СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок математики по теме: "Столбчатые и линейные диаграммы" учит преобразовывать тестовую информацию в символическую

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в 4 классе»

Технологическая карта урока математики в 4 классе по общеобразовательной системе «Школа 2100»

Тема: Столбчатые и линейные диаграммы

Класс: четвертый

Предмет: математика

УМК: «Школа 2100», Л.Г. Петерсон

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить обучающихся со столбчатыми и линейными диаграммами, научиться их читать и строить

Задачи:

Образовательная:

  • Познакомить обучающихся со столбчатыми и линейными диаграммами;

  • Научить читать и записывать информацию с помощью диаграмм

Развивающая:

  • Способствовать развитию учебно-познавательной компетентности обучающихся;

  • Развивать логическое мышление;

  • Формировать умение работать с информацией

Воспитывающая:

  • Продолжать формирование учебной мотивации, прививать интерес к предмету.

Коммуникативные:

  • Высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;

  • Отделять новое от известного, выделять главное.

Планируемые результаты:



Предметные:

  • Познакомить со столбчатыми и линейными диаграммами;

  • Научиться читать и строить столбчатые и линейные диаграммы;

  • Вывести алгоритм построения диаграмм данного типа

Личностные:

  • Положительная мотивация к учебной деятельности;

  • Адекватная самооценка;

  • Проявление уважительного отношения к мнению другого человека.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • Адекватно воспринимать оценку учителя;

  • Осуществлять самоконтроль;

  • Высказывать свое предположение;

  • Формулировать тему и цель деятельности на уроке;

  • Оценивать совместно с учителем результат своих действий.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать объекты;

  • Определять свои границы знания / незнания;

  • Переводить текстовую информацию в графическую, графическую информацию в текстовую.

Коммуникативные УУД:

  • Оформлять свои мысли в устной форме;

  • Слушать и понимать речь других;

Педагогические технологии:

Технология деятельностного метода.

Методы обучения:

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • практический;

  • использование технических средств.

Средства обучения:

  • Интерактивная доска

  • Документ-камера

  • Карточки с заданиями

  • Электронный образовательный ресурс

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- индивидуальная



















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты обучения (на уровне УУД)

Этап 1. Мотивационный этап









Приветствие.

Запись числа и классной работы.



- Вспомните, о чем говорили на прошлом уроке?

- Что такое диаграмма?



- Где в жизни можно использовать круговые диаграммы?

Приветствие учителя.

Запись числа, классной работы в тетради.


О круговых диаграммах

Диаграмма – это графический способ изображения информации

Ответы обучающихся.











Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).


Этап 2.

Актуализация знаний по теме и осуществление первого пробного действия







Этап 3. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала




Этап 4.

Разработка проекта, плана по выходу из создавшегося затруднения










Этап 5.

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения

































Физминутка

Этап 6.

Первичное закрепление нового знания























Этап 7.

Включение материала в систему знаний и умений




Этап 8.

Рефлексия


Оценивание



Домашнее задание


- Постройте круговую диаграмму по условию












- Сравните по диаграмме, на сколько пловцов больше, чем борцов.







- Как по-другому можно представить данные, чтобы их можно было сравнить?





- Расположите данные так, чтобы их можно было сравнить

плавание



- В каком виде представлена информация?

- Значит, что это получилось?

- А как можно назвать такую диаграмму?

(если информация представлена в виде столбцов)?


- Вот наша диаграмма.

- Достаточно ли информации на ней?

- Можно ли сказать, сколько детей ходят на плавание?

- Что надо сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

- Что обозначает этот столбец?


- Как его можно назвать?

- Что обозначает второй столбец?



- Как его можно назвать?

- Как назовем третий столбец?

- Как мы можем обозначить количество детей?


- Математики придумали обозначение для такой диаграммы:

  • чертим прямой угол;

  • на вертикальной стороне угла откладываем единичный отрезок;

  • на горизонтальной стороне угла отмечаем точки, соответствующие величинам;

  • от каждой точки вертикально строим столбец


- Что получилось?

- А если я заменю столбцы на линии, сильно изменилась диаграмма?

