Сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд
Организационный этап
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.
2.Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний
1.Целеполагание
Сегодня мы будем учиться решать примеры, в которых двузначное число нужно сложить с однозначным с переходом через разряд.
Будем решать задачи, разгадывать головоломки. Поможет нам в этом озорной мальчишка из книги Джанни Родари
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся ... (Чиполлино)
Фантазией писателя был создан целый мир – фруктово-овощная страна. В этой стране жил Чиполлино с отцом Чиполлоне, шестью братьями и друзьями: сапожником Виноградинкой, кумом Тыквой, девочкой Редиской, мальчиком Вишенкой и другими…
2.Устный счёт
Помогите Чиполлино начать строить домик для кума Тыквы. Соберите кирпичики с правильными ответами.
Задание 1
Найдите разность чисел 50и 13. 37
Увеличьте 40 на 24. 64
Назовите число, в котором 7 ед. и 4 десятка. 47
Какое число на 2 десятка больше 28-ми. 48
В первый день на строительство домика для Тыквы Чиполлино привёл 20 друзей, во второй – на 11 друзей больше. Сколько всего друзей пришли за 2 дня помогать дедушке Тыкве? 51
Сколько минут в 1 часе и 40 минутах. 100
Сколько дм в 3-ех м и 50-ти см. 35
Сколько четырёхугольников в фигуре? 9
Задание 2
Сколько четырёхугольников в фигуре?
Девять четырёхугольников.
2.Этап объяснения нового материала
Прочитайте числа.
Прибавьте к этим числам столько, чтобы получилось 30.
24 26 27 28
+ + + +
6 4 3 2
= = = =
30 30 30 30
Сейчас этот приём мы попробуем использовать при сложении двузначного числа с однозначным с переходом через разряд.
Найдём значение данного числового выражения.
Чиполлино решил вам помочь.
Выложим при помощи кирпичиков число 26. Это 2 десятка и 6 ед.
Добавим ещё 7 кирпичиков.
Сколько кирпичиков мы можем добавить до круглого десятка?
Четыре кирпичика.
Сколько останется?
Верно, три кирпичика останется.
Составим их в следующий столбик.
Какое число получилось?
Получилось 33.
Чтобы сложить двузначное число с однозначным с переходом через разряд, надо сначала однозначное число представить суммой удобных слагаемых , одно из которых дополняет двузначное число до круглого, а затем прибавить оставшееся слагаемое.
26+7= (26+4)+3=33
/\
4 3
4.Этап закрепления новых знаний
- Рассмотрите схему. Объясните, как к числу 35 прибавить 8

+5 +3
3
5 □ □
+8
Верно, сначала прибавим 5, получим 40, потом ещё 3, получим 43.
Заполните пустые клетки, рассуждая по образцу.


4
8 □ □
+5

56 □
+7
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Давайте решим задачу.
В первый день сапожник Виноградинка отремонтировал 15 пар обуви, во второй – на 2 пары больше, а в третий - на 4 пары меньше, чем в первый. Сколько пар обуви починил Виноградинка за 3 дня.
Сколько пар обуви отремонтировал сапожник в 1-ый день? 15
Сколько пар обуви отремонтировал сапожник во 2-ой день? 17
Сколько пар обуви отремонтировал сапожник в 3-ий день? 13
Какой вопрос в задаче? 45
Запишите решение самостоятельно.
Проверьте себя и оцените свои успехи.
Решите примеры. Расположите ответы в порядке возрастания и узнайте, в какой стране жил Джанни Родари.
а | 47+8= | |
л | 56+7= | |
т | 33+9= | |
и | 29+9= | |
я | 78+5= | |
и | 64+8= | |
Италия – родина Джанни Родари и бесстрашного, весёлого мальчика– луковки с чудным именем Чиполлино.
Логическая задача
На дне рождения Чиполлоне братья луковки делили торт. Они сделали 4 разреза. Сколько кусочков торта получилось?
Проверьте так ли у вас получилось? 8 кусков
Самостоятельная работа
Выполните действия:
2 дм 4 см+ 3 см=
7 дм 7 см+ 2 дм=
8 дм 5 см- 3 дм=
9 дм 4 см- 3 см=
Проверьте себя и оцените свои успехи.
2 дм 4 см+ 3 см=2 дм 7 см
7 дм 7 см+ 2 дм=9 дм 7 см
8 дм 5 см- 3 дм=5 дм 5 см
9 дм 4 см- 3 см=9 дм 1 см
4.Этап подведения итогов
С каким приёмом сложения мы познакомились? Сложение двузначного числа с однозначным с переходом через разряд.
68+5=
Как сложить двузначное число с однозначным с переходом через разряд?
Чтобы сложить двузначное число с однозначным с переходом через разряд, надо сначала однозначное число представить суммой удобных слагаемых, одно из которых дополняет двузначное число до круглого, а затем прибавить оставшееся слагаемое.
68+5= (68+2)+3=73
/\
2 3]
4.Рефлексия
Закончите фразу:
Я узнал…
Я научился…
Было трудно…
Хорошо поработали, всем спасибо.