Муниципальное образовательное учреждение
«Павловская средняя школа»
Конспект урока математики
«Случаи деления, когда делитель больше делимого»
3 класс
Автор – Скоричева Марина Анатольевна
Учитель начальных классов
I квалификационной категории
МОУ «Павловская СШ»
г. Каргополь
Тема: «Случаи деления, когда делитель больше делимого» .
Цель – познакомить со случаем деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя);
- закреплять деление с остатком, знание таблицы умножения и деления, умение решать задачи изученных видов.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Тип: открытие новых знаний, обретение новых умений, навыков.
Методы: проблемный, практический, репродуктивный, групповой.
Оборудование:
Учебник, карточки для индивидуальной работы, счетные палочки.
Ход урока.
Организационный момент.
Психологический настрой.
Посмотрели друг на друга. Подарите друг другу улыбку и пусть это настроение сохраниться до конца урока.
2.Актуализация опорных знаний, умений, навыков.
А) Индивидуальная работа на карточках. Таблица. (3 человека)
Делимое | 45 | | 48 | 54 | | 64 | 42 | 35 | 16 | 27 | |
Делитель | 9 | 8 | | 9 | 7 | 8 | | 7 | | 3 | 8 |
Частное | | 9 | 6 | | 9 | | 7 | | 2 | | 4 |
Б) Вставь на место пропусков знаки «+» или « - »так, чтобы получилось верное равенство.
2 O 6 O 3 O 4 O 5 O 8 =12
(2+6-3+4-5+8 =12)
В) Работа над задачами.
Слушайте задачи. Записываете только решения. На каждую задачу отведено 20 секунд. (1 у доски, самопроверка)
В одном пакете 18 кг яблок, в другом 9 кг. Во сколько раз больше яблок в одном пакете, чем в другом? (18 : 9)
Кит проплыл 24 км, а дельфин в 4 раза меньше. Сколько км проплыл дельфин? (24 : 4)
Первый велосипедист проехал 9 км, а второй – 15км. На сколько км больше проехал второй велосипедист, чем первый? (15-9)
На полке 20 книг со сказками, а с стихами на 10 меньше. Сколько книг со стихами?
У девочки было 90 рублей. Она истратила одну десятую часть этих денег. Сколько денег у нее осталось? (90-90:10)
Самоопределение к деятельности.
-Над какой темой работаем на последних уроках? (Деление с остатком).
Выполните деление с остатком. Прочитайте выражение, называя компоненты действия деления.
43 : 6 = 24 : 5 = 73 : 8 = 8 : 9 =
- Почему выражение 2:3 вызывает затруднение? (делимое меньше делителя)
- Чему должны научиться? Какие цели и задачи ставим на урок? (Получить новые знания, чтобы научиться решать такие примеры)
-Сформулируйте тему урока.
Работа по теме
Практическая работа.
- Возьмите 2 палочки. Постройте треугольник. Что такое треугольник?
- Сколько треугольников у вас получилось? (Нисколько)
- Почему? (У треугольника 3 стороны, у нас 2 палочки. Не хватает)
- Сколько палочек осталось? (2)
- Как записать эти действия с помощью числового выражения?
(2 : 3 = 0 (ост. 2)) (Учитель записывает на доске)
- Теперь попробуйте построить квадрат? Что такое квадрат?
- Сколько квадратов у вас получилось? (нисколько)
- Почему? ( У квадрата 4 стороны, а палочек 2.Не хватает)
- Сколько палочек осталось? (2)
- Запишите действия с помощью числового выражения. (2 : 4 = 0 (ост. 2))
- Возьмите 3 палочки. Постройте квадрат. Запишите пример и результат себе в тетрадь самостоятельно.
- Посмотрите на полученные выражения. Сделайте вывод: каким будет результат деления, если делитель больше делимого? (В частном получается 0, а остаток равен делимому).
5 . Закрепление знаний.
1. Работа у доски. (Трое у доски, остальные в тетради)
5:6= 8:11= 44:88=
2. Возьмите карточки. Выполняем задание
№1 (По цепочке с устным объяснением. Первый столбик коллективно, остальное самостоятельно. Взаимопроверка.)
6 : 8 = 1 : 4 = 9 : 12 =
5 : 6 = 8 : 9 = 14 : 30 =
№2 «Найди ошибку» (работа в парах):
9:13=0(ост.9) 7:12=0(ост.12) 4:7=0(ост.7)
10:11=10(ост.0) 15:17=0(ост.15) 16:18=0(ост.16)
Физкультминутка
3. Работа с учебником. Стр. 31, № 2,№3 (устно)
Задача № 4.
Прочитайте задачу.
-Какие слова выберем для краткой записи задачи?
- Составим 2 краткие записи.
- Что обозначает число 36?(Количество привезенных досок)
-Что обозначает число 27? (Количество оставшихся досок)
-Сколько досок израсходовано? (Неизвестно)
-Прочитайте первый вопрос.
Что необходимо узнать? (Во сколько раз больше осталось, чем израсходовали?)
Привезли – 36д.
Израсходовали - ?
Осталось – 27д. Во?р. больше
Прочитайте второй вопрос. Что нужно узнать? ( На сколько меньше израсходовали, чем осталось)
Привезли – 36д.
Израсходовали - ?
Осталось – 27д. На ?меньше
Чем задачи похожи и чем различаются? ( Похожи условиями,различаются вопросами).
Чем будут различаться их решения? (Последним действием)
- Как узнать во сколько раз больше? ( Большее разделить на меньшее)
-Как узнать на сколько меньше? ( Из большего вычесть меньшее)
-Запишите решение задач выражениями.( 1 вариант – 1 вопрос
27 : ( 36-27) = 3 (раза) , 2 вариант -2 вопрос 27 - ( 36-27) = 18 (д.))
6. Рефлексия
- Что узнали для себя нового.
- Были трудности на уроке?
- Что было легким на уроке.
- Что было интересным на уроке.
- Доволен ли ты своей работой.
- Оцените себя.
7. Подведение итога урока.
-Какой случай деления с остатком мы сегодня разобрали?
8. Домашнее задание
С. 31 № 5 (1или 2 на выбор)