Тема урока: «Музыка моего народа. Звуки музыки,» Предмет: музыка Класс: 7 класс Тип урока: урок закрепления полученных знаний и приобретения новых. Цель – познакомить учащихся с миром музыки; развить и обогатить духовный мир детей. Задачи: Образовательные: - формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа на примере русских народных песен; - закрепить понятия шумовых и музыкальных звуков, нот и их последовательностей в музыке; - формировать у школьников умения и навыки выразительного исполнения; - знакомить учащихся с творчеством композиторов и их музыко коррекционно-развивающие: развитие музыкальных способностей; развитие умения анализировать музыкальные произведения; Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность. воспитательные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 7-го класса; формирование интереса к изучению музыки; формирование уважительного отношения к музыкальному искусству. Педагогические технологии: здоровье сберегающие обучение; личностно-ориентированное обучение; компенсирующее обучение; адаптивное обучение; информационно-коммуникационные технологии – персональный компьютер, проектор, презентация в Power Point; игровая технология. Оборудование: муз. Инструмент-баян, компьютер, карточки, наглядные пособия. Виды музыкальной деятельности на уроке: Восприятие музыки: прослушивание фрагментов музыкальных произведений; Исполнительство (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- ритмические движения); Форма: экскурсия в мир музыки
Ход урока: 1.Организационный момент. Приветствие. - Прозвенел звонок. Начался урок. - Здравствуйте ребята! Чтобы умными с урока ушли, вы ребята все должны, Не скучать и не мешать, не ворчать и не хитрить, Все заданья выполнять и запоминать, Думать, петь и отвечать, спорить, говорить, фантазировать, творить. Учиться старательно, слушать внимательно, Смеяться заразительно, а петь так выразительно. 1)Эмоционально-психологический настрой на урок: - Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам и надеюсь, время урока пролетит незаметно, будет для вас приятным и полезным. - Я хочу узнать, какое у вас настроение. Предлагаю вам посмотреть на доску, на которой расположены мордашки-настроения, они будут сопровождать нас на протяжении всего урока, и если вы загрустите или огорчитесь посмотрите на эти мордашки и улыбнитесь, настроение у вас будет вновь радостным! 2)Оздоровительный массаж. «Доброе утро! Улыбнись скорее! И сегодня весь день будет веселее! Мы погладим лобик, носик и щечки. Будем мы красивыми, как в саду цветочки. Разотрем ладошки сильнее, сильнее! А теперь похлопаем смелее, смелее! Ушки мы свои потрем, и здоровье сбережем! Улыбнемся снова, будем все здоровы! 2.Ввод в тему урока: 1)Сообщение темы и цели урока. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы совершим небольшую музыкальнуюэкскурсию в царство музыки, а точнее в мир музыкальных звуков. - Итак, тема нашего урока – «Музыка моего народа. Звуки музыки». 2) Актуализация полученных знаний. “Россия… какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то” Россия… как из песни слово, Березок юная листва… Кругом леса, поля и реки, Раздолье, русская душа.
- Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.
- У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, Национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. На протяжении наших уроков мы знакомимся с музыкой нашего народа, узнаем для себя много нового и интересного. Сейчас проверим ваши знания по этой теме.
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое.
Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. - Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
- О чем мы узнаем в песнях? Предполагаемый ответ: из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого.
- Как называют разнообразные виды народных песен? Предполагаемый ответ: зти разнообразные виды народных песен и называют жанрами Народных песен.) - Какие жанры народных песен вам известны?
