СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока математики в IV классе Письменное сложение и вычитание единиц времени

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Письменное сложение и вычитание единиц времени

Цель урока: познакомить учащихся со способом сложения и вычитания единиц времени с переходом через разряд.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с изображением часов; маршрутные листы; книга Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока математики в IV классе Письменное сложение и вычитание единиц времени»

Отдел образования, спорта и туризма

Новополоцкого горисполкома


Государственное учреждение образования

«Гимназия № 2 г. Новополоцка»







Конспект урока математики

в IV классе


Письменное сложение и вычитание единиц времени






Красько Ирина Георгиевна,

учитель начальных классов

второй квалификационной категории




Новополоцк

2016 год


Тема урока: Письменное сложение и вычитание единиц времени

Цель урока: познакомить учащихся со способом сложения и вычитания единиц времени с переходом через разряд.

Задачи урока:

  • активизировать знания учащихся о единицах измерения времени, соотношениях между ними; способствовать закреплению умения решать задачи на движение;

  • создать условия для развития математической речи и вычислительных навыков учащихся, развития умения анализировать, обобщать; для развития коммуникативных навыков и расширения кругозора;

  • содействовать формированию чувства товарищества, самостоятельности и ответственности; воспитывать бережное отношение ко времени.

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки с изображением часов; маршрутные листы; книга Е. Шварца «Сказка о потерянном времени».














ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Здравствуйте ребята, уважаемые члены жюри! Меня зовут Ирина Георгиевна. Я учитель 2-ой гимназии. Не буду скрывать, я немного волнуюсь. Ведь всегда непросто выполнять важную работу в новых условиях. Надеюсь на вашу помощь. Думаю, у нас всё получится.

- Начинаем наш урок. Внимание на экран.

(видеоролик 1)

- И я вам желаю удачи!


  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

- Сегодня мы продолжим работать с единицами измерения времени. Научимся их складывать и вычитать с переходом через разряд. Повторим знакомые для вас виды задач и способы их решения.

- Вы будете работать, пользуясь маршрутным листом. В листе есть все задания и графа для самооценки. Решая задания, вы набираете баллы, а в конце урока – подводим итог.

(на слайде - маршрутный лист)

- Внимание на экран.

(видеоролик 2)

- Ничего не понимаю! Мои ребята в школу с портфелями ходят, учебники носят… Хотя, постойте… Яромир, провожая меня к вам, дал мне книгу и сказал, что она может пригодиться на уроке. Где же она? … Да, вот.

Посмотрим… (читаю название книги) Евгений Шварц «Сказка о потерянном времени».

- Теперь мне всё ясно! Ребята, кто из вас читал эту книгу?

- Молодцы! Какова главная мысль этой сказочной повести?

Резерв: Книга очень интересная и поучительная. Советую вам прочесть).

- Время нужно беречь!

- Итак, не будем терять ни минутки… Ярик и Ира, как и герои сказки, попали в беду. Мы должны им помочь. А что помогает людям определять и правильно ориентироваться во времени?

Резерв: Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день, и ночь,

Идем, стучим.

(Часы)

(слайд)

- А героям сказки помогли Чудо-часы. Чтобы спасти ребят и разрушить чары злых волшебников мы должны выполнить задания этих Чудо-часов.


  1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

- Давайте хором прочитаем волшебные слова.

Тик-так, тик-так!

Идут часы вот так!

Вот так!

Быстро стрелку поверни

И задание выполни!

(Дети хором читают)

- Начнем с повторения единиц измерения времени и соотношения между ними. Это поможет нам спасти моих второклассников.

- Первое задание выполняем в парах.

  • Задание №1

Дополни до часа:

59 мин, 21 мин, 12 мин, 1 мин, 29 мин.

(проверка на слайде, самооценка на листах)

- Теперь выполним математический диктант с заданием. Я диктую вам величину, вы выражаете её в минутах и на листах записываете только число, в строку через запятую без наименований.

  • Задание №2

Вырази в минутах:

1ч 30 мин, 2ч 20мин, 3ч 10 мин, 4ч 40 мин.

(90, 140, 190, 280)

Задания по рядам: (на слайде)

I ряд: увеличить числа в 2 раза; (180, 280, 380, 560)

II ряд: уменьшить числа в 2 раза; (45, 70, 95, 140)

III ряд: увеличить числа на 2сот. и 4ед. (294, 344, 394, 484)

-Полученные числа запишите на следующей строке.

