Тема урока: Упрощение выражений
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Учитель: Карагодин В.А., учитель математики МКОУ Гыданская школа-интернат им. Н.И. Яптунай
Цель урока:
Задачи урока:
Обучающие - повторить, обобщить и систематизировать знания по данной теме, совершенствовать умения и навыки учащихся упрощать выражения;
Развивающие - способствовать развитию математического слуха, речи, счетных навыков и мышления; развивать познавательный интерес через использование межпредметных связей, культуру математической речи, логическое мышление;
Воспитательные - побуждать учащихся к само- и взаимоконтролю, воспитывать познавательную активность, самостоятельность, упорство в достижении цели.
Основные средства обучения:
компьютер, проектор, тесты, оценочные листы, домашнее задание, презентация.
Ход урока
Организационный момент.
У каждого из вас имеется оценочный лист, в котором вы будете записывать полученные баллы. В конце урока подсчитаете их и оцените себя.
II. Актуализация знаний.
a+b = b+a - переместительное свойство сложения
a * b = b * a - переместительное свойство умножения
(a+b)+c = a+(b+c) - сочетательное свойство сложения
(a * b) * c = a * (b * c) - сочетательное свойство умножения
(a+b) * c=ac+bc- распределительное свойство умножения относительно сложения
(a-b)c=ac-bc -распределительное свойство умножения относительно вычитания
Несколько минут на разминку.
Решение каждого примера комментируется (каким свойством вы воспользовались?)
125 * 68 * 8 = 68000
192 * 135 - 92 *135 = (192 - 92)135= 13500
13 * 101 = (100+1)13=1313
199 * 7 = (200-1) 7 = 1393
9²=81
33=27
Следующее задание:
установить соответствие (в 1 столбце - задания, во 2 - ответы, найти правильные ответы)
Баллы за устный счет получают: …
Вопрос. Какое слово получилось? (Упрощение) Что означает это слово?
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
"Упрощение выражений" - такова тема нашего урока. Как вы думаете, зачем нам нужно упрощать выражения? А какова цель нашего урока? (учащиеся отвечают - повторить способы упрощения выражений, закрепить навыки решения уравнений и задач и т.д.)
IV. Подготовка к обобщенной деятельности.
Математический диктант
Два человека выйдут к доске (за доской).
I вариант
Записать выражение и упростить:
1. Сумма 5х и 12х (5х+2х=17х)
2. Произведение 6с и 4 (6с*4=24с)
3. Произведение 8 и разности 3у и 5 (8(3у-5)= 24у - 40)
Записать уравнение и решить его:
4. Сумма 3у и 5у равна 72 (3у+5у=72; у=9)
5. 6к вдвое меньше, чем 24 (6k* 2 = 24; к=2)
II вариант
Записать выражение и упростить:
1. Разность 21а и 5а (21а-5а=16а)
2. Произведение 3m и 7 (3m * 7 = 21m)
3. Произведение 6 и суммы 3х и 4 (6*(3х+4)=18х+24)
Записать уравнение и решить его:
4. Разность 9х и 5х равно 36 (9х-5х=36; х=9)
5. 7n втрое меньше 42 (7n*3=42; n=2)
Взаимопроверка. Поменялись тетрадями (у доски поменялись местами), взяли карандаши и проверяем. (верно - 1балл, неверно -0 баллов). Записываем баллы в оценочный лист соседа. (5 баллов - наивысший). Кто получил высший балл? Молодцы.
V. Применение умений и навыков.
1. Следующее задание.
Вам предложено несколько математических моделей. Нужно объяснить, что означают записанные равенства.
В классе: а- девочек, в – мальчиков.
Что означают следующие равенства?
Дополнительные баллы получают: ...
2. Решение уравнений.
"Решить уравнение" (первое - 3б, второе - 2б, третье - 1б). На решение уравнений - 5 минут. Каждый оценивает свои возможности и выбирает, какое уравнение ему по силам. Лучше получить 1 балл, чем 0 баллов. Если кто-то решает раньше времени, то может решить еще оставшиеся уравнения.
Самопроверка. Затем все проверяем решения.
1. 42х-28х-170=600 (х=55)
2. 4m+5m+m=2350 (m=235)
3. 65y-31y=102 (y=3)
VI. Физкультминутка.
Вы видите примеры с ответами на слайдах,
если вы согласны, то поднимаете руки вверх, если нет - опускаете вниз
55+20=75,
4 * 25=80,
100:25 = 4,
60 - 22 = 58.
