СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России" по теме "Увеличить на... Уменьшить на..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России" по теме "Увеличить на... Уменьшить на..."»

Урок математики в 1 «…» классе (УМК «Школа России»)

Тема

Увеличить на … Уменьшить на…

Педагогическая цель

Познакомить с понятиями «увеличить на …», «уменьшить на …», формировать умения использовать данные понятия при чтении математических выражений, отрабатывать навыки счёта и знания состава чисел.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Познакомятся с понятиями «увеличить на …», «уменьшить на …», будут формировать умения использовать данные понятия при чтении математических выражений, отрабатывать навыки счёта и знания состава чисел.

Личностные результаты

Проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к выполнению заданий, предложенных в учебнике или учителем.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; проговаривание последовательности своих действий на уроке, анализировать и оценивать результаты работы.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их.

Основные понятия и термины

«увеличить на …», «уменьшить на …», сложение, вычитание, числовой ряд, состав числа, равенство, неравенство.

Методы, формы работы

Словесный, наглядный; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математики» (Автор Моро М.И.), 1 класс 1 часть, рабочая тетрадь (М. И. Моро С. И. Волкова)

Необходимые ТСО: м/м оборудование, презентация.















ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этап урока, его цель

Вид работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока


Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок математики у вас проведу я. Меня зовут Диана Дмитриевна.

Приветствует учащихся.

Приветствуют учителя.

Эмоциональный настрой.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всём,

А теперь урок начнём!

Эмоционально настраивает учащихся на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Проверка готовности к уроку.

- А теперь проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник «Математика», письменные принадлежности: ручка, карандаш и линейка.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Готовятся к уроку, организуют свое рабочее место.

II. Мотивационно-целевой этап


Подведение к теме и цели урока.






















Формулировка задач урока.

- Обратите внимание на сюжетную картинку, Сл. 1 кто на ней изображен? (птицы, воробьи)

- Что делают птицы на этой картинке? (прилетают)

- Уменьшается или увеличивается число птиц на картинке? (увеличивается)

- А если увеличивается, что мы будем делать – складывать или вычитать? (складывать)

- Хорошо, молодцы!


- Посмотрите на следующую сюжетную картинку, Сл. 2 кого вы видите на ней? (уток)

- Что делают утки на этой картинке? (улетают)

- Уменьшается или увеличивается число уток на картинке? (уменьшается)

- А если уменьшается, что мы будем делать – складывать или вычитать? (вычитать)

- Что делали птицы на этих двух картинках? (они увеличивались и уменьшались)

- Чтобы найти их число, что мы должны сделать? (прибавить или вычесть)


- Кто догадался, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (уменьшать и увеличивать)

- При этом, какие арифметические действия мы будем выполнять? (сложение и вычитание)

Подводит учащихся к формулировке темы, цели и задач урока.

Формулируют тему, цель и задачи урока.

III. Актуализация опорных знаний


1. Работа с числовым рядом.

- Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (числовой ряд)

- Назовите все числа в порядке увеличения от 1 до 10.

- Назовите все числа в порядке уменьшения от 10 до 1.

- Какое число стоит за числом 5? (число 6)

- Какое число стоит перед числом 3? (число 2)

- Назовите соседей числа 8? (7 и 9)

- Назовите соседей числа 7? (6 и 8)

- Хорошо, молодцы!

Организует работу обучающихся с числовым рядом. Задает вопросы.

Работают с числовым рядом. Отвечают на вопросы учителя.

2. Дидактическая игра «Вишенки»

- Сейчас мы с вами вспомним состав чисел.

- Обратите внимание на слайд. Что вы видите? (вишенки)

- Нам нужно вставить пропущенное число в каждую вишенку.

1 вишенка: 7 – 5 и 2.

2 вишенка: 4 – 3 и 1.

3 вишенка: 8 – 4 и 4.

4 вишенка: 10 – 6 и 4.

5 вишенка: 5 – 2 и 3.

- Что мы сейчас с вами повторили? (состав числа)

Организует работу обучающихся по заполнению окошек состава чисел. Задает вопросы.

Работают по заполнению окошек состава чисел.

Отвечают на вопросы.

3. Логические задачи.

- Сейчас решим логические задачки.

1 задача:

Термометр показывает 3 градуса мороза. Сколько градусов мороза покажут два таких термометра. (Ответ: 3 градуса мороза.)

2 задача:

Сосчитай, сколько предметов в каждой рамке:

7 грибов. 5 цветков. 8 груш.








3 задача.

- Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих утверждениях одинаковое, а что разное? (Ответ: Оба ели большие яблоки, но Саша – кислое, а Коля - сладкое)

- Молодцы!

Организует решение учащимися логических задач. Задает вопросы.

Решают задачу на логику. Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.


1. Работа с учебником.







- Откройте учебники на странице 68-ой, 6 и 8. Обратите внимание на сюжетную картинку.

- Кто на ней изображен? (ласточки)

- Посчитайте, сколько ласточек сидят на проводе? (8 ласточек)

- Сколько ласточек к ним прилетает? (2 ласточки)

- Когда эти ласточки прилетят, их станет больше или меньше? (больше)

- Значит мы будем складывать или вычитать? (складывать)

- Что к чему будем прибавлять? (к 8 ласточкам мы прибавим 2 ласточки)

- Сколько всего у нас будет ласточек? (10 ласточек)

- Какой пример на сложение мы с вами составили? (8+2=10)

- Число ласточек увеличилось, когда 2 ласточки прилетело? (увеличилось)

- Значит мы что делали? (прибавляли)

- Теперь посмотрите, а что делает другая ласточка? (улетает)

- А если ласточка улетает, то ласточек станет больше или меньше? (меньше)

- Что мы будем делать? (прибавлять или вычитать)

- Какой пример на вычитание мы можем составить? (9 – 1 = 8)

- Когда ласточка улетала, их число увеличивалось или уменьшалось? (уменьшалось)

- Значит, если их число уменьшалось, мы прибавляли или вычитали? (вычитали)

- Ребята, когда уменьшается на несколько единиц, то мы вычитаем, когда увеличивается на несколько единиц, то мы прибавляем.

Организует работу обучающихся с сюжетной картинкой. Задает вопросы.

Работают с сюжетной картинкой. Отвечают на вопросы.

2. Работа с учебником. (стр. 68 №1)

- Посмотрите на записи после сюжетной картинки. Какие записи вы видите? Как они называются в математике? (равенства и неравенства)

- Записи в которых есть знак равно, как называются? (равенства)

- Записи, в которых одно число НЕ равно другому? (неравенства)

- Прочитайте первую запись: 7+1=8.

- Когда мы к числу 7 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 7 увеличили на один получили 8)

- Раз мы 7 увеличили на 1 и получили 8, значит 8 больше или меньше, чем 7? (больше)

- Да, 8 больше чем 7, прочитайте соответствующее неравенство: 8 7.


- Прочитаем следующую запись: 8+1=9.

- Когда мы к числу 8 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 увеличили на один получили 9)

- Раз мы 8 увеличили на 1 и получили 9, значит 9 больше или меньше, чем 8? (больше)

- Да, 9 больше чем 8, прочитайте соответствующее неравенство: 9 8.


- Прочитаем следующую запись: 9+1=10.

- Когда мы к числу 9 прибавили 1, мы его увеличили или уменьшили? (увеличили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 увеличили на один получили 10)

- Раз мы 9 увеличили на 1 и получили 10, значит 10 больше или меньше, чем 9? (больше)

- Да, 10 больше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 10 9.


Организует работу обучающихся с равенствами и неравенствами.

Работают с равенствами и неравенствами.

3. Работа с учебником (стр. 68)

- Посмотрите на следующие записи.

- Прочитаем первую запись: 10-1=9.

- Когда мы из числа 10 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 10 уменьшили на один получили 9)

- Раз мы 10 уменьшили на 1 и получили 9, значит 9 меньше или больше, чем 10? (меньше)

- Да, 10 меньше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 910.


- Прочитаем следующую запись: 9-1=8.

- Когда мы из числа 9 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 уменьшили на один получили 8)

- Раз мы 9 уменьшили на 1 и получили 8, значит 8 меньше или больше, чем 9? (меньше)

- Да, 8 меньше чем 9, прочитайте соответствующее неравенство: 89.


- Прочитаем следующую запись: 8-1=7.

- Когда мы из числа 8 вычли 1, мы его увеличили или уменьшили? (уменьшили)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 уменьшили на один получили 7)

- Раз мы 8 уменьшили на 1 и получили 7, значит 7 меньше или больше, чем 8? (меньше)

- Да, 7 меньше чем 8, прочитайте соответствующее неравенство: 78.


Организует работу обучающихся с равенствами и неравенствами.

Работают с равенствами и неравенствами.

Физминутка



Лучшие качели – гибкие лианы,

(покачивания вправо и влево.)