Предполагаемый ответ: это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. - Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сейчас на уроке мы прослушаем русскую народную песню в исполнении Зандер Татьяны и определим ее жанр. Слушание песни : «Во поле орешина». (Звучит песня) - А сейчас исполним всем классом русскую народную песню «Солдатушки, бравы ребятушки» и определим ее жанр. - Но перед тем, как исполнить давайте подготовим наши голоса. 3) Дыхательная гимнастика, логопедическая минутка, артикуляционная зарядка. - Дыхательная гимнастика. - Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать, и поэтому проведем упражнения на дыхание. «Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза. «Мышка» Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками на звук –пи-пи-пи- активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза. -Логопедическая минутка. минутка. -Произносим слова, тянем при этом второй гласный звук. «Непоседа-ветер (взмахи руками над головой) Знает всё на свете. Знает, как поёт лягушка: «Ква-ква-Ква». Знает, как шумит ракушка: (встаём, складываем ладони лодочкой и подносим к правому, а затем левому уху) «Шу-шу-шу». Знает, как кричит ворона: (машем руками, как крыльями) «Кар-кар-кар». Знает, как мычит корова: (хлопаем в ладоши) «Му-му-му». И еще сделаем зарядку. Но зарядку не простую, а зарядку для губ, щечек и языка, чтобы они слушались и не подводили певца. - Артикуляционная зарядка. 1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки. 2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком. 3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке. - Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно. Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать. Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом. - Распевание Си-си-си, в водоёме караси. Ся-ся-ся, вот поймать бы карася! Се-се-се, карасей мы ловим все. Ся-ся-ся, не поймали карася! 4) Проговаривание текста песни, который выведен на экран. 5) Исполнение песни «Солдатушки, бравы, ребятушки» -К какому жанру относится эта песня? (солдатская) 3. Работа по теме урока. 1) Вступительное слово: - Музыка-один из видов искусства. Подобно литературе, живописи и театру, она является образным отражением мира. С первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песней матери, сопровождает его во время праздников, звучит в походе на привале, на улице, в кино,в театре. С утра до позднего вечера вы слышите музыку: делаете под музыку зарядку, поете на уроке музыки, она слышна повсюду во время обеда и ужина. 2) Сообщение новых знаний - Давайте прислушаемся внимательно к музыке, которая звучит в нашем классе. - Что издает музыка? - Что вы в ней слышите? - Правильно, музыка издает звуки. – Какие звуки вы знаете? - Звуки бывают шумовые и музыкальные. Показ слайда. - С шумовыми звуками мы с вами встречаемся ежедневно. - Кто мне из вас может подсказать, что это за звуки? / шелест листьев, шум моря, звук машины и т.д. / А теперь вспомним, из каких звуков состоит сама музыка? - Правильно, музыка состоит из музыкальных звуков. – Теперь напомните мне музыкальные звуки, откуда мы их слышим. – Музыкальные звуки издают музыкальные инструменты. - Какие вы знаете музыкальные инструменты? На какие три большие группы они делятся? Игра«Шумовые и музыкальные звуки». - Молодцы, ребята, вы на славу постарались, и мы еще раз закрепили музыкальные и шумовые звуки. - Музыка состоит из музыкальных звуков, а как эти звуки мы изображаем? (с помощью нот) – Сколько нот в музыке? ( семь) - Где пишутся ноты? ноты пишутся на нотоносце. Показ слайда /нотоносец/. - Сколько линеек на нотоносце? (пять) - Правильно, а что пишется на нотоносце кроме нот? (скрипичный ключ) - Каким цветом бывают ноты? ( черные и белые) – Как вы думаете, почему у нас ноты разного цвета? – Потому что они имеют разные звуки и названия у них тоже разные. – Давайте споем с вами эти звуки, и посмотрим появятся они на нотоносце или нет. (дети исполняют последовательность нот) – Смотрите, ребята, а ноты так и не появились на нашем нотоносце. Что же делать, как же нам быть? Ведь без нот мы не сможем спеть песню и послушать в театре музыку. Давайте отправимся на поиски наших нот. Как только мы найдем ноты. Вы должны будите их расположить на нотном стане в их последовательности.
