СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки и пения на тему "Музыка моего народа. Звуки музыки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель –   познакомить  учащихся с миром музыки; развить и обогатить

духовный мир детей.

Задачи:

Образовательные:

 -  формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа на примере

 русских народных песен;

- закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей  в

музыке;

- формировать у школьников умения и навыки выразительного исполнения;

- знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыко

коррекционно-развивающие:

  • развитие музыкальных способностей;
  • развитие умения анализировать музыкальные произведения;
  • Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке
  •  через музыкально – творческую деятельность.

воспитательные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у
  • учеников 7-го класса;
  • формирование интереса к изучению музыки;
  • формирование уважительного отношения к музыкальному искусству.

Педагогические технологии:

  • здоровье сберегающие обучение;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • компенсирующее обучение;
  • адаптивное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии – персональный
  • компьютер,
  •  проектор, презентация в Power Point;
  • игровая технология.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки и пения на тему "Музыка моего народа. Звуки музыки"»

Тема урока: «Музыка моего народа. Звуки музыки,»

Предмет: музыка

Класс: 7 класс

Тип урока:

урок закрепления полученных знаний и приобретения новых.


Цель – познакомить учащихся с миром музыки; развить и обогатить

духовный мир детей.

Задачи:

Образовательные:

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа на примере

русских народных песен;

- закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей  в

музыке;

- формировать у школьников умения и навыки выразительного исполнения;

- знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыко

коррекционно-развивающие:

  • развитие музыкальных способностей;

  • развитие умения анализировать музыкальные произведения;

  • Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке

  • через музыкально – творческую деятельность.

воспитательные:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у

  • учеников 7-го класса;

  • формирование интереса к изучению музыки;

  • формирование уважительного отношения к музыкальному искусству.

Педагогические технологии:

  • здоровье сберегающие обучение;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • компенсирующее обучение;

  • адаптивное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии – персональный

  • компьютер,

  • проектор, презентация в Power Point;

  • игровая технология.


Оборудование: муз. Инструмент-баян, компьютер, карточки,

наглядные пособия.


Виды музыкальной деятельности на уроке:

Восприятие музыки: прослушивание фрагментов музыкальных

произведений;

Исполнительство (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-

ритмические движения);

Форма: экскурсия в мир музыки





















Ход урока:

 
1.Организационный момент. Приветствие.

- Прозвенел звонок. Начался урок.

- Здравствуйте ребята!

Чтобы умными с урока ушли, вы ребята все должны,

Не скучать и не мешать, не ворчать и не хитрить,

Все заданья выполнять и запоминать,

Думать, петь и отвечать, спорить, говорить, фантазировать, творить.

Учиться старательно, слушать внимательно,

Смеяться заразительно, а петь так выразительно.

1)Эмоционально-психологический настрой на урок:

- Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время урока

пролетит незаметно, будет для вас приятным и полезным.

- Я хочу узнать, какое у вас настроение. Предлагаю вам

посмотреть на доску, на которой расположены

мордашки-настроения, они будут сопровождать нас на протяжении

всего

урока, и если вы загрустите или огорчитесь посмотрите

на

эти мордашки и улыбнитесь, настроение у вас будет

вновь радостным! 

2)Оздоровительный массаж.

«Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щечки.

Будем мы красивыми, как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы свои потрем, и здоровье сбережем!

Улыбнемся снова, будем все здоровы!

2.Ввод в тему урока:

1)Сообщение темы и цели урока.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшую

музыкальнуюэкскурсию в царство музыки, а точнее в мир музыкальных

звуков.

- Итак, тема нашего урока – «Музыка моего народа. Звуки музыки».

2) Актуализация полученных знаний.

Россия… какое красивое слово! 
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово, 
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.


- Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас

окружает.



- У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык,

Национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

На протяжении наших уроков мы знакомимся с музыкой нашего народа, узнаем для себя много

нового и интересного. Сейчас проверим ваши знания по этой теме.



Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не

известны.

Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из

одного селения в другое.



Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые

сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их

творчества.

И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были:

М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские.

- Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на

народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли

образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.



- О чем мы узнаем в песнях?

Предполагаемый ответ: из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его

чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого

прошлого.



- Как называют разнообразные виды народных песен?

Предполагаемый ответ: зти разнообразные виды народных песен и называют жанрами

Народных песен.)

