Этап урока, его цель | Вид работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организация начала урока | Приветствие. | - Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Диана Дмитриевна. | Приветствует учащихся. | Приветствуют учителя. |
Эмоциональный настрой. | Все друг к другу повернитесь, И друг другу улыбнитесь, И удачи вам во всём, А теперь урок начнём! | Эмоционально настраивает учащихся на урок. | Эмоционально настраиваются на урок. |
Проверка готовности к уроку. | - А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Математика», письменные принадлежности: ручка, карандаш и линейка. | Проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место. |
II. Мотивационно-целевой этап | Подведение к теме и цели урока. Формулировка задач урока. | - Обратите внимание на сюжетную картинку, Сл. 1 кто на ней изображен? (птицы, воробьи) - Что делают птицы на этой картинке? (прилетают) - Уменьшается или увеличивается число птиц на картинке? (увеличивается) - А если увеличивается, что мы будем делать – складывать или вычитать? (складывать) - Хорошо, молодцы! - Посмотрите на следующую сюжетную картинку, Сл. 2 кого вы видите на ней? (уток) - Что делают утки на этой картинке? (улетают) - Уменьшается или увеличивается число уток на картинке? (уменьшается) - А если уменьшается, что мы будем делать – складывать или вычитать? (вычитать) - Что делали птицы на этих двух картинках? (они увеличивались и уменьшались) - Чтобы найти их число, что мы должны сделать? (прибавить или вычесть) - Кто догадался, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (уменьшать и увеличивать) - При этом, какие арифметические действия мы будем выполнять? (сложение и вычитание) | Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока. | Формулируют тему, цель и задачи урока. |
III. Актуализация опорных знаний | 1. Работа с числовым рядом. | - Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (числовой ряд) - Назовите все числа в порядке увеличения от 1 до 10. - Назовите все числа в порядке уменьшения от 10 до 1. - Какое число стоит за числом 5? (число 6) - Какое число стоит перед числом 3? (число 2) - Назовите соседей числа 8? (7 и 9) - Назовите соседей числа 7? (6 и 8) - Хорошо, молодцы! | Организует работу обучающихся с числовым рядом. Задает вопросы. | Работают с числовым рядом. Отвечают на вопросы учителя. |
2. Дидактическая игра «Вишенки» | - Сейчас мы с вами вспомним состав чисел. - Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (вишенки) - Нам нужно вставить пропущенное число в каждую вишенку. 1 вишенка: 7 – 5 и 2. 2 вишенка: 4 – 3 и 1. 3 вишенка: 8 – 4 и 4. 4 вишенка: 10 – 6 и 4. 5 вишенка: 5 – 2 и 3. - Что мы сейчас с вами повторили? (состав числа) | Организует работу обучающихся по заполнению окошек состава чисел. Задает вопросы. | Работают по заполнению окошек состава чисел. Отвечают на вопросы. |
3. Логические задачи. | - Сейчас решим логические задачки. 1 задача: Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов мороза покажут два таких термометра. (Ответ: 3 градуса мороза.) 2 задача: Сосчитай, сколько предметов в каждой рамке: 7 грибов. 5 цветков. 8 груш. 3 задача. - Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих утверждениях одинаковое, а что разное? (Ответ: Оба ели большие яблоки, но Саша – кислое, а Коля - сладкое) - Молодцы! | Организует решение учащимися логических задач. Задает вопросы. | Решают задачу на логику. Отвечают на вопросы. |
