Тема урока: Международные отношения в 16-18вв.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны;
2)Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.
Задачи урока: 1)Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;
2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;
3)Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.
Оборудование: учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.».
Ход урока:
план урока: 1.Начало Тридцатилетней войны
2.Война периода Валленштейна
3.Вступление Швеции в войну.
4.Вестфальский мир. Европа в 18 веке.
Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих.
Проверка д. з.: в конце урока сдают тетради на проверку
Фронтальный опрос класса:
1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?
2. Почему Англия стала называться парламентской монархией?
3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?
Актуализация полученных знаний:
1.Кто такие протестанты?
2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?
Все то, что вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира. Стоит отметить, что в международной жизни Европы в 16-18 вв. существовали 2 точки зрения, на то как должно быть устроено политическое устройство. Первая точка зрения принадлежала правителям Священной Римской империи- Габсбургам, смысл этот заключался в том, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял - католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.
Вспомните, существовало ли ранее такое государство или это всего лишь утопия?
А в чем же суть второй точки зрения, она принадлежала Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.
Большинство стран стремилось к абсолютизму.
запишем
Причины международных конфликтов:
1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;
2.Экономические противоречия (т. е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)
3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.) )
1.Начало Тридцатилетней войны.
Записать: годы войны 1618 – 1648 гг
таблица
Началась как религиозный конфликт между католиками и протестатами.
Но Вестфальский мир мы рассмотрим чуть позже.
Сейчас же вы должны будете поработать по учебнику стр.173-175
Задание:
Найти какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну:
Родился в семье чешского дворянина, герцог Мекленбургский и Померанский, был королем Богемии, являлся генералиссимусом, в 1630 г. стал императором, разгромил шведов у Лютцена, захватил Балтийское побережье, генералиссимус Балтийского и Океанского морей.
Рассказ учителя:
Как Вы уже прочитали из п. «Война разгорается», что Франция на сторону своих союзников призвала новую крупную силу-протестансткую Швецию, но государство выступало в роли наемника, так, как французское правительство выплачивало шведскому королю 1млн. ливров, а король обещал держать в Германии 30 тыс. пехоты и 6 тыс. конницы. Почему же вступила в войну Швеция, она боялась усиления позиций императора Священно-Римской империи и стремилась к господству на Балтике. Для этого Густав 2 Адольф провел ряд реформ, благодаря чему его полки стали боеспособными, армия состояла из рекрутов, а не наемников, это был шаг к регулярной армии, которая могла в течение долгого времени готовится к предстоящим военным действиям. Была реформирована техника пехотной атаки, при этом он регулярно проводил маневры в ходе, которых комбинировались действия различных соединений. Новая армия приносит ряд побед, но после гибели Густава 2 Адольфа шведские войска, которые пополнились наемниками и пленными, стали негативно влиять на армию, что не могло сказаться на ходе войны, но благодаря французской армии, которая принесла ряд значительных побед, что вынудило Фердинанда 2 подписать мир.
Итак, в 1648 г. был заключен Вестфальский мир в ходе, которого:
1) Франция получила Эльзас;
2)Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р. Одер, Эльба и Везер.
3)получила независимость Голландия от Испании;
4)Политическая раздробленность Германии;
5)решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь;
6) Священная Римская империя распалась.
Закрепление нового материала:
1.Как были устроены международные отношения европейских государств?
2.Что было сделано шведским королем для усиления армии?
3.Каков был итог Тридцатилетней войны?
Рефлексия: что вы узнали и какой вывод к теме урока можете сделать?
Д/З п.18 - 19, сделать план по пункту «Европа в 18 веке»