СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”» (8 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование музыки, помогающей драматическому произведению достичь уровня мирового шедевра.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся  8 класса (УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка», 8 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 3 урока 2 четверти.

Образовательные цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена “Пер Гюнт”» (8 класс)»

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

8 класс

II ЧЕТВЕРТЬ

УРОК 3. Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»

Цели и задачи:

- актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли музыки в сценическом действии;

- изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям;

- выявление контрастности образных сфер театральной музыки;

- закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы;

- понимание выразительности музыкальных характеристик сюжетных линий спектакля.

Форма проведения урока: Урок-исследование.

Тезаурус: Сюита. Увертюра.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация

  • Исполнение «Романса Николая и Кончиты» из мюзикла “«Юнона» и «Авось»” А. Рыбникова

  1. Актуализация опорных знаний

- Какова роль музыки в драматических спектаклях?

- Назовите авторов музыки, написанной к трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Перечислите созданные ими музыкальные жанры.

- Каким драматическим произведениям музыка помогла выйти на уровень мирового шедевра?

- Как называется цикл произведений, объединённых одним названием?

- Что такое увертюра?

3. Сообщение темы. Целеполагание

Сегодня мы:

  • продолжим работу по осознанию роли музыки в драматическом спектакле на примере музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»;

  • поучимся понимать значимость музыки для возведения драматической пьесы на уровень мирового шедевра, как это произошло с пьесой норвежского драматурга Генрика Ибсена;

  • закрепим знания о взаимодействии разных видов искусства (музыки, литературы, живописи, кино).

Тема урока – «Музыка Э. Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

4. Основной этап

  1. Работа с учебником

- Прочитайте в учебнике (ст. 40-42) об истории возникновения драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт», её сюжетной линии и о значении музыки, написанной к этой драме норвежским композитором Э. Григом.

Известно, что из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» Григ создал две сюиты. В первую сюиту вошли такие пьесы, как: «Увертюра», «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля». Вторая сюита включает в себя пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта», «Песня Сольвейг».

2) Слушание Увертюры (№1 из Первой сюиты). Обсуждение

  • Есть в увертюре знакомые темы? Какие? Назовите их.

  • Какой эмоциональный настрой у слушателей и зрителей создаёт музыка увертюры?

3) «Утро» (№2 из Первой сюиты)

- Подумаем теперь над такой проблемой: если пьеса «Утро» (№2 из Первой сюиты) выполняет в драме Ибсена роль лейтмотива, который несколько раз повторяется по ходу действия пьесы, то какую смысловую роль она играет для главного героя пьесы?

- Рисует не только образ пробуждающейся природы, но что особенно важно – образ далёкой Родины.

- Определите интонационную основу пьесы «Утро».

- Четырёхзвучная интонация.

- Спойте вокализом (с ориентацией на нотную запись) главную тему «Утра» и выявите приёмы развития музыки.

А) Пение главной темы «Утра»: вокализ, затем с названием нот.

- Приёмы развития: повторы, «игра» регистрами, тембрами инструментов оркестра, изменения динамики.

- Запишите в тетрадях композицию-форму пьесы при помощи динамических оттенков. Как выглядит записанная форма?

- p f p. Пиано – крещендо – форте – диминуэндо – пиано.

- Сыграем пьесу в оркестре.

Б) Пластическая импровизация (под фонограмму): Один ученик выступает в роли дирижёра симфонического оркестра, группа учащихся (или весь класс) – в роли скрипачей оркестра.

4) Развитие музыки женских образов (Озе, Анитры, Сольвейг)

На доске (или на слайде презентации) записаны начальные мелодии (восходящая кварта) пьес «Смерть Озе» (№3 из Первой сюиты), «Танец Анитры» (№4 из Первой сюиты), «Песня Сольвейг» (№4 из Второй сюиты).

Сравним начальные интонации трёх пьес, рисующих женские образы: Озе, Анитру, Сольвейг:

- Пропойте их и выявите общий интонационный остов.

  • Пропевание.

- Определите сходство и различие в приёмах развития этих образов.

5) Пьеса «В пещере горного короля»

А) Слушание. Музыкальный анализ:

- Каковы приёмы развития образа?

- Какие средства композитор для этого использует?

- Ярко выделяется динамика развития: от неторопливого шествия до дикой, безумной пляски троллей и жителей подземного царства.