IV. Изучение нового материала. | 1. Работа с учебником. | - Откройте учебники на странице 68-ой, 6 и 8. Обратите внимание на сюжетную картинку. - Кто на ней изображен? (ласточки) - Посчитайте, сколько ласточек сидят на проводе? (8 ласточек) - Сколько ласточек к ним прилетает? (2 ласточки) - Когда эти ласточки прилетят, их станет больше или меньше? (больше) - Значит мы будем складывать или вычитать? (складывать) - Что к чему будем прибавлять? (к 8 ласточкам мы прибавим 2 ласточки) - Сколько всего у нас будет ласточек? (10 ласточек) - Какой пример на сложение мы с вами составили? (8+2=10) - Число ласточек увеличилось, когда 2 ласточки прилетело? (увеличилось) - Значит мы что делали? (прибавляли) - Теперь посмотрите, а что делает другая ласточка? (улетает) - А если ласточка улетает, то ласточек станет больше или меньше? (меньше) - Что мы будем делать? (прибавлять или вычитать) - Какой пример на вычитание мы можем составить? (9 – 1 = 8) - Когда ласточка улетала, их число увеличивалось или уменьшалось? (уменьшалось) - Значит, если их число уменьшалось, мы прибавляли или вычитали? (вычитали) - Ребята, когда уменьшается на несколько единиц, то мы вычитаем, когда увеличивается на несколько единиц, то мы прибавляем. | Организует работу обучающихся с сюжетной картинкой. Задает вопросы. | Работают с сюжетной картинкой. Отвечают на вопросы. |
2. Работа с учебником. (стр. 68 №1) | - Посмотрите на записи после сюжетной картинки. Какие записи вы видите? Как они называются в математике? (равенства и неравенства) - Записи в которых есть знак равно, как называются? (равенства) - Записи, в которых одно число НЕ равно другому? (неравенства) - Прочитайте первую запись: 7+1=8. - Когда мы к числу 7 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 7 увеличили на один получили 8) - Раз мы 7 увеличили на 1 и получили 8, значит 8 больше или меньше, чем 7? (больше) - Да, 8 больше чем 7, прочитайте соответствующее неравенство: 8 7. - Прочитаем следующую запись: 8+1=9. - Когда мы к числу 8 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 увеличили на один получили 9) - Раз мы 8 увеличили на 1 и получили 9, значит 9 больше или меньше, чем 8? (больше) - Да, 9 больше чем 8, прочитайте соответствующее неравенство: 9 8. - Прочитаем следующую запись: 9+1=10. - Когда мы к числу 9 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 увеличили на один получили 10) - Раз мы 9 увеличили на 1 и получили 10, значит 10 больше или меньше, чем 9? (больше) - Да, 10 больше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 10 9. | Организует работу обучающихся с равенствами и неравенствами. | Работают с равенствами и неравенствами. |
3. Работа с учебником (стр. 68) | - Посмотрите на следующие записи. - Прочитаем первую запись: 10-1=9. - Когда мы из числа 10 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 10 уменьшили на один получили 9) - Раз мы 10 уменьшили на 1 и получили 9, значит 9 меньше или больше, чем 10? (меньше) - Да, 10 меньше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 910. - Прочитаем следующую запись: 9-1=8. - Когда мы из числа 9 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 уменьшили на один получили 8) - Раз мы 9 уменьшили на 1 и получили 8, значит 8 меньше или больше, чем 9? (меньше) - Да, 8 меньше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 89. - Прочитаем следующую запись: 8-1=7. - Когда мы из числа 8 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 уменьшили на один получили 7) - Раз мы 8 уменьшили на 1 и получили 7, значит 7 меньше или больше, чем 8? (меньше) - Да, 7 меньше чем 8, прочитайте соответствующее неравенство: 78. | Организует работу обучающихся с равенствами и неравенствами. | Работают с равенствами и неравенствами. |
Физминутка | Лучшие качели – гибкие лианы, (покачивания вправо и влево.) Это с колыбели знают обезьяны, Кто весь век качается – Да, да, да, (хлопки в ладоши) Тот не обижается Ни-ког-да! (прыжки на месте) | Проводит физминутку для профилактики переутомления учащихся. | Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления. |
