Сколько ног у осьминога? Состав числа 8
1 класс
УМК «Планета знаний»
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
- Начинаем урок математики. У меня сегодня прекрасное настроение. У кого такое же прекрасное настроение, дружно-дружно похлопайте в ладоши.
- В таком приподнятом настроении мы сегодня отправимся в гости.
- А вот к кому? Послушайте стихотворение, угадайте. (Читает ученик)
Жил осьминог
со своей осьминожкой
И было у них
Осьминожков немножко…
- К кому отправляемся в гости ? (К осьминожкам в подводное царство.)
II. Актуализация знаний
- С чего начинаем урок? (С повторения)
- Вспомним то, что знаем.
1. Посчитаем до 10 и обратно
2. - Осьминожки тоже, как и вы, любят считать. Они решили построить числовой ряд. Но волной смыло числа. Давайте поможем осьминогам построить числовой ряд.
- Откройте тетради на стр. 51. Положите тетрадь правильно, Сядьте прямо. Возьмите ручки. Поставьте локти. Найдите строчку с синей галочкой. На этой строчке будем записывать числа через клетку.
-Слушайте внимательно задания и ответы записывайте в тетради.
- Сумма чисел 2 и 1. (3)
- Разность чисел 4 и 3 (1)
- Какое число следует при счете за числом 4. (5)
- 6 увеличить на 1, то… (7)
- Какое число стоит между числами 3 и 5 (4) (1,3,4,5,7)
– Получился числовой ряд? (Нет. В этом ряду некоторые числа пропущены.)
- Давайте восстановим пропущенные числа.
- Итак, числовой ряд готов.
3. - Назовите самое большое число в этом ряду (7)
- Расскажите о числе 7. (Число 7 стоит за числом 6. Число 7 больше числа 6 на 1)
- Из каких чисел состоит число? (1 и 6, 6 и 1, 2 и 5, 5 и 2, 3 и 4, 4 и 3)
- Что мы сейчас повторили? (Состав числа 7. Вспомнили то, что знаем)
- Зачем нужно знать состав чисел? (Чтобы быстро и правильно научиться считать.)
III. Постановка проблемы. Целеполагание
1. - Осьминожки тоже знакомы с некоторыми числами. Однажды самый маленький осьминог решил узнать, сколько у него ног. Считал, считал, запутался… Давайте поможем ему ответить на вопрос, сколько у него ног.
- На какой вопрос ответим на уроке? (Сколько у осьминога ног?)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? (8)
- О каком числе будем говорить на уроке? (О числе 8)
- Что мы уже знаем про число 8? ( При счете следует за числом 7. Стоит между числами 7 и 9.)
- Что умеем делать с числом 8?
- Считать до 8
- Обозначать число 8 цифрой 8.
- Сравнивать число 8 с другими числами.
- Что еще не изучали?
- Поставьте перед собой цель. (Выяснить, из каких чисел состоит число 8. Узнать состав числа 8)
- Итак, тема урока: «Сколько ног у осьминога?»
2. По какому плану будем изучать число 8. (1. Вместе откроем состав числа 8. 2. Закрепим знания 3. Проверим свои знания. 4. Подведем итоги).
V. Открытие детьми нового знания (8 мин)
- Приступим к открытию новых знаний
- Выясним, из каких чисел состоит число 8.
– Сосчитайте, сколько осьминогов? (8)
– Маленькие осьминожки растут очень быстро. Им становится тесно в одной квартире. Семья осьминогов решила купить две квартиры, но не знают, как в них разместиться правильно. Они составили для нас равенства - подсказки. Давайте им поможем. Расселим 8 осьминогов по двум квартирам.
- Прочитаем первое равенство (1 + 7 = 8.)
- Подумаем, как можем разделить 8 осьминогов на две части по этой подсказке. (1 – с шляпой, 7 – без шляп, всего 8 осьминогов.)
- Сделаем вывод. Значит, из каких чисел можно составить число 8? (1 и 7)
- Мы можем поменять местами осьминогов? (Да)
- Поменяем.
- Какой секрет сложения мы знаем?
- Тогда какое равенство на сложение можем записать с этими числами?
- Что еще можем сказать о числе 8? (7 и 1)
- Прочитаем второе равенство. (2 + 6 = 8)
- Расселим осьминогов по этой подсказке. (2 взрослых, 6 маленьких)
- Сделаем вывод. Из каких чисел состоит число 8? (8 состоит из 2 и 6)
- Поменяем местами осьминогов.
- Какое равенство получим?