Если вы согласны, то голову наклоняем вперёд, если нет - назад
15+15 = 30,
12 * 6 = 62,
99+ 11=110,
28 : 7 = 9.
Если согласны – голову влево, если нет – вправо
6*6*6*6*6*6*6= 6*7
5*5*5*5=54
33=9
92 = 81
VII. Воспроизведение знаний на новом уровне.
. Угадайте корень уравнения:
у + у + у = 15 * 3 ( у = 15 )
4(х+2) =4 * 5+4 * 2 ( х = 5 )
Х2 = 49 ( х = 7 )
Чем вы воспользовались? Дополнительные баллы получают: ...
VIII. Применение умений и знаний в жизненной (проблемной) ситуации
Решение задач.
Настойка для полоскания рта: ромашка – 3 части, календула – 2 части, шалфей – 4 части. Сколько граммов нужно взять шалфея, если ромашки и календулы – 100 граммов?
К доске пойдет::.. решит уравнение и ответит на вопрос задачи (решает за доской). Первые 3 человека, решившие правильно задачу получают дополнительный балл.
Для решения каких практических задач нужны знания сегодняшнего урока?
Посмотрите, какую задачу решают в химической промышленности (слайд ), строители (слайд ) и т.д.
Творческое задание на дом:
спросить у родителей, применяют ли они такие задачи в быту, в профессиональной деятельности, составить их и оформить на листах А4.
IX. Контроль усвоения. Тестирование.
У вас на столах лежат листочки с тестами. Подпишите их.
Приступайте к решению. ( 5 минут) . Проверяем (3 балла)
Выберите верный ответ и обведите его
Вариант 1
1.Укажите верное равенство:
1) (x+4) * 3=x+12;
2) 6(m-10)=6m+60;
3) (2-a) * 8=16-a;
4) 4(k+12)=4k+48
2. Упростить выражение: 13 * z * 6
1) 18z
2) 78z,
3) 78,
4) 68
3. Упростить выражение: 15х + 12+ 6х:
1) 33х,
2) 15х+ 18,
3) 21х+12,
4) 33
Итог: 423
Вариант 2
1.Укажите верное равенство:
1) (m+7) * 2=m+14;
2) 11(x-10)=11x-110;
3) (15+y) * 3=45+y;
4) 5(12-c)=60+5c
2. Упростить выражение: 11 * у * 7
1) 17у
2) 77
3) 77у
4) 117у
3. Упростить выражение: 14х- 5+8х:
1) 17х,
2) 22х+5,
3) 27х,
4) 22х-5
Итог: 234
Самопроверка.
X. Итог урока
Подведём итог.
1. Знания, каких законов математики помогло вам справиться с заданиями?
2. В каких прикладных задачах их можно применять?
Посчитайте баллы в листочках и оцените себя.
баллы | оценка |
11 и более | 5 |
9-10 | 4 |
7-8 | 3 |
Менее 7 | 2 |
Домашнее задание. У вас на парте карточки с заданиями (задания карточек по уровням сложности ). Решив верно задания, разукрасим лесовика. А также вы получили творческие задания - составить практическую задачу на части.
"Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле" - Аристотель. Помните об этом. Урок закончен. Сдали тетради и листы.
Рефлексия. У вас на столе есть геометрические фигуры. Если вам урок очень понравился, то поднимите круг, если не очень - квадрат, если вам было неуютно - треугольник.
План проведения урока
№ | Этапы урока | Время |
I. | Оргмомент | 2 мин |
II. | Актуализация знаний | 5 мин |
1 | Повторение теоретического материала | |
2 | Устный счет | |
3 | Задание на соответствие | |
III | Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности | 2 мин |
IV | Подготовка к обобщенной деятельности | 5 мин |
| Математический диктант с взаимопроверкой | |
V | Применение умений и навыков | |
1 | Математическая модель | 2мин |
2 | Решение уравнений с самопроверкой | 5 мин |
VI | Физкультминутка | 2 мин |
VII | Воспроизведение знаний на новом уровне | 2 мин |
| Угадай корень уравнения | |
VIII | Применение умений и знаний в жизненной (проблемной) ситуации | 10мин |
| Задача на части | |
IX | Контроль усвоения. Тест с самопроверкой | 5 мин |
X | Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу. Домашнее задание на карточках (дифференцированное) и творческое задание. | 5 мин |
Тест.