3)Работа по карточкам. Игра «Найди ноту в словах»
4) Физкультминутка. 5) Беседа о композиторах, исполнителях, слушателях. – Продолжим наш урок. И так музыкальную грамоту мы с вами повторили и закрепили. А теперь ответьте на следующие вопросы: – Кто сочиняет музыку? ( композитор) - Чтобы стать композитором, надо очень много учиться и сильно любить музыку. Например, Вольфганг Амадей Моцарт / Показ слайда/ начал сочинять свою блестящую музыку с пяти лет. Знаменитый Бетховен /Показ слайда/ сочинял музыку даже тогда, когда его слух был уже совсем слабым. Иоганн Себастьян Бах /Показ слайда/ работал по двенадцать часов в день, чтобы создать свои непревзойденные шедевры. А русский композитор Александр Порфирьевич Бородин /Показ слайда/ был ученым-химиком и у него Было очень мало свободного времени для сочинения музыки. Но высокая требовательность к собственному творчеству, заставляла Бородина работать над каждым своим произведением очень долго. Оперу «Князь Игорь» /Показ слайда/ он писал восемнадцать лет. Вот такой нелегкий труд композиторов. - А кто ребята исполняет музыку? ( музыканты и певцы) - Правильно. А на чем играют музыканты? ( на музыкальных инструментах) - Как вы думаете, музыкантам и певцам нужно учиться, чтобы играть и петь? (нужно) – Правильно, нужно долго учиться, чтобы быть талантливым исполнителем и музыкантом. Среди известных исполнителей, такие яркие музыканты, как Николо Паганини /Показ слайда/. С одиннадцати лет он начал концертировать, исполняя на скрипке виртуозные произведения. Музыкант так мастерски владел скрипкой, что недоброжелатели были уверены: без помощи темных сил Паганини так бы не играл. Хотя, на самом деле он имел такой успех только благодарясвоему таланту и трудолюбию. Федор Иванович Шаляпин -русский певец /Показ слайда/. Одновременно пел в Большом и Мариинском театрах. Выступал в театре «Ла Скала», который находится в Италии. Самый большой театр в Европе. Федор Иванович имел необыкновенный голос и Когда он пел, завороженная публика не могла оторвать от него своих глаз.
6) Игра на музыкальных инструментах , р.н.п. «На горе-то калина» -Сейчас мы будим с вами исполнителями. (Звучит р.н.п.»На горе-то калина», дети подыгрывают на музыкальных инструментах)
-Но и это еще не все. Ведь музыку мы должны еще… (указать на ухо) (слушать) – Совершенно верно. Как вы считаете на слушателей надо учиться? ( надо, не надо) – Хоть у вас и сложилось противоречивое мнение об этом, но я вам помогу. Чтобы слушать музыку тоже нужно учиться. Но в отличие от композитора и исполнителя обучение проходит гораздо быстрее. Сейчас я вам зачитаю памятку правила слушания музыки: 1. Не разговаривать, не вертеться во время слушания музыки. 2. Не мешать соседу, слушать музыку. 3. Сосредоточиться и слушать внимательно. 4. Получать удовольствие от слушания музыки. - Постарайтесь все эти правила соблюдать, так как мы отправляемся с вами на экскурсию в Большой театр. И послушаем произведения П.И.Чайковского -Кто правильно будет слушать музыку и соблюдать все правила, которые я зачитала в памятке, тот из вас получит диплом слушателя музыки. - Молодцы, ребята, вы все соблюдали правила слушателей музыки, а дипломы Слушателей музыки я раздам вам чуть позже. - А сейчас скажите, понравилась вам музыка П.И.Чайковского какая по настроению И характеру прозвучала музыка? ( быстрая, плавная, нежная) – Понравилось ли вам слушать классическую музыку? – На дальнейших уроках музыки мы с вами продолжим слушать классическую музыку и знакомиться с творчеством композиторов. 4.Итог урока: - Вот и подошла к концу наша экскурсия в царство музыки, в мир Музыкальных звуков. - А сейчас подведем итог нашего урока и обобщим, что мы узнали нового на уроке: - что издает музыка? / звуки / - какие звуки бывают в музыке? / шумовые и музыкальные / - где пишутся ноты? / на нотоносце / - назовите ноты? / до, ре, ми, фа, соль, ля, си / - кто такой композитор? / сочиняет музыку / - кто такой исполнитель? / музыкант, который исполняет музыку на музыкальных инструментах / - кто такой слушатель? / кто умеет слушать музыку / - что такое театр? / это здание, где исполняют музыку/ - какого композитора мы слушали музыку? /Чайковского/ 5. Оценка за урок, - Сегодня на уроке вы все старались и работали на славу. Поэтому я хочу вручить вам всем дипломы слушателей музыки и поставить пятерки. |