КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКА
Предмет: Музыка, 1 класс
Урок№ 29
Тема урока: «Музыка в цирке»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания. Комбинированный урок.
Цель: Определение роли музыки в цирке.
Формирование УУД:
Личностные действия: Научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки, импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные действия: Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные действия: Научатся сравнивать музыкальные произведения и выявлять их принадлежность к разным жанрам, работать с учебником.
Коммуникативные действия: Научатся исполнять песни, рассуждать на тему, отвечать на вопросы, работать в паре.
Планируемые результаты: Уметь: определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш; передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении.
Ход урока
Ученики входят в класс под музыку И. Дунаевского «Выходной марш».
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Учитель: Внимание, дорогие ребята, уважаемые зрители! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в удивительном, увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю?
Дети: Цирк (один из ответов).
Учитель: Как вы догадались? А что помогает создать праздничное настроение в цирке?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.
Учитель: Поднимите руки те, кто из вас был когда-нибудь в цирке?
Очень хорошо. Так о чем мы с вами будем сегодня говорить? Вы догадались? Дети: О цирке
Учитель: Правильно. Может у вас получится сказать тему урока.
Дети: Тема нашего сегодняшнего урока «Музыка в цирке».
Учитель: Заяц и волк пригласили нас в цирк и прислали письмо. Я его вам зачитаю: «Дорогие ребята! Рассудите нас с волком. Волк говорит, что музыка не нужна в цирке. А я, заяц, говорю, что нужна. Как вы думаете? Заяц».
Давайте поможем зайцу и волку! Для начала я предлагаю просмотреть начало мультфильма «Ну погоди в цирке» без музыкального сопровождения. Представим, что волк прав, и музыка в цирке не нужна.
Мультфильм «Ну погоди в цирке» без музыки.
Учитель: Скажите, поняли ли вы, что волк и заяц находятся в цирке? Интересно ли смотреть мультфильм без музыки? Ну что ж, будем разбираться дальше. Итак, музыкальное путешествие на цирковое представление продолжается. И вы знаете, что всякое цирковое представление начинается с выхода и представления всех артистов? Вот и мы с этого начнем.
РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Учитель: Слушаем внимательно музыку и представляем тех, кто выходит на арену.
слушание «Выходной марш» И.Дунаевского
Учитель: Так кто же сегодня будет радовать нас своим талантом? Кого вы себе представили?
Дети: клоунов, зверей, жонглеров, фокусников ,воздушные гимнасты, всадники на лошадях
Учитель: А как музыка помогла вам это все увидеть? Какая она была?
Дети: торжественная, маршевая
Учитель: Встанем и представим себя в роли артистов цирка и как мы под музыку выходим на арену..
Повторное слушание с маршерованием
Учитель: Это произведение написал композитор Исаак Дунаевский для фильма «Цирк».
Учитель: Наше представление началось – и первый номер нашей программы – это… должны догадаться сами. Слушаем музыку Исаака Дунаевского и думаем, кто из артистов мог выступать под эту музыку.
Слушание И.О.Дунаевский «Галоп»
Учитель: Кто самый догадливый? Музыку, какого номера мы с вами услышали?
Дети: лошадь, всадник
Учитель: Как вы догадались? Какими средствами композитор передал цокот копыт лошади? Выберите подходящие к музыке слова из учебника.
Дети: Быстро, радостно, стремительно, живо
Учитель: Да, быстрый бег лошади называется галоп. Именно так назвал и свое произведение Исаак Дунаевский. Лошади бегут по кругу, а акробат выполняет сложные номера. Слушаем еще раз и своими кулачками тихонько попробуем изобразить копыта цирковой лошади.
повторное слушание с имитацией цокота
Учитель: Вторым номером на арене цирка – встречайте!
слушание «Клоуны» Д. Кабалевского
Учитель: Как вы думаете, что за артисты появились на арене?
Дети: клоуны
Учитель: Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.
Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?
Дети: сложно, быстрый темп
РАБОТА В ГРУППЕ:
Учитель: Какие слова на стикерах подойдут к этой музыке? (стикеры на партах)
Дети: задорно, озорно, шутливо
Перерыв в цирке называется АНТРАКТ . Физминутка
На арену клоун вышел, кто из вас о нем не слышал?
Поклонился, улыбнулся, потянулся, повернулся,
Он присел, потом привстал, головою покачал.
Мы захлопали в ладоши, значит клоун был хороший!
Учитель: Продолжают цирковое представление – слоны. Как вы думаете, что на арене могут делать слоны? Они какие?
Дети: танцевать, слоны добрые, толстые
Учитель: Мы с вами уже знаем песню «Добрые слоны». Вспомним то что выучили ,но перед пением мы сделаем разминку.
Дыхательная, артикуляционная гимнастика
Разучивание 2 куплета А.Журбина «Добрые слоны»
-Упражнение «Эхо»
-Упражнение «Внимание хлопок»
-Игра «Сломанный телевизор»
Исполнение песни
ИТОГ:
Учитель: И в завершение нашего похода в цирк, вспомним, какие, герои и под какую, музыку нас сегодня радовали.
Как клоуны забавляют зрителей - …(задорно), … (озорно), … (шутливо).
Как бегут под музыку по арене цирковые лошадки - …(быстро), …(стремительно), …(живо), …(радостно).
Перечислите артистов цирка, с которыми вы сегодня познакомились. ( клоуны, лошади, слон)
Учитель: Так кто же мне может сказать, для чего нужна музыка в цирке? (Музыка на цирковом представлении помогает зрителям лучше понять характер цирковых актеров, их номеров).
РЕФЛЕКСИЯ:
- В завершение я прошу вас выразить свое отношение к уроку – если вам урок понравился – приклейте стикер к веселому клоуну, а, если не понравился –грустному.
Урок окончен! До новых встреч.