4. Работа в рабочей тетради. (стр. 25) | - Откройте тетради на печатной основе на странице 25-ой. - Обратите внимание на задания под второй точечкой. - Прочитаем первую запись: 8+1=. - Когда мы к числу 8 прибавили 1, оно увеличилось или уменьшилось? (увеличилось) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 увеличили на один) - Сколько на рисунке синих кружочков? (8 кружочков) - А сколько красных кружочков дорисовали? (1 кружочек) - А почему один кружочек? (потому что 8 увеличили НА 1) - Сколько всего кружочков на рисунке? (9 кружочков) - Почему 9? (Если число 8 увеличить на 1, то получится 9) - Необходимо сделать рисунок ко второй записи. - Прочитаем эту запись: 9+1=. - Когда мы к числу 9 прибавили 1, оно увеличилось или уменьшилось? (увеличилось) - Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 увеличили на один) - Сколько синих кружочков нужно нарисовать? (9 кружочков) - Возьмите синий карандаш и нарисуйте 9 кружочков. - А сколько красных кружочков нужно дорисовать? (1 кружочек) - А почему один кружочек? (потому что 9 увеличили НА 1) - Возьмите красный карандаш и дорисуйте к синим кружочкам один красный. - Сколько всего кружочков получилось на рисунке? (10 кружочков) - Почему 10? (Если число 9 увеличить на 1, то получится 10) - Молодцы! | Организует работу обучающихся в тетради на печатной основе. Задает наводящие вопросы. | Работают в тетради на печатной основе. Отвечают на вопросы учителя. |
| - Обратите внимание на следующее задание: - Что нужно сделать в первой таблице? (увеличить на 1) - Что значит увеличить на 1? (прибавить к числу 1) - Прочитайте первое число? (число 3) - Число 3 увеличить на 1, составим пример: 3+1. - Найдем ответ. (Ответ: 4) Далее дети выполняют самостоятельно. Потом осуществляется проверка. Ответы: 6 увеличить на 1 будет 7. 8 увеличить на 1 будет 9. 5 увеличить на 1 будет 6. 7 увеличить на 1 будет 8. - Что нужно сделать во второй таблице? (уменьшить на 1) - Что значит уменьшить на 1? (вычесть из числа 1) - Прочитайте первое число. (число 4) - Число 4 уменьшить на 1, составим пример: 4-1. - Найдем ответ. (Ответ: 3) Далее дети выполняют самостоятельно. Потом осуществляется проверка. Ответы: 9 уменьшить на 1 будет 8. 10 уменьшить на 1 будет 9. 7 уменьшить на 1 будет 6. 8 уменьшить на 1 будет 7. - Молодцы! - Итак, что значит увеличить на 1? (прибавить к числу 1) - Что значит уменьшить на 1? (вычесть из числа 1) | Организует работу обучающихся в тетради на печатной основе. Задает наводящие вопросы. | Работают в тетради на печатной основе. Отвечают на вопросы учителя. |
V. Самоконтроль и самооценка | Работа с учебником. (стр. 68 №2) | - Обратите внимание на предметные картинки: - Что вы видите на первой предметной картинке, какие геометрические фигуры? (круги) - Сколько красных кругов? (1 круг) - Сколько синих кругов? (3 круга) - Сколько всего кругов? (4 круга) - Что показывает первая запись? (число всех кругов) - Что показывает вторая запись? (число красных кругов) - Почему? (Из количества всех кругов вычли количество синих кругов и получилось количество красных кругов) - Что вы видите на второй предметной картинке, какие геометрические фигуры? (квадраты) - Сколько красных квадратов? (4 квадрата) - Сколько синих квадратов? (1 квадрат) - Сколько всего кругов? (5 квадратов) - Что показывает первая запись? (число всех квадратов) - Что показывает вторая запись? (число синих квадратов) - Почему? (Из количества всех квадратов вычли количество красных квадратов и получилось количество синих квадратов) - Что вы видите на третьей предметной картинке, какие геометрические фигуры? (треугольники) - Сколько красных треугольников? (2 треугольника) - Сколько синих треугольников? (3 треугольника) - Сколько всего треугольников? (5 треугольников) - Что показывает первая запись? (число всех треугольников) - Что показывает вторая запись? (число красных треугольников) - Почему? (Из количества всех треугольников вычли количество синих треугольников и получилось количество красных треугольников) - С какими геометрическими фигурами мы сейчас работали? (круги, квадраты, треугольники) | Организует работу с геометрическим материалом в учебнике. Задает вопросы. | Работают с геометрическим материалом в учебнике. Отвечают на вопросы. |