Это с колыбели знают обезьяны,

Кто весь век качается –

Да, да, да,

(хлопки в ладоши)

Тот не обижается

Ни-ког-да!

(прыжки на месте)

Проводит физминутку для профилактики переутомления учащихся.

Повторяют движения за учителем для профилактики переутомления.

4. Работа в рабочей тетради. (стр. 25)

- Откройте тетради на печатной основе на странице 25-ой.

- Обратите внимание на задания под второй точечкой.

- Прочитаем первую запись: 8+1=.

- Когда мы к числу 8 прибавили 1, оно увеличилось или уменьшилось? (увеличилось)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 8 увеличили на один)

- Сколько на рисунке синих кружочков? (8 кружочков)

- А сколько красных кружочков дорисовали? (1 кружочек)

- А почему один кружочек? (потому что 8 увеличили НА 1)

- Сколько всего кружочков на рисунке? (9 кружочков)

- Почему 9? (Если число 8 увеличить на 1, то получится 9)


- Необходимо сделать рисунок ко второй записи.

- Прочитаем эту запись: 9+1=.

- Когда мы к числу 9 прибавили 1, оно увеличилось или уменьшилось? (увеличилось)

- Как по-другому мы можем прочитать эту запись? (Число 9 увеличили на один)

- Сколько синих кружочков нужно нарисовать? (9 кружочков)

- Возьмите синий карандаш и нарисуйте 9 кружочков.

- А сколько красных кружочков нужно дорисовать? (1 кружочек)

- А почему один кружочек? (потому что 9 увеличили НА 1)

- Возьмите красный карандаш и дорисуйте к синим кружочкам один красный.

- Сколько всего кружочков получилось на рисунке? (10 кружочков)

- Почему 10? (Если число 9 увеличить на 1, то получится 10)

- Молодцы!

Организует работу обучающихся в тетради на печатной основе. Задает наводящие вопросы.

Работают в тетради на печатной основе. Отвечают на вопросы учителя.


- Обратите внимание на следующее задание:

- Что нужно сделать в первой таблице? (увеличить на 1)

- Что значит увеличить на 1? (прибавить к числу 1)

- Прочитайте первое число? (число 3)

- Число 3 увеличить на 1, составим пример: 3+1.

- Найдем ответ. (Ответ: 4)

Далее дети выполняют самостоятельно. Потом осуществляется проверка.

Ответы:

6 увеличить на 1 будет 7.

8 увеличить на 1 будет 9.

5 увеличить на 1 будет 6.

7 увеличить на 1 будет 8.


- Что нужно сделать во второй таблице? (уменьшить на 1)

- Что значит уменьшить на 1? (вычесть из числа 1)

- Прочитайте первое число. (число 4)

- Число 4 уменьшить на 1, составим пример: 4-1.

- Найдем ответ. (Ответ: 3)

Далее дети выполняют самостоятельно. Потом осуществляется проверка.

Ответы:

9 уменьшить на 1 будет 8.

10 уменьшить на 1 будет 9.

7 уменьшить на 1 будет 6.

8 уменьшить на 1 будет 7.

- Молодцы!

- Итак, что значит увеличить на 1? (прибавить к числу 1)

- Что значит уменьшить на 1? (вычесть из числа 1)

Организует работу обучающихся в тетради на печатной основе. Задает наводящие вопросы.

Работают в тетради на печатной основе. Отвечают на вопросы учителя.

V. Самоконтроль и самооценка




































Работа с учебником. (стр. 68 №2)

- Обратите внимание на предметные картинки:

- Что вы видите на первой предметной картинке, какие геометрические фигуры? (круги)

- Сколько красных кругов? (1 круг)

- Сколько синих кругов? (3 круга)

- Сколько всего кругов? (4 круга)

- Что показывает первая запись? (число всех кругов)

- Что показывает вторая запись? (число красных кругов)

- Почему? (Из количества всех кругов вычли количество синих кругов и получилось количество красных кругов)


- Что вы видите на второй предметной картинке, какие геометрические фигуры? (квадраты)

- Сколько красных квадратов? (4 квадрата)

- Сколько синих квадратов? (1 квадрат)

- Сколько всего кругов? (5 квадратов)

- Что показывает первая запись? (число всех квадратов)

- Что показывает вторая запись? (число синих квадратов)

- Почему? (Из количества всех квадратов вычли количество красных квадратов и получилось количество синих квадратов)


- Что вы видите на третьей предметной картинке, какие геометрические фигуры? (треугольники)

- Сколько красных треугольников? (2 треугольника)

- Сколько синих треугольников? (3 треугольника)

- Сколько всего треугольников? (5 треугольников)

- Что показывает первая запись? (число всех треугольников)

- Что показывает вторая запись? (число красных треугольников)

- Почему? (Из количества всех треугольников вычли количество синих треугольников и получилось количество красных треугольников)

- С какими геометрическими фигурами мы сейчас работали? (круги, квадраты, треугольники)

Организует работу с геометрическим материалом в учебнике. Задает вопросы.

