задачи).
Какой главный вопрос задачи?
Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась в одно действие.
В два действия.
Поиск плана решения задачи.
Можно ли сразу ответить на главный вопрос задачи? (Сколько всего человек ехало в машине и в автобусе?).
(Нет. Мы не знаем, сколько человек ехало в автобусе?).
Во сколько действий эта задача?
Что можно узнать сначала? (Сколько человек ехало в автобусе?).
Каким действием? (Сложением).
Что можно узнать потом? (Сколько всего человек ехало в машине и в автобусе?).
Каким действием? (Сложением).
Повторите план решения задачи.
Физкультминутка.
Комплекс упражнений для улучшения зрения.
Горизонтальные движения глаз: направо - налево.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
Частое моргание глазами.
VI. Повторение, обобщение и систематизация имеющихся знаний под руководством учителя и в самостоятельной деятельности.
- Какое число учились вычитать из двузначного числа в пределах 20?
Решение примеров с. 76 №4.
Для зоны актуального развития – перфокарты.
VII. Подведение итогов и результатов урока - рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Понравился ли вам урок?
- Что понравилось на уроке?
- Кто сегодня собой доволен? Почему?
- Оцените свою работу на уроке. Подсчитайте фишки.
Оценка деятельности учащихся.
- Сегодня все хорошо поработали, все старались. Молодцы!
Учитель отмечает работу учеников.
Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- На парте у вас сигнал обратной связи «смайлик»: весёлый, задумчивый.
- Если у вас всё получилось сегодня на уроке и хорошее настроение поднимите – весёлый смайлик.
- Если были сомнения, ошибки, но вы смогли исправить сами – задумчивую, ну а если постоянно требовалась помощь, то грустить не надо - посмотрите на смайлик с улыбкой - улыбнитесь ему и на следующем уроке всё получится. (Слайд 27)
Учитель. Урок окончен.
6