План-конспект урока
ФИО: Герман Татьяна Николаевна
Место работы: МБОУ СОШ № 1 с. Ивановка
Должность: учитель начальных классов
Предмет: математика
Класс: 3 «Б»
Предметная программа и ее автор: «Математика. 3 класс»,авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова и др.учебно-методический
комплекс «Перспектива».
Тип урока: Открытие новых знаний (ОЗН)
Тема | «Вычитание суммы из числа». |
Цель | Научиться выполнять вычитание суммы из числа разными способами. |
Задачи | Учиться применять правило вычитания суммы из числа разными способами при решении примеров и задач. |
Решаемые проблемы | Какими способами вычесть сумму из числа? |
Понятия | Вычитание суммы из числа, название компонентов сложения, вычитания, задачи. |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке. Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям. Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины, намечать путь исправления. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем). Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. |
Планируемый результат | Предметные: выполнять вычитание суммы из числа разными способами. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий; формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД). Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД) Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД) |
Ресурсы: - для учителя; - для учащихся. | Учебник: «Математика» для 3 класса (авторы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.); технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, экран, документ-камера, презентация, карточки. Учебник, тетрадь, пенал, оценочный материал. |
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
| I. Самоопределе-ние к деятельности (2 минуты) | Приветствует обучающихся, настраивает на работу. Наш урок науке посвящается, Что математикой с любовью называется, Она поможет воспитать такую точность мысли, Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить. - Садитесь, ребята. Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа. | Дети приветствуют учителя. Отвечают на вопросы. |
| Актуализа-ция и фиксирова-ние индивиду-ального затруднения в пробном учебном действии. (6 минут) Построение плана урока. Устный счёт (решение примеров удобным способом). | Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым. (А.П. Конфорович) (СЛАЙД 2) Если сила не возьмет, смекалка выручит (Пословица) - И сегодня на уроке попробуем с вами это доказать. 1. Устный счёт. а) Игра «Звездопад». - Ребята, вы видели, как падают с неба звёзды? - Как называется такое явление? (Звездопад.) - А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (Загадывают желание.) - Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс! Н а доске: - Всем хватит, чтобы загадать желание. Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт. - На какие группы можно разделить все числа? - По какому признаку? (Однозначные, двузначные) - Назовите числа в порядке возрастания. (4, 8, 12, 15, 27, 50, 99.) - Найдите разность самой старшей и самой младшей звезды. (95.) - Дайте информацию о числе 50. (Это двузначное число, в нём 5 десятков, 0 единиц, его соседи 49 и 51, сумма цифр 5.) - Запишем число 50 красиво и правильно всю строку. (СЛАЙД 3) б) - А вот мерцают две большие звезды. - О чём они сигналят? Что на них написано? (Выражения.) - Какие бывают выражения? (Числовые и буквенные.) - Прочитайте буквенные выражения. (а + в, в + а.) - О чём они рассказывают? (Показывают переместительное свойство сложения.) - Прочитайте числовые выражения. (7 + 23, 11 + 18.) - Вычислите их значения, применив переместительное свойство сложения. (23+7 =30, 18+11=29) - Для чего мы меняем местами слагаемые? (Для удобства вычислений.) в) Вычислите удобным способом: ( СЛАЙД 4) 56 + 11+ 4 18 + 16 + 22 (68+25)-15 - Расскажите, как решали пример. Какое действие выполняли первым? Почему? г) Космонавты отправились в полёт. К конечному пункту они летели 2 недели, а обратно 14 дней. Как объясните такую разницу? (2 недели = 14 дней.) | Выполняют задания самостоятельно. Рассуждают, высказывают своё мнение. Работа с учебником. Работа в парах. Оценивают свой результат. Проверяют и оценивают свой результат. |
| Выявление места и причины затруднения (2 минуты) | - Ой, что это? Кто-то подбросил ещё одну звезду (на столе): - Кто-то сегодня творит чудеса. - Что написано на звезде? (Знаки и скобки.) - Для чего нам их подбросили? - Что знаете о знаке минус? (Используем при вычитании.) - Для чего служат скобки? Как меняется программа, если меняются скобки? (Меняется порядок действий.) Предположение: наверное, эти знаки помогут нам на уроке. |
| Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) (4 минуты) Проблема, как решить этот пример 2 способами | - Запишите следующее выражение: 87 – ( 7 + 15). - Как удобнее вычесть из числа 87 сумму чисел 7 и 15? - Из 87 сначала вычесть7, а затем ещё 15. Получается 65. - Мы изменили порядок действий. Правильно ли мы поступили? - Давайте исследуем это выражение, заменив числа буквами: а – (в + с) (а –в) – с. - Сравним их. - Проблема: равны ли они? (Ученики дают разные ответы.) - Кто сформулирует цель нашего урока? (Выяснить, равны ли выражения а – (в + с) и (а – в) – с.) - Зачем нам это надо? (Чтобы научиться рационально: легко и быстро выполнять вычисления.) Итак, тема урока: Вычитание суммы из числа. |
| Реализация построенного проекта. (5 минуты) | Откройте учебник на с. 46. Прочитайте самостоятельно новый материал в рамочке. Назовите правила вычитания суммы из числа: 1) найти сумму и вычесть неё из числа: Число - (1 сл. + 2 сл.); 2) из числа вычесть 1 слагаемое, а затем вычесть2 слагаемое: (Из числа - 1 сл. ) - 2 сл.) 3) из числа вычесть 2 слагаемое, а затем 1 слагаемое: (Из числа - 2 сл. ) - 1 сл.) (эталоны вывешиваются на доску) - Рассуждая, приходим к выводу, что значения данных выражений равны. - Чему равно значение 1 выражения? - Чему равно значение второго выражения? - Какой вывод можно сделать? - Как можно вычесть сумму из числа? (Сначала вычесть 1 слагаемое, а затем другое.) Выполняем в рамочках запись: а – (в + с) = (а – в) – с = (а – с) – в -Молодцы! (СЛАЙД 5) |
