• регулятивные – понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей; формирование эмоционально–осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально–творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;
• познавательные – владение навыками осознанного размышления о музыке с помощью понятий в процессе восприятия;
• коммуникативные – формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас, мы начинаем урок. (музыкальное приветствие) - Сегодня мы отправляемся в путешествие в необычное место. Здесь всегда праздник. Здесь можно найти новых друзей. Здесь можно услышать новую музыку и узнать много интересного. Конечно, это концертный зал. | |
2. Актуализация опорных знаний | - Ребята, а вы любите соревноваться? - А в чем можно соревноваться? - Возможно ли соревноваться в музыке? - Кто с кем могут соревноваться? - В какой форме проходят эти состязания? - А могут соревноваться между собой инструменты, а не исполнители в своём мастерстве? | Отвечают на вопрос. - В спорте, в литературе, в знаниях… - Да. - Музыканты исполнители. - Концерт. Отвечают на вопрос. |
3. Постановка цели и задач урока. | - Ответы разные. Попробуем разобраться вместе. - Но сначала надо сформулировать тему нашего урока. Вспомните, о чем мы сейчас размышляли, на какой вопрос не нашли ответа? | Отвечают на вопрос. |
4. Работа по теме урока | -Музыка, которая сейчас прозвучит, вам, скорее всего, незнакома. Постарайтесь слушать внимательно, чтобы поделиться своими впечатлениями. (Звучит фрагмент первой части концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского). - Понравилась ли вам музыка? - Какие чувства вы испытывали? - Какие инструменты звучали? - Мы можем сказать, что фортепиано и оркестр спорили, соревновались в своих высказываниях? - Почему? - Мы можем сказать, что они как бы соревнуются между собой? - Этот музыкальный жанр называется концерт. | Отвечают на вопросы. - Фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас. Отвечают на вопрос. - Они будто ведут спор, беседу. - Да. |
4. Первичное усвоение новых знаний | - А теперь попробуем все вместе дать определение новому жанру, жанру концерта. СЛАЙД 2 - Что нового узнали о жанре концерт? - А в чём заключается согласие между солирующем инструментом и оркестром? (Портрет П.И. Чайковского - слайд 4). - Первые концерты появились в Италии в 18 веке. Композиторы, русские и зарубежные, создавали концерты для различных солирующих инструментов (скрипки, флейты, виолончели, фортепиано и даже голоса) и симфонического оркестра. Классический концерт обязательно состоит из 3 частей. Один из самых известных инструментальных концертов — это Первый Концерт П. И. Чайковского, фрагмент которого мы с вами слушали. | Делают предположения. Отвечают на вопрос. Отвечают на вопрос. |
5. Физкультминутка | В школьной непростой программе Есть команда «Разомнись!» Как по лесенке, по «гамме» Будем прыгать «вверх» и «вниз» (сели на корточки) «До-ре-ми», вот, например, Это три ступеньки вверх (три небольших подъема вверх) «Фа-соль-ля-си» - шаг стал шире Это вверх ещё четыре (еще четыре подъема вверх и выпрямиться) «Си-ля-соль» – мы вниз пошли (опускаемся вниз) «Фа-ми-ре» – до «До» дошли (присели до конца) А теперь, размяв коленки, Побежим через ступеньки. «До-ми-соль-си» – вверх опять (быстро встают) «Ля-фа-ре» – вновь скачем вспять. (быстро садятся) Поразмялись мы на славу, Можем прыгнуть на октаву (подпрыгнуть высоко вверх) | |
5. Продолжение работы по теме диплома | - Что такое инструментальный концерт? - Какой инструментальный концерт известен пианистам всего мира? - Как называется солирующий инструмент в этом концерте? - Сколько частей в концерте? | — Это концерт, в котором есть солирующий инструмент и симфонический оркестр. - Первый Концерт П. И. Чайковского, фрагмент которого мы с вами слушали. - Фортепиано. - 3 части. |
6. Вокально-хоровая работа. | -Ребята, а какой музыкальный инструмент у нас всегда с собой? - Этот инструмент у нас сегодня ещё не звучал. Но прежде, чем мы с вами начнём петь, нам надо разогреть наш голосовой аппарат – это наши щёки, губы, зубы, язык, лёгкие. Для этого сначала встанем правильно - свободно с опорой на обе ноги, корпус прямой, плечи развёрнуты. Вдох через нос – коротко и шумно, выдох через рот, бесшумно; А) Упражнение «Повороты головы»: вдох справа, вдох слева, выдох прямо. Б) Упражнение «Вверх, вниз»: «лицом к потолку» - вдох, прямо – выдох, «лицом к полу» - вдох, прямо – выдох. Артикуляционная гимнастика: «Щёчки пожевали», «укольчики», «зубки почистили», «губки и язык покусали», Губы вытянули и круговыми движениями вправо и влево. - Сегодня мы с вами выучим новую песню. Звучит «Песенки о звукоряде» из мюзикла «Звуки музыки» Р. Роджерса. -Давайте исполним её со словами. | - Голос. Выполняют упражнения. Слушают песню. |