Тема: Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями Учитель: Калинина Светлана Витальевна Класс: 6 УМК: Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд.
Закрепить умения выполнять сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями; повысить вычислительные навыки обучающихся.
Задачи урока: - образовательные (формирование познавательных УУД): Закрепить алгоритм сложение и вычитания дробей с разными знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию. - развивающие (формирование регулятивных УУД) умение обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Познавательные УУД: Закрепить навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей; применять полученные знания при выполнении заданий.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
дети с нормой развития смогут самостоятельно сокращать, сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби, решать задачи нахождение части от числа и нахождение числа по его части.
дети с ОВЗ смогут сокращать, сравнивать, складывать и вычитать обыкновенные дроби, решать задачи на нахождение части от числа и нахождение числа по его части с опорой на правило или на наглядность.
Методы, формы и средства обучения для: детей с нормой развития словесный, самостоятельная работа; устный опрос, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль, фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах. детей с ОВЗ словесный, наглядный, самостоятельная работа; устный опрос, фронтальный опрос, взаимоконтроль, самоконтроль, фронтальная, индивидуальная, работа группах, карточки с образцами решения заданий.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
с нормой развития | с ОВЗ |
Организационный этап | Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест. Проверяет готовность к уроку, настраивает ребят на урок. - Ну-ка, проверь дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Толька лишь оценку пять. | Ученики настраиваются на работу. Организация рабочего места в соответствии с задачами. | Ученица настраивается на работу. Организация рабочего места в соответствии с задачами под контролем учителя. |
Актуализация знаний. | -Ребята, посмотрите на числа, которые записаны на доске: ; ; ; ; - Что это за числа, как они называются? - Из чего они состоят? - Что показывает знаменатель дроби? - А что показывает числитель дроби? - Прочитайте дроби. -На какие две группы эти дроби мы можем разделить? - Какие дроби называются правильными, какие неправильными? - Выберите из них правильные, неправильные. | Отвечают на вопросы учителя. - Обыкновенные дроби. - обыкновенные дроби состоят из числителя и знаменателя. - Знаменатель в обыкновенной дроби показывает, на сколько равных частей разделили целое. Числитель дроби показывает сколько таких частей взяли. Читают дроби. - Правильные и неправильные - Дробь, в которой числитель меньше знаменателя. - Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему. | Работает вместе с учащимися с нормой развития. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Составьте схему-кластер по данной теме, где в центре основное изучаемое понятие «Обыкновенная дробь», а гроздья – все действия, которые вы умеете выполнять с этим понятием. - Сформулируйте тему и цель урока. - Ребята! Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев, даже, сложилась поговорка «попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение. Но сегодня мы с вами на уроке докажем, что дроби не смогут нас поставить в трудное положение. | Работают в группах, выставляют результат работы на доску. Формулируют тему и цели урока. - Сегодня мы повторим и закрепим знания по сокращению, сравнению, сложению и вычитанию обыкновенных дробей. | Работают в группе вместе с детьми с нормой развития С помощью учителя с опорой на кластер, формулируют тему и цели урока. |
Обобщение и систематизация знаний. | Проверка теоретических знаний. Вспомним правила действий с обыкновенными дробями. Дает задание. Учитель дает критерии оценивания. | Работа в парах «Игра в карты». Учащиеся раздают друг другу карточки с вопросами по теории. По очереди отвечают на вопросы. Слушают друг друга, исправляют допущенные ошибки. Карта считается битой, если учащийся не допустил ошибок при ответе. Выигрывает тот кто у кого меньше всего карт осталось на руках. Оценивают друг друга. Выставляют полученную оценку на полях тетради. Примеры вопросов на карточках: - Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями? Как сравнить дроби с разными знаменателями? И.т.д. | Работа в карточке – задание. Вам нужно соотнести начало и конец правила. Учащиеся читают задания, выполняют, проверяют по ключу и оценивают. Выставляют полученную оценку на полях тетради. Задание. Найдите верное продолжение для каждого правила: 1. | Из двух дробей с общим знаменателем больше та дробь, | А | Привести их к общему знаменателю, а затем применить правило вычитания дробей с общим знаменателем. | 2. | Если числитель и знаменатель дроби имеют общий множитель, то | Б | у которой числитель больше. | 3. | Чтобы найти разность двух дробей с разными знаменателями, надо | В | дробь можно сократить на этот множитель, т.