Фамилия______________________
Имя _________________________
Класс________________________
Выберите верный ответ и обведите его
Вариант 1
1.Укажите верное равенство:
1) ( x+4)•3=x+12;
2) 6(m-10)=6m+60;
3) (2-a)•8=16 - a;
4) 4(k+12)=4k+48
Упростить выражение: 13•z•6
1) 18z ,
2) 78z,
3) 78,
4) 68
Упростить выражение: 15х + 12+ 6х
1) 33х,
2) 15х+ 18,
3) 21х+12,
4) 33
Итог: ________________________________________________________________
Тест.
Фамилия______________________
Имя _________________________
Класс________________________
Выберите верный ответ и обведите его
Вариант 2
1.Укажите верное равенство:
1) ( m+7)•2=m+14;
2) 11(x-10)=11x-110;
3) (15+y)•3=45+y;
4) 5(12-c)=60+5c
2. Упростить выражение: 11•у•7
1) 17у
2) 77
3) 77у
4) 117у
Упростить выражение: 14х- 5+8х
1) 17х,
2) 22х+5,
3) 27х,
4) 22х-5
Итог: _____________________________________________________________
Оценочный лист
Фамилия______________________
Имя _________________________
Класс________________________
№ | Основные этапы | балл |
1. | Математический диктант | |
2. | Решение уравнений | |
3. | Тест | |
| Дополнительные баллы | |
1 | Устный счет | |
2 | Математическая модель | |
3 | Угадай-ка | |
4 | Практическая задача | |
| Итого | |
| Оценка за урок | |
Домашнее задание
Карточка 1
№ | Задания | Ответы |
| Упростите выражения | |
1. | 25а – 17а | 8 – коричневый; 8а – желтый |
2. | 18 b+ 24b | 42 – синий; 42b – красный |
3. | а + 32а | 33а – синий; 33 – зеленый |
4. | 40х – х | 39 – красный; 39х – желтый |
5. | Представьте произведение 25х в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 12х | 12х + 13 + х – коричневый; (12 +13)х – синий; 12х + 13х – зеленый |
6. | Решите уравнение 9с – с = 104 | 13 – зеленый; 14 – желтый |
7. | Найдите значение выражения 64х + 36х, если х = 183 | 1830 – желтый; 18300 – коричневый; 283 – красный |
Домашнее задание
Карточка 2
№ | Задания | Ответы |
1. | Представьте в виде произведения 23а – 3а – 12а | 18а – красный; 8а – желтый; 8 – коричневый |
2. | 15b + 15 b + 12 b | 32 – синий; 42b – красный; 42 – желтый |
3. | 3а + а + 29а | 33а – синий; 33 – зеленый |
4. | 100х – 60х – х | 39 – оранжевый; 49х – синий; 39х – желтый |
5. | Представьте произведение 24х в виде суммы двух одинаковых слагаемых | 12х + 12х – зеленый (12 + 12)х – красный; 12х + 12 + х – коричневый; |
6. | Решите уравнение 3х + 5х +2х = 800 | 8 – желтый 80 – зеленый; |
7. | Найдите значение выражения 36х – 20х – 6х, если х =4 | 4 – желтый; 40 – коричневый; 400 – красный |
Домашнее задание
Карточка 3
№ | Задания | Ответы |
1. | Представьте в виде произведения 3а + 6а – 13 | 9а - 13 – желтый; 22а – коричневый |
2. | 117а – 17 а + 3а | 97а – синий; 103а – красный |
3. | 25+ 6 b + 7 b – b | 37 b – зеленый; 25 + 12b – синий |
4. | 12х + х + 12 + х | 14х + 12 – желтый; 26х – коричневый; |
5. | Представьте произведение 36х в виде суммы трех одинаковых слагаемых | 12х + 12х + 12х – зеленый; 12 + 12 +12 + х – коричневый; (12 +12 + 12)х – красный |
6. | Решите уравнение 3х + 4х – 3 =18 | 4 – желтый; 3 – зеленый |
7. | Найдите значение выражения 35х + 5х – 7, если х =2 | 66 – желтый; 73 – коричневый; |