Работа с учебником (равенства и неравенства). (стр. 68 №3) | - В следующем задании нам понадобятся наши измерительные умения. - Вспомним, как измерить длину отрезка? (мы ставим линейку так, чтобы начало отрезка совпадало с нулем линейки, а конец отрезка будет указывать на его длину) - Чему равна длина розового отрезка? (9 см) - Чему равна длина синего отрезка? (9 см) - Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см) - Что мы можем сказать о длине синего и розового отрезка? (длина этих отрезков одинаковая) - Что мы можем сказать о длине зеленого отрезка? (что зеленый отрезок короче, чем розовый и синий) - Можно сказать, что розовый и синий отрезки длиннее зеленого? (да) - Составим равенства и неравенства, опираясь на длину этих отрезков. - Сколько см розовый отрезок? (9 см) - Сколько см синий отрезок? (9 см) - Какое равенство мы можем составить? (9 см=9 см) Сл. - Составим неравенство. - Какая-то длина больше чем другая. У какого отрезка у нас бо́льшая длина? (у розового больше, чем у зеленого) - Чему равна длина розового отрезка? (9 см) - Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см) - Какое неравенство мы составим? (9 см 6 см) - Составим другое неравенство. Какой отрезок меньше другого? (зеленый отрезок меньше синего) - Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см) - Чему равна длина синего отрезка? (9 см) - Какое неравенство можем составить? (6 см 9 см) - Если один отрезок короче другого, значит он больше или меньше его? (меньше) - Если один отрезок длиннее другого, значит он больше или меньше его? (больше) | Организует работу с учебником. Задает вопросы. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
| Работа с учебником. (стр. 69, №5 и №6) | - Обратите внимание на картинку. Сл. - Аня вымыла 3 большие тарелки и 3 маленькие тарелки. - Чем обозначены большие тарелки? (большими кругами) - Чем обозначены маленькие тарелки? (маленькими кругами) - Сколько всего тарелок вымыла Аня? (6 тарелок) - Как вы это узнали? (к 3 большим кружкам прибавили 3 маленьких) - Верно, молодцы! - Обратите внимание на следующую картинку. Сл. - Витя принес 4 пакета кефира. За день выпили 3 пакета кефира. - Чем обозначено количество кефира, который купил Витя? (квадратами) - Как обозначено количество кефира, которое выпили? (зачеркнутыми квадратами) - Как узнать, сколько кефира осталось? (нужно из 4 квадратов вычесть зачеркнутые) - Какой пример получился? (4-3) - Какой ответ? (1 пакет кефира остался) - Молодцы! | Организует работу с учебником. Задает вопросы. | Работают с учебником. Отвечают на вопросы. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | Обобщающая беседа. | - Итак, подведем итог. - Что значить уменьшить число на несколько единиц? (значит вычесть из него несколько единиц) - Что значит увеличить число на несколько единиц? (значит прибавить к числу несколько единиц) - Если один отрезок короче другого, значит он больше или меньше его? (меньше) - Если один отрезок длиннее другого, значит он больше или меньше его? (больше) | Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний. | Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя. |
Рефлексия. | - Ребята, кому урок понравился, не возникало затруднений, не осталось вопросов, то поднимите зеленый кружочек. Если у кого-то возникали затруднения, тема была непонятной, остались вопросы, то поднимите красный кружочек. | Проводит рефлексию. | Соотносят цель учебной деятельности на уроке и ее результаты. |
Домашнее задание. | - Откройте дневники, запишите домашнее задание… - Урок окончен. До свидания! | Инструктирует по выполнению домашнего задания | Слушают рекомендации по выполнению д/з, записывают в дневники |