Урок математики в 1 классе Учитель начальных классов МАОУ СОШ №24 города Тамбова Еропкина Анна Федоровна Тема: Урок - Путешествие в страну Геометрия. Многоугольники и четырехугольники Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: нахождению и распознаванию многоугольников и четырехугольников Образовательная цель: 1. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: «многоугольник», «четырехугольник». 2. Установление опытным путем числа вершин у четырехугольника, выделение из множества четырехугольников прямоугольников; Развивающая: Развитие: мышления, внимания, памяти, речи, творческих способностей. Воспитательная: Воспитание любознательности, активности, интереса к науке геометрии, старательности, аккуратности, внимательного отношения к окружающим. Планируемые результаты Личностные УУД: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД -формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; -проговаривать последовательность действий на уроке; -формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; -планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД -формировать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД -формировать умение работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Предметные: - уметь использовать в речи термины: «геометрическая фигура» «многоугольник», «четырехугольник», Оборудование: 1. Учебник «Математика» А.Л. Чекин, 1 класс 2.Презентация «Страна Геометрия»; 3. Задание для групп: геометрические фигуры, конверты, карточки для индивидуальной работы 4. Компьютер 5 . Мультимедийный проектор 6. Аудиозапись «Чему учат в школе» Ход урока Орг. момент (Слайд1) Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Мы с улыбочкой вздохнём И урок математики тот час начнём! - Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи! На нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их пожалуйста. А чтобы вы не волновались, я каждому из вас подарила своё сердечко. Пусть оно поможет вам на уроке быть добрыми и любознательными. Тихо сели. II. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности. 1. Устные счет. Сегодня на уроке математики мы совершим необычное путешествие. Но чтобы узнать, куда мы отправимся, вам предстоит выполнить задание, которое зашифровано у вас на карточках. Решите примеры и отгадайте слово. Кто сделает, поднимет руку. ( У детей на парте индивидуальные карточки) Выполняют задание. Какое слово получилось? (Слайд2) Геометрия Обмен карточками. Проверка. Кружочки на карточках Всё верно красный 1 ошибка – зелёный 2 ошибки – синий (Слайд 3) У вас должны были получится следующие ответы Откройте тетради. Запишите поученные ответы в порядке возрастания Проверка 1 4 5 6 8 9 10 11 13 Ладошки (Слайд4) Всё верно красный 1 ошибка – зелёный 2 ошибки – синий Назовите самое маленькое число. Самое большое. Сравните с натуральным рядом чисел. Какие числа пропущены? (2,3,7,12) Дети, напомните, пожалуйста, какие герои сопровождают нас на уроках? (Маша и Миша) Сегодня Маша и Миша будут моими помощниками Маша Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие - в чудесную страну под названием Геометрия. Но чтобы попасть в эту удивительную страну, нам нужно решить логическую задачу: (Слайд5) 2.Логическая задача Три девочки чертили геометрические фигуры, каждая по одной. Маша не чертила треугольник и квадрат, Вера не чертила квадрат. Что чертила Лена? ( квадрат) Молодцы! (Слайд6) - проверка Миша: (Слайд7) Что это такое - геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» -измерять). Маша: Появление геометрии было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям. Миша: А вы на уроках геометрии научитесь представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, будете чертить, рисовать, конструировать. И мы думаем, что вы полюбите уроки занимательной геометрии, как мы. 3. Загадки. Знакомство с геометрическими инструментами Маша: Мы хотим загадать вам загадки. Отгадав их, вы узнаете, какими инструментами пользуются на уроках геометрии. Миша (Слайд8) Палочка волшебная Есть у меня, друзья. Палочкою этой Могу построить я Башню, дом и самолет, И большущий пароход. (Карандаш.) Учитель: покажите карандаш Маша(Слайд9) В тетради я бываю Косая и прямая. В другом совсем значении Я планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка.) Учитель: покажите линейку Учитель: Карандаш и линейка тоже являются жителями страны Геометрия Ребята, с какой целью мы отправимся в страну Геометрию? (Чтобы на уроках геометрии научиться представлять и сравнивать геометрические фигуры и тела, чертить, рисовать, конструировать) Итак, в путь! (Выключить проектор) III. Повторение знаний о геометрических фигурах в практической деятельности. Посмотрите на карту этой удивительной страны. Со многими жителями страны Геометрия вы уже знакомы. Давайте повторим то, что знаем. Маша и Миша помогут нам совершить путешествие по реке Линий. Маша: Ребята, с чего начинается любая геометрическая фигура? (С точки) Выходит Точка (Вера) 1) Точка — это абстрактный объект, который не имеет измерительных характеристик: ни высоты, ни длины, ни радиуса. Точка обозначается цифрой или заглавной (большой) латинской буквой. Маша: Поставьте в тетради точку и дайте ей имя. Миша: Что это за линия? (Эвелина) 2)Линия — это множество точек. У неё измеряют только длину. Ширины и толщины она не имеет. Обозначается строчными (маленькими) латинскими буквами Линия может быть замкнутой, незамкнутая Миша: Начертите незамкнутую линию Маша: Как называется эта линия? Варя: прямая линия 3)Прямая линия — это линия, которая не искривляется, не имеет ни начала, ни конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны. Маша: начертите прямую линию. Миша: Что это за линия? (Луч) Денис: 4)Луч — это часть прямой, которая имеет