- Какие жанры народных песен вам известны?



Предполагаемый ответ: это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные,

хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины.

- Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сейчас на уроке мы прослушаем

русскую народную песню в исполнении Зандер Татьяны и определим ее жанр.

Слушание песни : «Во поле орешина».

(Звучит песня)

- А сейчас исполним всем классом русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки»

и определим ее жанр.

- Но перед тем, как исполнить давайте подготовим наши голоса.

3) Дыхательная гимнастика, логопедическая минутка,

артикуляционная зарядка.

- Дыхательная гимнастика.

- Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать, и поэтому проведем

упражнения на дыхание.

«Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

«Мышка» Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками на звук –пи-пи-пи- активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

-Логопедическая минутка. минутка.
-Произносим слова, тянем при этом второй гласный звук.

«Непоседа-ветер (взмахи руками над головой)

Знает всё на свете.

Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-Ква».

Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и

подносим к правому, а затем левому уху)

«Шу-шу-шу».

Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями)

«Кар-кар-кар».

Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши) «Му-му-му».

И еще сделаем зарядку.

Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка,

чтобы они слушались и не подводили певца.

- Артикуляционная зарядка.

1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в

широкой улыбке.

-  Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи

должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать

подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать. Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло. Очень важно чтобы вы в жизни

говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

- Распевание

Си-си-си, в водоёме караси.

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловим все.

Ся-ся-ся, не поймали карася!

4) Проговаривание текста песни, который выведен на экран.

5) Исполнение песни «Солдатушки, бравы, ребятушки»

-К какому жанру относится эта песня? (солдатская)

3. Работа по теме урока.

1) Вступительное слово:

- Музыка-один из видов искусства. Подобно литературе, живописи и театру, она

является образным отражением мира.

С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней

матери, сопровождает его во время праздников, звучит в походе на привале,

на улице, в кино,в театре. С утра до позднего вечера вы слышите музыку:

делаете под музыку зарядку, поете на уроке музыки, она слышна повсюду

во время обеда и ужина.

2) Сообщение новых знаний

-  Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе.

- Что издает музыка? - Что вы в ней слышите?

- Правильно, музыка издает звуки.

– Какие звуки вы знаете?

- Звуки бывают шумовые и музыкальные. Показ слайда.

- С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно.

- Кто мне из вас может подсказать, что это за звуки? / шелест листьев, шум моря, звук

машины и т.д. /

А теперь вспомним, из каких звуков состоит сама музыка?

 - Правильно, музыка состоит из музыкальных звуков.

– Теперь напомните мне музыкальные звуки, откуда мы их слышим.

 – Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты.

 - Какие вы знаете музыкальные инструменты? На какие три большие группы они делятся?

Игра«Шумовые и музыкальные звуки». 

- Молодцы, ребята, вы на славу постарались, и мы еще раз закрепили музыкальные и

шумовые звуки.

 - Музыка состоит из музыкальных звуков, а как эти звуки мы изображаем? (с помощью

нот)

 – Сколько нот в музыке? ( семь)

- Где пишутся ноты? ноты пишутся на нотоносце. Показ слайда /нотоносец/.

- Сколько линеек на нотоносце? (пять)

- Правильно, а что пишется на нотоносце кроме нот?  (скрипичный ключ)

- Каким цветом бывают ноты? ( черные и белые)  

 – Как вы думаете, почему у нас ноты разного цвета?

 – Потому что они имеют разные звуки и названия у них тоже разные.

– Давайте споем с вами эти звуки, и посмотрим появятся они на нотоносце или нет.

 (дети исполняют последовательность нот)

– Смотрите, ребята, а ноты так и не появились на нашем нотоносце. Что же делать, как же

нам быть? Ведь без нот мы не сможем спеть песню и послушать в театре музыку. Давайте

отправимся на поиски наших нот. Как только мы найдем ноты. Вы

должны будите их расположить на нотном стане в их последовательности.



3)Работа по карточкам. Игра «Найди ноту в словах»



 4) Физкультминутка.

 5) Беседа о композиторах, исполнителях, слушателях.

 – Продолжим наш урок. И так музыкальную грамоту мы с вами повторили и

закрепили.

А теперь ответьте на следующие вопросы:

– Кто сочиняет музыку? ( композитор)

- Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку.