(проверка на слайде, с проговариванием, самооценка)

- Молодцы! С этим заданием справились.


  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Тик-так, тик-так!

Идут часы вот так!

Вот так!

Быстро стрелку поверни

И задание выполни!

  • Задание №3 - «Ремонт часов» - новый материал

( На экране слайд - сломанные часы)

- Нашим часам требуется ремонт - самая сложная работа на сегодняшнем уроке, но вместе мы с ней обязательно справимся.

- Самое сложное, как вы уже, наверное, догадались – это новый материал. Мы познакомимся с новым способом сложения и вычитания единиц измерения времени.

25 ч 48мин+16 ч 35 мин - прочитайте выражение.

- Как нам найти его значение?

- Легко ли будет посчитать в уме?

- Как на ваш взгляд удобнее записать это выражение?

- О чем следует помнить?

(Записываем часы под часами, а минуты под минутами).

+25 ч 48мин

16 ч 35 мин

- С чего начнем выполнение действия?

- Складываем минуты… 48 + 35, получаем 83 мин, правильно ли будет сразу записать 83 мин? Почему?

(83 мин - это 1 ч 23мин)

- Записываем 23 под минутами, а 1 ч запоминаем.

- Складываем часы … 25 + 16, получаем 41, но мы еще 1 ч запоминали, значит, получаем 42 ч. Записываем:

+25 ч 48мин

16 ч 35 мин

42ч 23мин

- Прежде чем самостоятельно взяться ремонтировать наши часы (как и любую другую вещь), нужно прочитать инструкцию - с. 10 нашего учебника.

(Учащиеся самостоятельно читают памятку, на слайде модель часов – 30с)

- Все ли вам понятно?

Повторим последовательность действий, ведь часы - очень хрупкий механизм…

Итак, 1 - записываю….; 2 - складываю минуты…; 3 - складываю часы…; 4 - читаю ответ.

(алгоритм на слайде)

- Ну, что ж попробуем починить наши часы. Кто выполнит это задание на доске?

  • С. 10, №1

21ч 36мин + 9ч 28мин (ученик выполняет на доске с комментированием)

17мин 7 с + 19мин 56с (самостоятельно, самооценка)

- А сейчас будем вычитать величины.

- Ознакомьтесь с алгоритмом вычитания самостоятельно.

(слайд – модель часов 30 с)

- Ребята, обратите внимание, что мы занимаем 1 час, а это 60 мин.

(пример на слайде)

- Кто выполнит это задание на доске?

  • С. 10, №2

42ч 12мин - 8ч 54мин (ученик выполняет на доске с комментированием)

25мин 05 с - 14мин 46с (самостоятельно, самооценка)

- Молодцы! Мы с вами отремонтировали часы.


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Ребята, а вы знаете, что часы бывают разные?

(на слайдах изображения часов)


Вот шест из железа, по-гречески “гномон”.

Показывал время на площади днем он.

И где б ни бродил человек, целый день

“Время” за ним по пятам, словно тень.


И вот появляются более точные –

Их называли часами песочными.

Впрочем, для лодырей и лежебок

Время всегда уходило в песок.


Рождались открытия, со временем споря,

Это случилось в церковном соборе.

Вверх посмотрел человек мимоходом,

Увидел, как люстра качалась под сводом

И наступило в тот миг просветление:

Маятник – вот эталон измерения.


Нынче хронометр кажется старцем,

Всюду часы электронные с кварцем.

И все же, хоть время несется стремительно,

Над прошлым не смейся, ведь все относительно.

Вдогонку за временем следуй, за веком,

Будь современным во всем человеком.


- Встаньте и посмотрите под свои стулья, у кого-то из вас прикреплены к сиденьям изображения этих часов.

(Дети находят картинки часов и прикрепляют их к доске, вспоминают названия)

- Как называются эти часы? А эти?

(ответы детей)


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тик-так, тик-так!

Идут часы вот так!

Вот так!

Быстро стрелку поверни

И задание выполни!

  • Задание №4 - Работа над задачей

Продолжаем помогать Ярику и Ире. В маршрутном листе есть задачи про наших героев. Вспомним виды задач и способы их решения.

- Прочитайте обе задачи, сравните их.


