Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный этап | - Здравствуйте, ребята. - Прозвенел для всех звонок, Начинаем наш урок. - Встали около своих мест. Руки опустили. Успокоились. Сядет тот, кто назовет геометрическую фигуру. -Проверьте свою готовность к уроку. Вижу, что вы готовы! Сегодня будет необычный урок. Кто догадался, чем? Как мы можем назвать все понятия, которые мы назвали? Верно, а на каком уроке мы с вами изучаем геометрические фигуры? | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. -Геометрические фигуры. - На геометрии. | |
2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | -Нас окружает множество предметов, но математиков интересуют лишь их форма и размеры. Поэтому математики вместо предметов рассматривают геометрические фигуры и геометрические тела. Тема нашего сегодняшнего урока «Куб, брус, шар». Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием – геометрическое тело. На уроке мы познакомимся с геометрическими телами – куб, брус, шар. и их свойствами; научимся отличать тело от геометрической фигуры. Чтобы достичь поставленных целей и задач, получить положительные отметки вам нужно быть активными, внимательными наблюдательными, стараться быть самостоятельными и отвечать полными ответами. - Я уверена, что знания, которые вы получите на уроке, будут вам полезны. Вы станете внимательнее и наблюдательнее. | Учащиеся внимательно слушают учителя. | СЛАЙД 1,2 |
3.Актуализация знаний | Давайте с вами повторим геометрические фигуры, которые мы знаем. Для этого возьмите свои конверты с геометрическими фигурами и альбомный лист бумаги, достаньте фигуры из конвертов. - Положите в центр листа бумаги круг. - Справа от него положите треугольник, - Слева от круга положите квадрат, - Над кругом – прямоугольник, - В правый верхний угол положите треугольник, - В левый верхний - квадрат, - В нижний левый – прямоугольник, - В нижний правый прямоугольник. - Сколько получилось у каждого из вас треугольников, квадратов, прямоугольников? - Если треугольников -2, квадратов – 2, прямоугольников – 3, то выполнено верно. | Выполняют словесную инструкцию учителя. | Учитель, просматривает работы, кто как выполнил |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Все геометрические фигуры с которыми вы сейчас работали можно расположить на листе бумаги, на столе, на доске А вот геометрические тела, с которыми нам приходится сталкиваться в каждодневной жизни, их можно расположить на доске?. Почему? Потому-то что они имеют определенную форму. Куб, брус, шар – геометрические тела (демонстрирует каждое тело и раздает на парту по 1 кубу, брусу, шару). Они отличаются от геометрических фигур. Геометрические фигуры, с которыми мы работали, можно положить в тетрадь, и закрыть ее. Страницы плотно будут прилегать друг к другу. Треугольник, круг, квадрат и другие геометрические фигуры – фигуры плоскостные и сливаются с поверхность тетради, доски, парты.. -А если мы попробуем положить геометрическое тело в тетрадь, она закроется? Страницы будут прилегать друг к другу? - Геометрическое тело будет сливаться с плоскостью тетради? -Как думаете почему? -Это довольно сложный вопрос. Чтобы на него ответить, посмотрите что я держу в руках? -Правильно, это коробка. А кто скажет, на какое геометрическое тело она похожа? -Правильно, на куб. -Для чего используют коробки? -Внутри коробки, как и внутри куба есть пустое место, пространство. Из-за этого пространства, куб, брус, шар не могут, слиться с плоскостью тетради. Они возвышаются над ней. Таким образом, геометрические тела: куб, брус, шар - это пространственные фигуры! | Ответы детей. Дети кладут геометрические фигуры и пробуют закрыть тетрадь. Дети кладут геометрические тела и пробуют закрыть тетрадь. -Нет, геометрическое тело, будет мешать закрыть тетрадь. Отвечают на вопросы. -Вы держите коробку. На куб. Чтобы что-то туда класть. | Учитель приклеивает треугольник, квадрат, круг на доску. |
5. Первичная проверка понимания | Откройте ваши тетради, запишите в тетради число, классная работа, тему урока: «Куб, брус, шар» На слайде презентации дано определение: «Куб, брус, шар-геометрические тела» - спишите это определение. Давайте поближе познакомимся с кубом. Куб – найдите у себя на столе кубик. Возьмите его и хорошо рассмотрите. (Берет демонстрационный куб). -Какие предметы похожи на куб? У куба есть грани. Вот они Покажите грани куба. А теперь поставьте кубик, откройте тетради. Поставьте куб на лист бумаги. Обведите грань, на которой он стоит, снимите куб. Какая геометрическая фигура получилась? -Теперь поставьте другие грани куба на этот квадрат. -Что можно заметить?. -То есть грани куба – квадраты -У куба есть ребра. Вот они. Покажите ребра на своих кубиках. Если грани куба равны, то равны и все ребра У куба есть вершины. Вот они. Покажите вершины куба у себя. Две грани куба, лежащие друг против друга называются противоположными. У куба три пары