СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики на тему «Вычитание с переходом через десяток»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики на тему «Вычитание с переходом через десяток»»



Дата: 11.04.18



Тема: «Вычитание с переходом через десяток»



Цель: создать условия для ознакомления с общим приёмом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закрепления умений решать задачи и выражения изученных видов; развития навыков устного счёта.



УУД:

-личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

-регулятивные: учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

-познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;.

-коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.



Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:

1) для учителя – конспект, презентация, учебник, рабочая тетрадь

2) для учащихся –учебник, тетрадь



Литература: Математика, Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука, 2 кл. ч.2; «Просвещение» - 2017;

Этапы, время

Содержание

Деятельность учащихся

I.Самоопределение к учебной деятельности

II.Актуализация знаний



































































III.Выявление места и причины затруднения.









IV.Построение проекта выхода из затруднения
























V.Реализация построенного проекта.




















































VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.








Физминутка






VIII. Повторение пройденного. Решение задач






































































IX.

Самостоятельная работа.












X.Итог. Рефлексия

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна, и сегодня я проведу у вас урок математики.

Давайте потренируемся решать примеры.

На доске:

5+15= 35 – 10=

12+6= 16 – 8=

16+4= 40 – 4=

30+25= 30 – 15=

После того, как дети решили примеры, спрашиваю, сколько получилось? И если ученик выполнил неверно, то вызываю его к доске, чтобы он объяснил, как решал пример.

Молодцы!

Р ебята, посмотрите на чертеж:

Что вы видите? (отрезок и ломаная) Каким цветом обозначен отрезок? (синим) а зеленым? (ломаная линия) Из скольких звеньев состоит ломаная? (из трех) Внимательно посмотрите и ответьте, сколько точек пересечения имеет ломаная линия с отрезком? (3) Кто пойдет к доске и обозначит эти точки пересечения? (дам черный фломастер) Назовите эти точки (A,Б,В)

Давайте решим задачу.(на листе заранее составлена краткая запись с пустыми окошками) сейчас я прочитаю условие задачи, а вы внимательно слушаете и потом по краткой записи повторите его. *Выходит ученик и с комментированием, вставляет цифры в окошки

Задача: В детский сад привезли 10 кг груш, а яблок на 3 кг больше. Сколько кг фруктов привезли для детского сада?

Г р. – кг ?

Я бл. - ?, на кг больше

Повторите задачу по краткой записи.

Теперь мы с вами немного потренируемся, откройте рабочие тетради на странице 70, найдите номер 1 , прочитайте задание. Вам нужно разложить двузначные числа на сумму разрядных слагаемых ( 20 и 7; 60 и 1; 30 и 9; 90 и 9; 40 и 6) решают по 1 домику с комментированием.

Давайте вспомним, как решали пример из 12 – 5. Сколько в числе 12 десятков? (1) А единиц? (2) На какие удобные слагаемые надо разложить число 5? (на 2 и 3) А теперь как будем вычитать? Сначала из 12 - 2, получится 10, а потом из 10 – 3, получится 7.

* на доске* 12 – 5=

2 3

12 – 2=10

10 – 3=7

Откройте тетради, запишите число, классная работа. А теперь, я вам предлагаю решить такой пример: 32 – 5 что представляет собой уменьшаемое? (это двузначное число, в котором 3 десятка и 2 единицы) Что представляет собой вычитаемое? (в нем 5 единиц) Скажите, как мы вычитаем? (десятки из десятков, единицы из единиц) Сколько единиц в числе 32? (2) Ребята, мы сможем выполнить такое выражение? (нет) Я вас сегодня научу. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Вычитание с переходом через десяток»

Чтобы решить данный пример, нужно  из числа 32  вычесть число 5. Вычитаем единицы. Из двух единиц нельзя вычесть 5 единиц, поэтому займем один десяток из трех десятков. (Отметим точкой над цифрой три, чтобы не забыть, что один десяток заняли.) Один десяток – это десять единиц, но у нас 2 единицы, поэтому мы получаем число 12. Из двенадцати единиц вычесть 5 единиц, получится семь единиц. Записываем под единицами семь. Вычитаем десятки. Было 3 десятка, но один десяток заняли, значит, осталось 2 десятка. Два десятка и семь единиц – это двадцать семь.

Откроем учебник на странице 65, используя схему слева, повторите алгоритм решения данного выражения. (у нас было 3 десятка и 2 единицы. Посмотрите нам нужно из 2 единиц вычесть 5 единиц, мы не можем этого сделать, поэтому берем один десяток, видите синий десяток? Мы его взяли и разложили на 10 единиц. Сколько у нас стало единиц? (12) Из 12 вычтем 5, получим 7. Сколько десятков? (2) 2 десятка и 7 единиц, получается 27.)