- Значит, что можем сказать о числе 8? (8 – это 6 и 2)
- Прочитаем равенство (5 + 3 = 8) (5осьминогов без сапожек, 3 осьминога с сапожками)
- Значит, 8 – это 5 и 3.
- Ещё как можем расселить осьминогов. (4 красных осьминога и 4 синих)
- Значит, 8 – это 4 и 4.
- Итак, с помощью равенств –подсказок мы расселили 8 осьминогов по двум квартирам. Выяснили, из каких чисел состоит число 8 (Да)
- Можем мы сказать, что мы вместе открыли новые знания?? (Да.)
- Что открыли? (Состав числа 8)
IV. Физкультминутка.
- Давайте отдохнем. Проведем физкультминутку
V. Первичное закрепление.
- Чтобы быстрее и лучше запомнить состав числа 8…нужно закрепить наши знания
1. – Будем работать в парах.
- Вспомним правила дружной работы.
- На ваших партах лежат домики. Это домики какого числа? (8)
- Что нам нужно сделать? (Записать числа, из которых состоит число 8)
- Поднимите домики. Покажите свою работу.
- Вы заселили свои домики, а мой дом пустой.
- Давайте вместе заселим. (На доске заселяют «домик» числа 8)
- Назовите жителей первого этажа и т. д.
- Итак, мы «построили» домик числа 8, закрепили наши знания.
3. - Продолжим работу
- Откройте учебники на страницу 88.
- Найдите задание № 4.
-Посмотрите внимательно на первую фигуру.
- Сосчитайте, сколько клеток.(8)
- Осьминожки разделили эту фигуру на две части.
- Скажите, как они ее раскрасили? (1 клетка – зеленая, 7 – красные)
- Значит, на какие части разбили число 8?
- Что нужно сделать по этому рисунку? (Дополнить равенства)
- Откройте рабочие тетради на страницу 51. Найдите в тетради стрелочку №4. Будем дописывать равенства.
- По очереди выходят к доске. Объясняют.
- (1 + 7 = 8, к 1 зеленой клеточке прибавили 7 красных получилось 8 клеток)
- (меняем местами слагаемые 7 + 1 = 8, к 7 красным клеткам добавим 1 зеленую – получим 8 клеток)
- (8 – 1 = 7, потому что 8 – это 1 и 7. Если 8 клеток убрать 1 зеленую, то останется 7 красных)
- (8 – 1 = 7, потому что 8 – это 7 и 1. Если из 8 клеток вычесть 7 красных, останется 1 зеленая клетка)
- Итак, мы записали 2 суммы и 2 разности с числами 1, 7, 8.
4. – На дне моря осьминоги нашли сундук с затонувшего корабля. (Учитель показывает сундук). В нем старинный свиток с непонятными знаками-схемами. Интересно, что же эти записи могут означать?
- Давайте составим рассказы по схемам. Поставим вопросы со словом «сколько». (Ученики составляют и решают задачи по схемам)
- Найдите строчку с синей галочкой в рабочей тетради. Запишем равенства
VII. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
- А теперь пришло время проверить, как мы усвоили состав числа 8. Самостоятельно выполним задание.
Электронный учебник
- Найдите задание № 2.
- Перед вами 3 картинки. Каждая картинка изображает число 8. Подумайте, как составлено число 8. Найдите в тетради стрелочку №2 и запишите равенства к каждому рисунку.
- Проверим свою работу по образцу
- Возьмите карандаш. Оцените. Если работа выполнена правильно, ставьте знак +, если есть ошибки ставьте знак вопроса. Исправьте.
- Встаньте кто поставил себе +, а теперь встаньте, кто поставил себе ?
- Что мы сейчас делали? (Проверяли наши знания)
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
- А теперь будем учиться применять новые знания.
1. - Найдите в верхней части рабочей тетради задание.
- Какое задание нам нужно выполнить? (Поставить знаки + -)
- Взаимопроверка
2. Игра «День-ночь»: 8 – 3 + 2 + 1 - 6 + 5 – 4 + 2 + 3 =(8)
- Ответ покажите числовым веером.
IX. Итог урока.
- Подведем итог урока
- О чем говорили на уроке? (О числе 8) (Учитель показывает число 8.)
- Поставим на свое место в числовом ряду.
- Какая была цель урока? (Изучить состав числа 8)
- Нам это удалось? (Да)
- По схемам расскажите о числе 8.
- На уроке получили много новых знаний. Пора подниматься на поверхность. Будем подниматься по лестнице знаний.
- Оценим свою работу на уроке. Если у вас на уроке все получалось хорошо, поставьте букву Я на верхнюю ступеньку. Если не все получалось – на вторую ступеньку. Если были проблемы, вам нужна моя помощь – на нижнюю.