начало, но не имеет конца, её можно бесконечно продолжать только в одну сторону. Миша: Начертите луч. Маша: Как называется эта линия? Олег Алмосов: 5)Отрезок — это часть прямой, которая ограничена двумя точками, то есть она имеет и начало и конец, а значит можно измерить её длину. Длина отрезка— это расстояние между его начальной и конечной точками. Маша: Начертите отрезок Учитель: какую линию не показали вам Маша и Миша? (Ломаную) Света: 6)Ломанная линия — это линия, состоящая из последовательно соединённых отрезков. Звенья ломаной — это отрезки, из которых состоит ломанная. Вершины ломаной — это точка, с которой начинается ломанная, точки, в которых соединяются отрезки, образующие ломаную, точка, которой заканчивается ломанная. Начертите ломаную линию. Учитель: Молодцы! Вы повторили очень важный материал. Как вы думаете, где вы сможете применить полученные знания о линиях?(На уроках математики, геометрии, в жизни, в Учи.ру) Вы славно потрудились, вспомнили важные линии из страны Геометрии, а сейчас отдохнем. Ну а сейчас отдохнем! IV. Физкультминутка.(Тучка) VI. Открытие нового знания. Пришло время узнать что-то новое о Геометрии. - Ребята, что изображено на доске? (геометрические фигуры) Какая фигура лишняя? Почему? - убрать! Что общего у всех фигур? (есть стороны, углы, вершины) Чем отличаются? (количеством сторон, углов, вершин) На какие группы можно разбить эти фигуры? По какому признаку? Посмотрите на них внимательно и скажите каяк их можно назвать одним словом? (многоугольники) - А как вы думаете, что такое многоугольник? (Ответы детей) Научное определение этой фигуры даст Дима Кипень Многоугольник — это замкнутая ломанная линия Стороны многоугольника — это звенья ломанной. Смежные стороны многоугольника — это смежные звенья ломанной. Вершины многоугольника — это вершины ломанной. Соседние вершины — это точки концов одной стороны многоугольника. Кто из вас догадался, какова тема нашего урока? VII. Определение учащимися темы и целей урока Тема нашего урока: Многоугольники. (На доску) Попробуйте определить цель нашего урока. Предположите чему мы должны научиться? (На доску!) Молодцы. Мы сегодня познакомимся с различными многоугольниками, научимся правильно их называть. VIII. Первичное усвоение новых знаний. Практическая работа. Откройте конверты. Выложите геометрические фигуры на парту.Маша и Миша – у доски. - Выберите из предложенных многоугольников те, у которых наименьшее количество сторон, углов и вершин. Назовите номера. Напишите номера таких многоугольников в тетради. (3,6,9) - Как называются эти фигуры? На ваш взгляд, почему их так назвали, треугольники? (три угла, три вершины, три стороны) (Соснов Максим) Три стороны, три вершины, смотри: Углы сосчитаем - их тоже по три. Запомни меня! Это я – треугольник. Я - самый младший многоугольник. Учитель: Главное число три! Уберите треугольники в конверт. Какое число на 2 больше, чем 3? (5) Найдите такие многоугольники, у которых сторон, вершин и углов на 2 больше, чем у треугольника. Запишите номера данных фигур в тетрадь (7,10,8) 8 7 - По вашему мнению, как они называются? (пятиугольники) Почему? (5 углов, 5 сторон, 5 вершин) Уберите пятиугольники в конверт. - Ребята, посмотрите внимательно на оставшиеся фигуры, что у них общего? (4 угла,4 стороны,4 вершины) 5 2 1 4 12 11 А как, на ваш взгляд, называются такие многоугольники? (четырехугольники) На доску - Молодцы, а есть ли среди них такие четырехугольники, у которых все углы прямые.(да) С помощью какого инструмента можно узнать есть ли прямой угол в четырехугольнике? (угольник, линейка) Напишите их номера. (1,2,4) Оставшиеся многоугольники сложите в конверт. - Как такие фигуры называются? (прямоугольники) Верно. Подскажите мне, какую фигуру можно назвать прямоугольником? Медведев Прямоугольник - это я. Углы прямые у меня. А вот четыре стороны Напротив парами равны. Учитель: (Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые) Посмотрите все ли фигуры одинаковые? (нет) Чем отличаются? (длина сторон) - Положите перед собой фигуру №4. Как она называется? (квадрат) Как ты меня ни поверни- Длина и ширина равны, Углы прямые. Я – квадрат, Прямоугольнику я брат. А почему это квадрат? ( все стороны равны) А квадрат - это прямоугольником? Почему? (у квадрата тоже все углы прямые) - А как вы думаете, можно ли прямоугольник назвать квадратом? ( Нет. Так как у квадрата - все стороны равны, а у прямоугольника не равны). Проверка понимания Задание: 1в. – начертите прямоугольник 2в. – начертите квадрат Маша- прямоугольник. Миша-квадрат. Взаимопроверка. - Какие вы молодцы, хорошо поработали устно, а теперь давайте проверим справитесь ли вы самостоятельно со сложным заданием. Для этого уберите в конверт все фигуры и возьмите карточку №2 VII. Применение полученных знаний. 1)Самостоятельная работа Как вы нашли многоугольники? Сколько их? Какие фигуры не отметили? Сколько четырехугольников вы заштриховали? Как узнали четырехугольники? Проверка. Маша и Миша показывают свою работу. Творческое задание Создание своего мини-проекта из многоугольников и четырехугольников На темы: здание, транспортное средство, игрушка VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Я узнал… Мне понравилось… Я порадовался за … Я могу похвалить себя за… С каким настроением заканчиваем урок? IX Итог. С какими жителями страны геометрия мы сегодня познакомились? Покажите их на карте. -Какая была цель нашего урока? Достигли ли мы её? Где вы сможете применить полученные знания? На образовательной платформе Учи.ру! Самые активные: Вера, Маша, Миша, Ксюша, Максим, Денис. Похлопаем им! В начале урока я подарила вам кусочек своего сердца. А сейчас я предлагаю вам подарить свои сердечки тому? кого вы бы хотели порадовать или поблагодарить. Спасибо за урок! |