е. разделить на него и числитель, и знаменатель. Получится равная ей дробь. | И т.д. | | | | ______ _______ _______ |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дает задание для самостоятельного выполнения. Контролирует работу учащихся и направляет действия. Работает с учащимися, испытывающими трудности при выполнении заданий. | Задание 1.Сократите дроби: ; ; ; ; Учащиеся читают задания, выполняют. Обмениваются работами с соседом по парте. Проверяют работу товарища по ответам на слайде. Оценивают свою работу, корректируют ошибки. Выставляют полученную оценку на полях тетради. Задание 2. Расположите числа , , , 1 в порядке убывания. Сравнивают полученный ответ с ответом на слайде. Оценивают себя. Задание 3. Найдите значения выражений и установите соответствия между ними их значениями: + - - + А) , , В) , , Д) , Полученную комбинацию из букв запишите в таблицу ниже: Проверяют по ключу на слайде. Оценивают себя, корректируют ошибки. | Задание 1.Сократить дроби: , , , , Ученику с ОВЗ выдается карточка-подсказка с заданиями для самостоятельного выполнения (карточка на обратной стороне содержит правило и образцы выполнения задания). Если у ученика задание вызвало затруднение, он может перевернуть карточку и посмотреть правило, которое нужно использовать при выполнении задания, и образец выполнения. Учитель контролирует и направляет действия. Дети проверяют в парах ответы, оценивают. Выставляют полученную оценку на полях тетради. Обратная сторона карточки: ПРАВИЛО | ОБРАЗЕЦ | Деление числителя и знаменателя дроби на общий делитель (на одно и то же число) называется сокращением дроби. | 1.Пример. Сократим дробь = = . 2. Пример. Сократить дробь 1.Способ: = = = = = = = = 2.Способ: НОД (24,432) =24 = = | Задание 2. Сравните дроби: а) и ; б) и . Ученику с ОВЗ выдается карточка-подсказка с заданиями для самостоятельного выполнения . Обмениваются работами с соседом по парте. Проверяет работу товарища по ответам на слайде. Оценивает свою работу, корректирует ошибки. Выставляет полученную оценку на полях тетради. Задание 3. Ученику с ОВЗ выдается карточка-подсказка с заданиями для самостоятельного выполнения (карточка на обратной стороне содержит правило и образцы выполнения задания). Проверяет по ключу на слайде. Оценивают себя, корректирует ошибки. |
Физкультминутка (1 минута) | - Выполним упражнения: Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали, А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть. Числа, я, и вы, друзья, вместе дружная 7-я | Учащиеся выполняют физические упражнения | Выполняет физические упражнения |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Разгадайте шараду, и вы узнаете, чем мы будем заниматься сейчас на уроке: Первое – предлог. Второе - летний дом. А целое порой решается с трудом. Дает задание. Верно ли решены задачи. Задача 1. Пройдено намеченного пути, и осталось пройти 12 км. Сколько километров намечено пройти? Решение: 12 : 4 × 3 = 9 (км.)- намечено пройти. Ответ: 9 км. Задача 2. В магазин привезли 350 пирожных. До обеда продали пирожных. Сколько пирожных продали до обеда? Решение. 350 : 7 × 3 = 150(п.) Ответ: 150 пирожных. - Чем отличается вторая задача от первой? Организует самостоятельную работу в парах. | Отгадывают. - ЗАДАЧА. Ученики знакомятся с условиями и решениями задач. Объясняют, с опорой на правило, в решении какой задачи допущена ошибка. - В первой задаче, зная значение части, находили целое. Во второй, зная целое находим значение части. Работа в паре. Учащиеся выполняют самостоятельную работу, обсуждают и составляют план решения задачи. Оформляют решение в тетради. Решить задачу: На складе было 350 м ткани. Сначала израсходовали всей ткани, потом остатка. Сколько метров ткани осталось на складе? Решить задачу: До обеда магазин продал тортов. После обеда он продал половину остатка и последние 12 тортов. Сколько тортов продано за день? Сверяют свое решение задачи с решением на слайде. Оценивают себя, корректируют ошибки. | Отгадывает. Слушает. Участвует в обсуждении. Задание для самостоятельной работы. По наводящим вопросам учителя составляет план решения. Самостоятельно оформляет задачу. Учитель проверяет задание. |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Ребята, в течение урока вы оценивали себя, подводя итоги выполнения каждого задания. С помощью кружочков разных цветов, которые лежат у вас на столе, поставьте мысленно каждый сам себе оценку за работу на уроке. -Кто работал хорошо, многое смог сделать и многому научился- поднимает зеленый кружок. Кто мог бы работать лучше – поднимает желтый кружок. - Те, у кого не все получилось – поднимают красный кружок. - Скажите, какие трудности и при выполнении каких заданий вы испытывали? | Учащиеся выбирают кружок и поднимают. Называют задания, которые вызвали наибольшие затруднения. | Выбирает кружок и поднимает. Называет задания, которые вызвали наибольшие затруднения. |
Домашнее задание | Проводит инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания | Записывают в дневники домашнее задание: повторить п.11 стр.66 №365 (и-п), №368 | Записывает в дневник домашнее задание: повторить п.11 стр.66 №365 (и-п), №368 |