Работают с геометрическим материалом в учебнике. Отвечают на вопросы.

Работа с учебником (равенства и неравенства). (стр. 68 №3)

- В следующем задании нам понадобятся наши измерительные умения.

- Вспомним, как измерить длину отрезка? (мы ставим линейку так, чтобы начало отрезка совпадало с нулем линейки, а конец отрезка будет указывать на его длину)

- Чему равна длина розового отрезка? (9 см)

- Чему равна длина синего отрезка? (9 см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см)

- Что мы можем сказать о длине синего и розового отрезка? (длина этих отрезков одинаковая)

- Что мы можем сказать о длине зеленого отрезка? (что зеленый отрезок короче, чем розовый и синий)

- Можно сказать, что розовый и синий отрезки длиннее зеленого? (да)

- Составим равенства и неравенства, опираясь на длину этих отрезков.

- Сколько см розовый отрезок? (9 см)

- Сколько см синий отрезок? (9 см)

- Какое равенство мы можем составить? (9 см=9 см) Сл.

- Составим неравенство.

- Какая-то длина больше чем другая. У какого отрезка у нас бо́льшая длина? (у розового больше, чем у зеленого)

- Чему равна длина розового отрезка? (9 см)

- Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см)

- Какое неравенство мы составим? (9 см 6 см)

- Составим другое неравенство. Какой отрезок меньше другого? (зеленый отрезок меньше синего)

- Чему равна длина зеленого отрезка? (6 см)

- Чему равна длина синего отрезка? (9 см)

- Какое неравенство можем составить? (6 см 9 см)

- Если один отрезок короче другого, значит он больше или меньше его? (меньше)

- Если один отрезок длиннее другого, значит он больше или меньше его? (больше)

Организует работу с учебником. Задает вопросы.

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.


Работа с учебником. (стр. 69, №5 и №6)

- Обратите внимание на картинку. Сл.

- Аня вымыла 3 большие тарелки и 3 маленькие тарелки.

- Чем обозначены большие тарелки? (большими кругами)

- Чем обозначены маленькие тарелки? (маленькими кругами)

- Сколько всего тарелок вымыла Аня? (6 тарелок)

- Как вы это узнали? (к 3 большим кружкам прибавили 3 маленьких)

- Верно, молодцы!


- Обратите внимание на следующую картинку. Сл.

- Витя принес 4 пакета кефира. За день выпили 3 пакета кефира.

- Чем обозначено количество кефира, который купил Витя? (квадратами)

- Как обозначено количество кефира, которое выпили? (зачеркнутыми квадратами)

- Как узнать, сколько кефира осталось? (нужно из 4 квадратов вычесть зачеркнутые)

- Какой пример получился? (4-3)

- Какой ответ? (1 пакет кефира остался)

- Молодцы!

Организует работу с учебником. Задает вопросы.

Работают с учебником. Отвечают на вопросы.

VI. Рефлексия учебной деятельности

Обобщающая беседа.

- Итак, подведем итог.

- Что значить уменьшить число на несколько единиц? (значит вычесть из него несколько единиц)

- Что значит увеличить число на несколько единиц? (значит прибавить к числу несколько единиц)

- Если один отрезок короче другого, значит он больше или меньше его? (меньше)

- Если один отрезок длиннее другого, значит он больше или меньше его? (больше)

Проводит обобщающую беседу для систематизации полученных учащимися знаний.

Обобщают и систематизируют полученные знания, отвечают на вопросы учителя.

Рефлексия.

- Ребята, кому урок понравился, не возникало затруднений, не осталось вопросов, то поднимите зеленый кружочек. Если у кого-то возникали затруднения, тема была непонятной, остались вопросы, то поднимите красный кружочек.


Проводит рефлексию.

Соотносят цель учебной деятельности на уроке и ее результаты.

Домашнее задание.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание…


- Урок окончен. До свидания!

Инструктирует по выполнению домашнего задания

Слушают рекомендации по выполнению д/з, записывают в дневники