Например,

Вольфганг Амадей Моцарт / Показ слайда/ начал сочинять свою блестящую

музыку с пяти лет.

Знаменитый Бетховен /Показ слайда/ сочинял музыку даже тогда, когда его слух

был уже совсем слабым.

Иоганн Себастьян Бах /Показ слайда/ работал по двенадцать часов в день, чтобы

создать свои непревзойденные шедевры. А русский композитор

Александр Порфирьевич Бородин /Показ слайда/ был ученым-химиком и у него

Было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая

требовательность к собственному творчеству, заставляла Бородина работать

над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь»

/Показ слайда/ он писал восемнадцать лет. Вот такой нелегкий труд композиторов.

- А кто ребята исполняет музыку? ( музыканты и певцы)

- Правильно. А на чем играют музыканты? ( на музыкальных инструментах)

- Как вы думаете, музыкантам и певцам нужно учиться, чтобы играть и петь?

(нужно)

– Правильно, нужно долго учиться, чтобы быть талантливым исполнителем и

музыкантом.

Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты, как Николо Паганини

/Показ слайда/.

С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные

произведения.

Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены:

без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел

такой успех только благодарясвоему таланту и трудолюбию.  

Федор Иванович Шаляпин -русский певец /Показ слайда/. Одновременно

пел в Большом и Мариинском

театрах.

Выступал в театре «Ла Скала», который находится в Италии.

Самый большой театр в Европе. Федор Иванович имел необыкновенный голос и

Когда он пел, завороженная публика не могла оторвать от него своих глаз.



6) Игра на музыкальных инструментах , р.н.п. «На горе-то калина»

-Сейчас мы будим с вами исполнителями. (Звучит р.н.п.»На горе-то калина», дети

подыгрывают на музыкальных инструментах)



-Но и это еще не все. Ведь музыку мы должны еще… (указать на ухо) (слушать)

– Совершенно верно. Как вы считаете на слушателей надо учиться? ( надо, не надо)

 – Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу.

Чтобы слушать

музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение

проходит гораздо быстрее. Сейчас я вам зачитаю памятку правила слушания

музыки:  

1. Не разговаривать, не вертеться  во время слушания музыки.

2. Не мешать соседу, слушать музыку.

3. Сосредоточиться  и слушать внимательно.

4. Получать удовольствие от слушания музыки.

  - Постарайтесь все эти правила соблюдать, так как мы отправляемся с вами на

экскурсию в Большой театр. И послушаем произведения П.И.Чайковского

   -Кто правильно будет слушать музыку и соблюдать все правила, которые я

зачитала

в памятке, тот из вас получит диплом слушателя музыки.

- Молодцы, ребята, вы все соблюдали правила слушателей музыки, а дипломы

Слушателей музыки я раздам вам чуть позже.

- А сейчас скажите, понравилась вам музыка П.И.Чайковского какая по настроению

И характеру прозвучала музыка? ( быстрая, плавная, нежная)

 – Понравилось ли вам слушать классическую музыку?

 – На дальнейших уроках музыки мы с вами  продолжим слушать классическую

музыку и знакомиться с творчеством композиторов.

4.Итог урока:

- Вот и подошла к концу наша экскурсия в царство музыки, в мир

Музыкальных звуков.

- А сейчас подведем итог нашего урока и обобщим, что мы узнали нового на уроке:  

   - что издает музыка? / звуки /

   - какие звуки бывают в музыке? / шумовые и музыкальные /

   - где пишутся ноты? / на нотоносце /

   - назовите ноты?   / до, ре, ми, фа, соль, ля, си /

   - кто такой композитор? / сочиняет музыку /

  - кто такой исполнитель? / музыкант, который исполняет музыку на музыкальных

инструментах /

   - кто такой слушатель? / кто умеет слушать музыку /

   - что такое театр? / это здание, где исполняют музыку/

   - какого композитора мы слушали музыку? /Чайковского/

5. Оценка за урок,

   - Сегодня на уроке вы все старались и работали на славу. Поэтому я хочу вручить вам всем дипломы слушателей музыки и поставить пятерки.


Народная песня- это сокровищница русской души, которая покоряет нас своей простотой, сердечностью и любовью. Любовью к людям, к своей земле, к своему Творцу. Песенное богатство народа – его духовное богатство.

Русь и в песне-то могуча, Широка и глубока,И свободна, и гремуча,

И привольна, и звонка!