| Физкульт. минутка. (1-2минуты) | Мы считали и устали, Дружно все мы тихо встали. Ручками похлопали – раз, два, три. Ножками потопали – раз, два, три. Головкой покачали – раз, два, три. Сели, встали, встали, сели, Никого мы не задели. Мы немножко отдохнём И опять считать начнём. |
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (6 минут) | №1, стр. 47. - Выполните задание самостоятельно и сделайте вывод. (по 1 ученику от ряда, по рядам) -Какое новое правило мы с вами узнали? - Проверьте и оцените себя по схеме (СЛАЙД 6) |
| Дифференцированная самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону. (5 минут) | - А сейчас попробуйте решить несколько примеров самостоятельно на с.47 №2. Кто уверен, что справятся с заданием решают все примеры. –А те ребята, которые сомневаются в своих силах – 2 примера. Начали. -Проверим. (СЛАЙД 7) -Оцените себя. (СЛАЙД 8) -Какое правило применяли на практике? -Как вы думаете, а сможем ли мы применить это правило к решению задачи. |
| Включение в систему знаний и повторение. (6 минут) | -Тогда на с. 47 № 4 - Прочитайте задачу. - О чём говорится в задаче? - Что надо узнать? - Те, кто знает, как решать задачу, решают самостоятельно, с остальными работаем вместе. - Выполним схематический чертёж. 52 9 12 ? - Сколько частей будет составлять целое? ( 3 части) - Какие части известны в задаче? ( 1 часть – 9 мужчин, 2 – часть – 12 женщин) - Какая часть неизвестна? ( 3 часть – оставшиеся пассажиры) Чему равно целое? (52 человека) - Как узнать, сколько человек составляет оставшаяся часть? 1 способ: Можно сначала узнать сумму двух частей, а потом вычесть её из целого. - Запишите решение задачи выражением: 52 – ( 9+12) = 31 ( ч.) 2 способ: Из числа вычесть сначала первое слагаемое, потом второе. 52 – 9 – 12 = 31(ч.) 3 способ: Из числа вычесть сначала второе слагаемое, потом первое. 52 – 12 – 9 = 31 (ч.) - Проверка (СЛАЙД 9) Оцени свою работу (СЛАЙД 10) -Какой вывод мы сделаем? Какой способ вычислений удобнее? Работа с геометрическим материалом. - Вспомните, что такое периметр. (Сумма длин всех сторон.) (СЛАЙД 11) - Угадайте, о какой фигур я говорю: Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения. (Квадрат.) Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 2 измерения. (Прямоугольник.) Для вычисления периметра этой фигуры достаточно знать 3 измерения. (Треугольник.) - А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника? (Когда он равносторонний.) - 1 ряд находит периметр треугольника по одному измерению – 5 см. - 2 ряд находит периметр квадрата с этим же измерением стороны – 5 см. - 3 ряд находит периметр прямоугольника, имея 2 измерения – 5 см и 1 см. Проверка. (СЛАЙД 12) - Оцените сою работу. (СЛАЙД 13) - Молодцы, ребята! | Дети делают вывод. |
| Рефлексия. Итог урока. Задача: осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности. (2 минуты) Запись и обсуждение домашнего задания. (1 минута) | - Подведём итог урока. - Какую цель мы ставили на уроке? (Выяснить равны ли выражения) - Удалось ли нам достичь поставленной цели? - Какими способами можно вычесть сумму из числа? -Какие эталоны мы с вами составили? - Подклейте в тетрадь памятку «Вычисление суммы из числа» - Посчитайте, сколько «!» вы заработали на уроке. Впишите количество в клеточку «итого». - Посмотрите на домашнее задание. Какие вопросы по Д/з? (РТ с.36 № 1, 2) «Релаксация». - Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. - Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. - Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе. Заполните «Анкету самоанализа» урока. На уроке я работал… | активно / пассивно | Своей работой на уроке я … | доволен / не доволен | Урок для меня показался… | коротким / длинным интересен / скучен | За урок я… | не устал / устал | Мое настроение… | стало лучше / стало хуже | Материал урока мне был… | понятен / не понятен полезен / бесполезен | Домашнее задание… | легким / трудным интересно / не интересно | - Спасибо за урок! | Подводят итог урока и оценивают свою деятельность на уроке Лесенка успеха. |
ЗАДАЧА
В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?
РЕШЕНИЕ
1 способ:
25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)
2 способ:
25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)
3 способ:
25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)
Ответ: 4 тройки.
ЗАДАЧА
В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?
РЕШЕНИЕ
1 способ:
25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)
2 способ:
25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)
3 способ:
25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)
Ответ: 4 тройки.
ЗАДАЧА
В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?
РЕШЕНИЕ
1 способ:
25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)
2 способ:
25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)
3 способ:
25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.)
Ответ: 4 тройки.
ЗАДАЧА
В пачке 25 тетрадей с контрольными работами. На «5» работу написали 6 учеников, на «4» - 15 учеников. Остальные ученики получили отметку «3». Сколько было таких отметок?
РЕШЕНИЕ
1 способ:
25 – (6+15)= 25 – 21 = 4(т.)
2 способ:
25 – (6+15) = (25 – 6) – 15 = 4(т.)
3 способ:
25 – (6+15) = (25 – 15) – 6 = 4(т.) Ответ: 4 тройки.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.
ПРОВЕРКА с. 48 № 9.
Ответ: 11,13,15,10,33,31,35,30,55,51,53,50.