- Как думаете, как могут называться такие диаграммы?

- Назовите тему урока.

- Назовите цель урока.






- Как вы думаете, для чего придумали столбчатые и линейные диаграммы?




- Какую информацию можно прочитать по диаграмме?

- Задайте вопросы по диаграмме.

- Научились ли мы читать столбчатые и линейные диаграммы?

- Чему осталось научиться?

- Давайте составим алгоритм действий при построении столбчатой и линейной диаграмм

- Вспомните, какие действия мы выполняли, когда строили диаграмму?

- Расставьте действия по порядку

















- Где в жизни можем использовать эти диаграммы?







- Давайте оценим свою работу на уроке, построим столбчатую диаграмму



- Сегодня за урок отметки получили…


Обучающиеся строят круговую диаграмму в тетрадях, один ученик работает на интерактивной доске



Затруднение:

по круговой диаграмме трудно сравнить данные





Ответы детей (отрезками, столбиками)

борьба

гандбол

гандбол

борьба


плавание








- Графически

- Диаграмма

- Столбчатая









-Нет



- Количество детей, которые ходят на плавание

- Плавание

- Количество детей, которые ходят на гандбол

- Гандбол

- Борьба






- Столбчатая диаграмма



- Линейные

- Столбчатые и линейные диаграммы

- Познакомиться со столбчатыми и линейными диаграммами, научиться их читать и строить


- Их удобно читать, можно легко сравнивать данные








- Строить






Один ученик на доске









- На уроках окружающего мира, при исследованиях, наблюдениях






Строят цветные диаграммы


Карточка №1

В классе 36 учеников. Плаванием занимаются 16 человек, 8 человек - борьбой, а остальные ходят на гандбол.






































































Карточка №2 (чтение диаграммы)







ЭОР




Карточка №3 (практическая работа по вариантам)

1 вариант строит столбчатую диаграмму

2 вариант - линейную

Имя ученика

Время на дорогу до школы

Таня

10 мин

Саша

25 мин

Оля

15 мин

Игорь

30 мин

Миша

15 мин

















Карточка №5

Построить столбчатую или линейную диаграмму (по желанию можно выбрать: 1 вариант – базовый уровень, 2 вариант – повышенной трудности)


Уметь представлять информацию в виде диаграммы (Познавательные УУД)











Уметь формулировать проблему (Познавательные УУД)

Уметь на основе анализа объекта делать выводы (Познавательные УУД)








Уметь устанавливать аналогии (Познавательные УУД)



Уметь переводить текстовую информацию в графическую (Предметные УУД)




















Уметь выполнять синтез, как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (Познавательные УУД)










Уметь определять тему урока и цель своей деятельности (Регулятивные УУД)












Уметь оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)


Уметь представлять информацию в виде порядка действий (Познавательные УУД)


Уметь строить столбчатые и линейные диаграммы (Предметные УУД)






















Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию (Регулятивные УУД)



Приложение 1.



Карточка №1 (задача)

В классе 36 учеников. Плаванием занимаются 16 человек, 8 человек - борьбой, а остальные ходят на гандбол.



































Приложение 2.

Карточка №2 (чтение диаграммы)



















Приложение 3

Карточка №3 (практическая работа по вариантам)

1 вариант строит столбчатую диаграмму

2 вариант - линейную

Имя ученика

Время на дорогу до школы

Таня

10 мин

Саша

25 мин

Оля

15 мин

Игорь

30 мин

Миша

15 мин



















Приложение 4.

Карточка №4 (самостоятельная работа)

По данным таблицы построй столбчатую диаграмму выпадения осадков в Изумрудном городе за полгода

Название месяца

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Количество осадков в мм

90

120

100

60

50

30

































Приложение 5.

Карточка №5 (домашнее задание)

По данным таблицы построй линейную диаграмму рождаемости детей в Фиолетовой стране. Проанализируй ее.

1 вар

Название месяца

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Число детей, родившихся за месяц

500

300

200

600

900

1000



2 вар

Название месяца

Янв.

Февр.

Март

Апр.

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Число детей, родившихся за месяц

500

300

200

600

900

1000

900

900

800

600

400

300