Б) Просмотр мф «Гномы и Горный король» (студия «Союзмультфильм», реж. И Ковалевская).

- Какая музыка Э. Грига звучит в фильме?

- «В пещере Горного короля», «Шествие гномов», «Утро».

6) «Жалоба Ингрид» (№1 из Второй сюиты) – слушание, музыкальный анализ

- Вспомните, с каким сюжетом из драмы Г. Ибсена связана пьеса «Жалоба Ингрид».

- Проанализируйте средства выразительности и приёмы развития. Аргументируйте свои ответы, исходя из описанной жизненной ситуации.

7) Танцевальная музыка сюиты - слушание. Обсуждение

- Прослушайте, сравните два танца: «Танец Анитры» (№4 из Первой сюиты) и «Арабский танец» (№2 из Второй сюиты). Вспомните и назовите сюжетные ситуации драмы Ибсена, в которых звучат эти танцы.

- Какие образные средства доказывают, что один из танцев – сольный, а другой – групповой?

- Как композитору удалось передать разные грани образа-портрета Анитры?

- Характер мелодики, ритмоинтонация, штрихи, фактура, трёхчастная форма, принцип её выстраивания – вариантность и контраст.

- Какие оркестровые краски создают национальный колорит в «Арабском танце»?

8) Образ пьесы «Возвращение Пера Гюнта» (№3 из Второй сюиты)

- Попробуйте смоделировать образ пьесы «Возвращение Пера Гюнта на Родину»: определите содержание, средства выразительности, форму.

- Прослушайте теперь пьесу и сопоставьте свои предположения с музыкой Грига.

  • Прослушивание музыки.

- Попробуйте найти аналоги данному образу в музыкальном творчестве других композиторов.

- К морской стихии обращались в своём творчестве русский композитор-сказочник Н.А. Римский-Корсаков («Садко», «Шахеразада», «Сказка о царе Салтане»), А.К. Лядов (сказочная картина «Волшебное озеро»), французский композитор-импрессионист Морис Равель («Игра воды», «Лодка в океане»), Клод Дебюсси (симфоническое произведение «Море»).

9) Слушание «Песни Сольвейг» (№4 из Второй сюиты)

- Прослушаем «Песню» в двух вариантах – инструментальном и вокальном. Ваша задача: выявить средства музыкальной выразительности, определить форму.

- Как композитор выразил контраст в создании образа Сольвейг? Проанализируйте интонационную основу мелодики, её жанровые признаки и различия, особенности фразировки, ритмическую основу средней части.

- Песенность и танцевальность. Минорный и мажорный лад.

- В средней части – ритм норвежского народного танца «Халлинг».

5. Углубление в тему

1) Рассматривание картин, обсуждение в соответствии с сюжетом драмы Ибсена

- Рассмотрите картины Н. Рериха – декорации к театральной постановке драмы Г. Ибсена. Постарайтесь выявить их соответствие определённым сюжетным ситуациям пьесы (сценам).

И. Рерих. Домик Сольвейг

Н. Рерих. Мельница

2) Просмотр видеоклипов: Варианты классических и современных трактовок «Песни Сольвейг». Обсуждение

- Определите, какие кинематографические приёмы использованы для создания образа Сольвейг.

3) Вопросы для размышления

  • Почему музыка Э. Грига к драме «Пер Гюнт» Г. Ибсена привлекает режиссёров балета?

  • Какие фрагменты музыки Грига вы предложили бы для создания танцевально-хореографических композиций? Аргументируйте своё мнение.

6. Рефлексия

Дискуссия по высказыванию Г. Ибсена из драмы «Пер Гюнт»:

«Что на роду написано кому! Судьбы своей да не перейдёт никто же!»

7. Итог. Вокально-хоровая работа

- В заключение сегодняшнего урока разучим песню, посвящённую тематике странствий, путешествий – «За туманом», слова и музыка Ю. Кукина.

8. Домашнее задание

  1. Прочитать драматическую поэму Г. Ибсена «Пер Гюнт». Выписать из текста слова, характеризующие жизненное кредо главного героя.

  2. Создать проект (в форме презентации) «Коллекция иллюстраций художника Николая Рериха к постановке «Пер Гюнт» в Московском художественном академическом театре (МХАТ) 1912 г.».

  3. Выучить песню Ю. Кукина «За туманом».