СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 1 класса (УМК В.О. Усачевой,  Л.В. Школяр «Музыка», 1 класс), позволяет   как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть рассматриваемую тему 4 урока 3 четверти «Погружение в проблематику музыкального театра».

  Цели и задачи:

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен;

- знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру;

- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у детей художественный вкус и музыкальную культуру;

- дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр;

- уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа;

- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Погружение в проблематику музыкального театра» (1 класс)»

Усачева. Музыка, 1 класс

III четверть



Урок 4. Погружение в проблематику музыкального театра

Цели и задачи:

- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;

- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен;

- знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру;

- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у детей художественный вкус и музыкальную культуру;

- дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр;

- уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению;

- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- овладевать логическими действиями сравнения, анализа;

- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Средства обучения и оборудование

1. Учебник, с. 68—73, 86—89.

2. Рабочая тетрадь, с. 37. 3.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский. Симфония № 4 (фрагмент) / ЭФУ, с. 73; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 75.

Русская народная песня «Во поле берёза стояла».



ХОД УРОКА

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

  1. Организационный момент

Музыкальное приветствие.

  1. Повторение пройденного материала

- Отгадайте, что за мелодия сейчас прозвучит?

Звучит начало хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

- Хор «Откуда приятный и нежный тот звон».

- А сейчас?

Звучит «Ария Царицы ночи» из этой же оперы Моцарта.

- Ария Царицы ночи.

- Что такое ария?

- Сольная песня в опере; поёт один человек. Сложная песня для исполнения.

- Из какого большого музыкального произведения эти отрывки?

- Из оперы.

- Что такое опера?

- Музыкальный спектакль, где все поют.

- Кто участвует в оперном спектакле?

- Хор, солисты, ансамбли, танцоры, оркестр, дирижер.

- Где можно увидеть и услышать оперы?

- В музыкальном театре.

- Какую форму существования музыки имеет опера – сложную, крупную или простую, малую? Почему?

- Это сложная форма существования музыки: в опере можно услышать и хоры, и ансамбли, и сольные песни – арии. Сложная – сложена из многого.

- Действительно, в оперном спектакле звучит много музыки – инструментальной и вокальной в исполнении хора, дуэтов, ансамблей. Много сольных песен – арий, монологов.

3. Мотивация. Целеполагание

Сегодня мы с вами снова отправимся в театр. Но не обычный, а народный театр. Познакомимся с его ролью в духовной жизни русского народа, с его традициями и ритуалами. Но прежде, чтобы попасть в народный театр, разучим русскую народную песню.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Русская народная песня «Во поле берёза стояла»

- В песне, которую мы с вами сегодня разучим, поётся о деревце, являющемся символом России.

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадки. Разгадав их, вы сразу назовёте это деревце:

На полях - девчонки

В белых рубашонках, 

В зелёных полушалках.

***

Стоят столбы белы,

На них шапки зелены.

- О каких деревьях идёт речь?

- О берёзках.

- Совершенно верно. Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.

Наряд её мягкий чудесен, 

Нет деревца сердцу милей, 

И сколько задумчивых песен 

Поётся в народе о ней.

На Руси берёзу даже называли деревом жизни: люди лечились её соком, листьями, использовали почки, кору. А за это в праздник Троицы «поили» и «кормили» берёзку. Под берёзой ставили столы, накрывали их различными угощениями. Потом девушки завивали берёзку. «Завивали» - значит, украшали цветными лентами, тесёмками, желания загадывали.

Прослушайте русскую народную песню «Во поле берёза стояла».

1) Слушание песни.

- О какой берёзе в песне поётся?

- Кудрявой, белой, нежной, простой.

- Какой в песне ритм, темп?

- Ритм - размеренный, темп - оживлённый.

- Что вы заметили в мелодии песни?

- Повторение. Встречаются распевы.

- Распевы характерны для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

В каком исполнении звучала песня – сольно, коллективно?

- Поёт не один человек, а все вместе.

- Как называется коллектив исполнителей, поющих слаженно и слушающих друг друга?