противоположных граней (показывает). Грани имеющие общее ребро называются смежными (показываю). Брус – геометрическое тело (демонстрирую брус). Найдите у себя на столе предмет, имеющий форму бруса (учитель берет в руки брус). Рассмотрите брус. У бруса есть грани. Вот они. Поставьте брус на лист бумаги и обведите грань, на которой он стоит. Снимите брус. Какая фигура получилась? -Обведите другую грань куба. Сколько пар разных граней у куба?. -Какие это фигуры получились?. Грани бруса→ прямоугольники. Противоположные грани бруса равны. У бруса есть ребра. Вот они. Покажите ребра у себя. Ребра у взаимно противоположных граней равны. У бруса есть вершины. Покажите вершины бруса. Две грани бруса, лежащие друг против друга называются противоположными, а имеющие общее ребро – смежными. Форму какого геометрического тела имеет классная комната. Форму бруса. Назовите грани (пол, стены, потолок). Пол, потолок – противоположные грани, стена – взаимно противоположные. Какие смежные? Назовите предметы по форме напоминающие форму бруса. Их множество (спичечный коробок, мыло, шкатулки, коробочки, разные кондитерские изделия). | Записывают число, классную работу, определение. Берут в руки куб. Рассматривают. Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. Повторяют действия учителя. Ставят куб на лист бумаги и обводят простым карандашом. Квадрат Что все грани куба одинаковые, равные. Повторяют действия учителя. Повторяют действия учителя Берут в руки куб. Рассматривают. Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. Прямоугольник. Граней у бруса 3 пары.. Прямоугольники Повторяют действия учителя Отвечают на вопросы учителя Называют предметы похожие на куб с опорой на слайд презентации. | СЛАЙД 3 САЙД 4 САЙД 5 Учитель показывает грани куба. СЛАЙД 6,7,8 СЛАЙД 9 СЛАЙД 10,11 СЛАЙД 12,13 |
6.Гимнастика для глаз | -Посмотрите внимательно на доску, какие геометрические фигуры вы видите? -Чем они отличаются? -Найдите на доске круг (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник). Какого он цвета? -Где находиться круг (овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).? | -Треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал. -Цветом Называют геометрические фигуры их цвет и расположение (слева, справа, внизу, вверху, в центре) | На доске – рисунки геометрических фигур |
7.Первичное закрепление. | Начертите в тетради таблицу из трех колонок. В первой колонке заголовок «элементы», во второй – «куб», в третьей – «брус». В первой колонке, на второй строке пишем «грани», на третьей строке «ребра», на четвертой «вершины» Сейчас рассмотрим каждый элемент куба, бруса – их свойства, сходства и различия. Итак, мы уже знаем, что гранями куба являются квадраты, гранями бруса -прямоугольники. Сколько их у куба? Сколько у бруса? Ребро куба и бруса – это отрезок, который соединяет грани. Сколько ребер у куба? Сколько ребер у бруса? Вершина – точка пересечения ребер. Сколько вершин у куба? Сколько вершин у бруса? Так чем же отличаются куб и брус? -Молодцы! А теперь возьмите в руки шар. (учитель берет в руки демонстрационный шар). -Рассмотрите его. Шар является геометрическим телом. Он имеет поверхность (сферическую), отделяющую внутреннюю область шара от внешней, и не требует более подробного изучения. Кроме того, как находить и узнавать в окружающем нас мире предметы похожие на шар. Приведем пример (мяч, чупа-чупс, яблоко, солнце и т.д.). Пространственные фигуры имеют форму, их можно изобразить на листе бумаги (в проекции), но это изображение геометрического тела, а не само тело. Откройте ваши конверты и достаньте изображения геометрических тел. Вклейте их в тетрадь и подпишите их название. | Дети чертят в тетрадях таблицу. У куба граней 6, у бруса их тоже 6. Дети работают по очереди у доски. Ответы учащихся. Куб и брус отличаются своими гранями. | СЛАЙД 14 СЛАЙД 15 СЛАЙД 16 СЛАЙД 17 |
8. Физминутка | -А теперь я предлагаю вам отдохнуть и перейти к следующему этапу урока – физминутке. Все захлопали в ладоши Дружно, веселее. Застучали наши ножки – Громче и быстрее. По коленочкам ударим – Тише, тише, тише… Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше… Завертелись наши ручки, Снова опустились. Потрудились, потрудились И остановились. | Учащиеся повторяют движения за учителем | |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Давайте запишем домашнее задание в дневники. Стр.177. выучить правило. Откройте ваши учебники на странице 177. В красной рамке дано правило, его нужно выучить. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. | |
10.Рефлексия. Оценивание деятельности учащихся | - Подведем итоги. - Какую тему мы сегодня изучали? - Приведите примеры предметов, имеющих форму бруса. - Какую форму имеют грани бруса? - Какую форму имеют грани куба? -Над каким заданием у вас возникали вопросы? -Вы сегодня хорошо потрудились! Выставление оценок. | Отвечают на поставленные вопросы. | |