Давайте попробуем решить письменно этот пример. Записываем пример в столбик. Как мы должны записать? (десятки под десятками, единицы под единицами) Пишу 32 , где мы должны записать цифру 5? (под единицами, то есть под 2) 32 – 5, подчеркиваю, объясняю. С какого разряда начинаем вычитать? (с единиц) В одном десятке сколько единиц? (10) Значит над единицами поставим 10, а над десятками жирную красную точку. Из 12 вычесть 5, сколько будет ? )7_ Где мы напишем 7? (под единицами) Сколько осталось десятков? (2) где мы напишем цифру 2? (под десятками) Получилось 27. Всем понятно?

Теперь нам нужно от 51 – 27

Записываем пример в столбик. Десятки пишем под десятками, единицы под единицами. Из одного мы не сможем вычесть 7, поэтому занимаем один десяток из 5 десятков. Один десяток это 10 единиц, но у нас есть еще одна единица, значит сколько всего получится? (11) из 11 вычесть 7 единиц, сколько будет? (4) Правильно. Теперь из 4 десятков вычесть 2 десятка, сколько будет? (2 десятка) У нас получилось 2 десятка и 4 единицы, какое число мы получили? (24)

Откройте страницу 66 в учебнике и найдите номер 1. *первые четыре примера решаем вместе, а оставшиеся 2 примера, дать по вариантам.* Поднимите руку, кто сидит на первом варианте: вам достается 5 пример, поднимите руку, кто сидит на 2 варианте, вам достается 6 пример. Выходят к доске по одному и решают с проговариванием.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Хорошо, давайте решим номер 2 столбиком, у доски.(по одному примеру) Кто хочет выйти? Кто всё понял, можете решать самостоятельно и у первых трех учеников, кто решит самый первый, я проверю и поставлю оценку.(27; 17; 35; 15; 56; 46; 79; 29)

Найдите номер 4, прочитайте задание ( найти задачи, доказать, что это задача) Будет ли первое упражнение являться задачей? (да) Докажи (там есть условие и вопрос) будет ли второе упражнение являться задачей? (нет) почему? (потому что отсутствует вопрос).
3) будет являться задачей? (нет) почему? (условие содержит ответ на вопрос)

4) будет являться задачей, так как там есть условие и вопрос)

5) задача с недостающими данными

Ребята, перед тем как решать задачу, предлагаю вам посмотреть на пейзаж, портрет и натюрморт *дам краткую характеристику пейзажной картине(картина, на которой изображается природа), натюрморту(жанр живописи, изображение неодушевленных предметов. в натюрмортах также изображают объекты живой природа: например, цветы в вазе) и портрету(изображение человека); повешу иллюстрации на доску*

А теперь, давайте решим первый номер. Какую краткую запись мы составим?

П ейзаж – 25

Портрет - ?, на 9 б 78

Натюрморты-?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? (потому что мы не знаем сколько портретных картин было) Каким действием мы можем это узнать? (сложением) Почему? (потому что сказано, что на 9 больше, чем пейзажных картин) А теперь можем ответить на вопрос задачи? (нет) Почему? (потому что мы не знаем сколько всего пейзажных и портретных картин вместе) Можем мы это узнать? (да) Каким действием? (сложением) Почему?(потому что нужно найти сколько всего картин) Теперь можно ответить на вопрос задачи? (да) Каким действием? (вычитанием) Почему?( потому что сказано, что остальные натюрморты) Какой ответ? 44.

Давайте решим 4 задачу.

Можно сразу ответить на вопрос задачи? (да) Почему? (потому что даны все данные) Каким действием? (умножением) почему? (потому что сказано, что по 3 дм каждое) Что на что будем умножать? (3*4) сколько будет? (12) какой ответ? (12 дм)правильно

Закройте учебники. Откройте рабочие тетради, на странице 70 найдите номер 2. Решайте.

Проверка с пояснением (первое слагаемое 3, второе нам неизвестно, сумма равна 12. Чтобы найти второе слагаемое, надо из суммы вычесть первое слагаемое 12 – 3=9, получается второе слагаемое будет равно 9
можно спросить нескольких учеников и поставить оценку.( 8+7=15;12-3=9;11-5=6;14-7=7; 16-8=8;5+9=14;9+2=11;15-6=9; 3+9=12)

Запишите домашнее задание ( Р.Т. с 71 №4,5,6)

Чему учились на уроке? (учились решать примеры на вычитание с переходом через десяток)понравилась ли вам эта тема?

Оцените свою работу на уроке.

Кто работал активно и хорошо понял тему, покажите солнышко, кто был неактивен и тема не совсем понятна, покажите тучку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.




Устно решают примеры









Устно решают задачи.





















Дополняют краткую запись















Работают в рабочих тетрадях



















Внимательно слушают объяснение учителя


































Слушают и помогают
































Выходят к доске и объясняют решение












Решают номер в учебнике





















Решают задачи

























































Делают самостоятельную работу






















Записывают д/з, подводят итоги, оценивают свою работу.