Ира и Ярик одновременно вышли из дома навстречу друг другу искать Чудо-часы. Расстояние между домами составляет 2700 м. Ира шла со скоростью 40м/мин, а Ярик – 50м/мин. Через какое время ребята встретятся?


Ира и Ярик одновременно вышли из дома навстречу друг другу искать Чудо-часы. Расстояние между домами составляет 2700 м. Ира шла со скоростью 40м/мин, а Ярик – на 10м/мин быстрее. Через какое время ребята встретятся?


- Чем похожи задачи? Чем отличаются?

- Выберите задачу, которую вы будете решать. Задачу решаем по действиям, без составления выражения, без пояснений.

(проверка на слайде, самооценка)

  • Задание №5 - Цена минутки

- А вы знаете, что за 1 минуту… (слайд)

За 1 минуту заводы выпускают 13 телевизоров, 11 холодильников, с конвейера сходит 4 новых автомобиля, изготавливается 1300 пар обуви, в типографии печатается 45 экземпляров газет …

- А что вы можете успеть сделать за 1 минуту? Каждый пример – 1 балл.

(на маршрутных листах примеры)

+14 ч 58мин

23 ч 03 мин

ч мин


-26 ч 48мин

12 ч 39 мин

ч мин


+32 ч 50мин

16 ч 20 мин

ч мин


-19 ч 30мин

10 ч 40 мин

ч мин


(проверка на слайде, самооценка)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Дома вы будете решать подобные примеры. А также вам необходимо решить задачу на с. 11, №2. Прочитайте её про себя.

(слайд со схемами задач)

- Задачу какого вида вам предстоит дома решить?

- Выберите формулу, которой вы воспользуетесь для решения этой задачи.

(на слайде – формулы:

Ц*К=С

С:К=Ц

С:Ц=К)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание с. 11, № 1, 2.

(сложение и вычитание единиц времени, задача на нахождение цены)


  1. ИТОГ УРОКА

- За урок мы сделали немало. Подсчитайте баллы, которые вы набрали.

(20 б. – «10»

18-19 – «9»

16-17 – «8»

14-15 – «7»

12-13 – «6»)


Тик-так, тик-так!

Идут часы вот так!

Вот так!

Стрелки на 12 сомкни,

Чары злых волшебников прогони!

(слайд)


- Внимание на экран.

(Видеоролик)

- Вы помогли не только моим ученикам, но и мне, и себе. Я поборола волнение. А чем для вас был полезен урок? Об этом мы узнаем с помощью игры.


  1. РЕФЛЕКСИЯ

Игра «Часы»

Станьте в круг… Играем в «Часы»…

(Дети стоят в кругу. Учитель изображает стрелки часов. Поворачивается с закрытыми глазами.

Тик-так, тик-так!

Идут часы вот так, вот так!

На стрелки быстро посмотри

И нам словечко говори!

- Я запомнил… - Я научился… - Мне понравилось…

- Мне было сложно…

(отзывы детей об уроке).

- Спасибо вам, ребята, за урок!


Резерв:

- Восстановите пословицы:

100 лет живи, 100 лет учись. (Век живи, век учись.)

Обещанного 36 месяцев ждут. (Обещанного три года ждут.)

Делу время, а потехе 60 минут. (Делу время, а потехе час.)

7 дней 12 месяцев кормит. (Неделя год кормит.)


- Какие ещё пословицы про время знаете?

Маршрутный лист ФИ

1.Дополни до часа.

59 мин, 21 мин, 12 мин, 1 мин, 29 мин.








































2. Математический диктант.





























































































































































3.«Ремонт часов»


















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































4. Решение задачи

1) Ира и Ярик одновременно вышли из дома навстречу друг другу искать Чудо-часы. Расстояние между домами составляет 2700 м. Ира шла со скоростью 40м/мин, а Ярик – 50м/мин. Через какое время ребята встретятся?


2) Ира и Ярик одновременно вышли из дома навстречу друг другу искать Чудо-часы. Расстояние между домами составляет 2700 м. Ира шла со скоростью 40м/мин, а Ярик – на 10м/мин быстрее. Через какое время ребята встретятся?







































































































































































































































































































































































































5. «1 минута»

+14 ч 58мин

23 ч 03 мин

-26 ч 48мин

12 ч 39 мин















































































+32 ч 50мин

16 ч 20 мин

-19 ч 30мин

10 ч 40 мин


























































































































7