- Такой коллектив называют хором.

- Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни?

- Повторение слов.

2) Разучивание песни «Во поле берёза стояла»

Разучивание проводится по фразам (4 фразы).

3) Исполнение песни

А) Хоровое исполнение

Б) Исполнение с солистом

- Можно, ребята, и по-другому исполнить эту песню. В русской народной песне есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поёт весь класс вместе.

В) Разыгрывание песни:

Используем прием «разыгрывания» песни - передача исполнителями характера и настроения музыки при помощи её инсценирования и драматизации: прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.

«Разыгрывание песни», движение в хороводе распределяем между группами детей, т.к. соединение пения даже с простейшими движениями обычно сказывается на качестве звучания песни. Объяснить правила вождения хоровода: плавные, равномерные маленькие шаги под музыку. Учитель берет на себя право водящего, затем его можно передать одному из детей.

Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла».

4) В русле народной синкретики

Учитель как бы случайно наигрывает только сам напев. Затем проговаривает несколько текстовых строчек.

- Скажите, ребята, то, что я сейчас сделала, можно назвать музыкальной формой песни?

- Нет, это не песня, звучала одна мелодия. И слова произносились отдельно – как простой текст.

- Оказывается, что если звучит только мелодия, без текста, то песня вызывает совсем иные ощущения; если только один текст - он вообще напоминает какую-то лирическую стихотворную импровизацию.

Потому в народе и музыка, и слова - и не только, а ещё и действия, движения - складывались одновременно и существовали как цельный организм (в русле народной синкретики - из песни слова не выкинешь).

И только когда песня исполняется цельно, «как в народе» - с упоминанием повода к её исполнению, с сопутствующими обряду действиями (с обыгрыванием ситуации, в художественном движении) - так, как мы с вами сегодня, то это уже - музыкальный театр!

Народный обряд с современных позиций – тоже своеобразный театр. Вот, например, особо почитающийся в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году ещё у наших предков, которые называли его «Зелёными святками». Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Но некоторые традиции и ритуалы этого праздника соблюдаются до сих пор. О них хочется рассказать более подробно.

2. Празднование Троицы в деревне

Что же это за праздник – Троица, отмечаемый в начале лета? Значение праздника для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошёл Святой Дух, и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества.

Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зелёные одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются ветками берёзы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.

Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и её обновления. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца. Для украшения своего жилища и храмов традиционно использовалась берёза. Часто её сравнивали с рождественской ёлкой, без которой не мыслится праздник.

Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Праздник был особенно любим у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями.

Во всех деревнях и сёлах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в берёзовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодёжи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход тёплых дней, - яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую берёзу и начинали её украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.

В воскресенье всей семьёй необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелёными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с берёзы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приёму пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.

Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьёзно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей. Молодёжные народные гуляния на Троицу тоже имели своё назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь. Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под берёзой.

Как отмечают праздник Троицы сегодня? Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы, и передают их своим детям. Естественно, что утро каждого христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.

А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины и яйца, выкрашенные в зелёный цвет.

И во многих городах в настоящее время в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в конкурсах, покупают поделки и пекут вкуснейшие пироги. Праздник со временем немного видоизменился, но по-прежнему будит в сердцах людей всё самое хорошее и светлое.

Так что в целом празднование Троицы можно назвать театром, - народным театром. Его идея: главный молчащий персонаж - берёзка - обыгрывается так, чтобы во всех действиях прочитывалась символизация вечной жизни (жертва во имя грядущей жизни - одно умирает ради жизни другого).

3. Народный театр и народное творчество

Народный (фольклорный) театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на все важнейшие события, связанные с его историей, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и любимейшим народным зрелищем. Древние обрядовые ритуалы и действа всегда связывались с ряженьем. Эти ритуалы стали непременной составной частью календарных и семейных праздников, в основе которых было заложено драматическое игровое начало. Ряженые были участниками многих сцен в календарных и семейных обрядах: рядились в старика, старуху, мужчина переодевал­ся в женскую одежду, а женщина - в мужскую, рядились в жи­вотных, особенно часто в медведя и козу. Ряженья в различную одежду, изготовление горбов, масок, мазанье сажей, а также использование в качестве условного театрального реквизита санок и верёвок, лавки, веретена и прялки, корыта и сковороды, вывороченной шубы и соломенного чучела, восковой свечи значительно оживляли народные забавы, делая их ярким, увлекательным и незабываемым зрелищем.

Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. Некоторые юмористические и сатирические сценки позже влились в народные драмы.

Помимо обрядов, театральные элементы сопровождали ис­полнение многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение - близкие театральным жесту и движению. Напри­мер, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или иной мере разыгрывал её: изменял голос, жестикулировал, менял вы­ражение лица, показывал, как герой сказки шёл, нёс ведро или мешок и т.д. Фактически это была игра одного актёра.

Специфические признаки народного театра - отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как фор­ма отображения действительности, перевоплощение исполни­теля в иной образ, эстетическая направлен­ность представления. Во время ярмарок строились балаганы:

«Эх-ма,

Для ваших карманов

Столько понастроено балаганов.

Каруселей и качелей

Для праздничных веселий!» - кричали зазывалы.

Балаганы - времен­ные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых пред­ставлений.

Народный театр - традиционное драматическое творчество народа, зрелищно-игровая культура которого очень разнообраз­на: обряды, хороводы, ряженье, клоунада, народные инструменты и, конечно же, песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (слайд «Гусляры»).

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов - она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаём о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому мы, ребята, поём и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Подумайте и скажите, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские - потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

- О чём мы узнаём в песнях? 

- Из песен мы узнаём о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях; по песням мы узнаём об отдельных исторических событиях далёкого прошлого.

- Действительно, песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на уроке мы познакомились с одной из обрядовых (хороводных) народных песен.

4. «Музыкальный театр без текста»

1) Музыкальное наблюдение

- Прослушайте внимательно музыкальный фрагмент. Слышали ли вы когда-нибудь ранее эту музыку?

Звучит фрагмент финала 4-ой симфонии П.И. Чайковского.

- Эту мелодию мы сегодня разучивали, как песню. Это песня «Во поле берёза стояла», только она звучит по-другому, изменённая, усложнённая.

- Верно, ребята, эта мелодия - уже известный вам «персонаж» народной песни. Что же это за персонаж?

- Берёзка.

- Совершенно верно, персонаж этот в народном театре - такой простой и понятный, как и малая музыкальная форма, в которой он звучал. Но сейчас он зазвучал в другой музыкальной форме – сложной, масштабной. Это был фрагмент финала крупного произведения – Симфонии №4 П.И. Чайковского.

Давайте проследим за мелодией уже знакомой вам песни как за персонажем. И самое главное: симфония тоже в этом смысле для нас окажется театром - музыкальным театром особого рода - без текста, в котором за изменением темы можно следить как за развитием сюжета.

2) Симфонический оркестр

А) Что такое оркестр

Открываем развороты учебника, посвящённые симфонии (с. 68—73), и попадаем в самый эпицентр симфонического представления - в оркестр! А дирижирует им (из своего времени) П.И. Чайковский.

Немного пофантазируем на тему «Оркестр». Что такое оркестр?

- Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более ста музыкантов, это огромная музыкальная семья.

Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?

- Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр даёт больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.

Оркестр симфонический

Вас может угостить:

Поэмой драматической,

Симфонией эпической,

Фантазией лирической,

Рапсодией трагической.

Всех инструментов голоса

Сольются.

И тогда

Услышим, как шумят леса,

И как журчит вода,

И как пурга ярится,

И как мечтает о весне

Продрогшая синица. (Л. Яковлев)

Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки. Посмотрите, как выглядит оркестр (слайд).

Б) Знакомство с терминами:

Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В переводе с греческого означает «круглый». Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.

Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чём сходство, а в чём различие этих инструментов?

- Они все одинаковые по форме, но различны по размеру и тембровой окраске.

- Совершенно верно, чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.

Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха, - это флейта, кларнет, фагот, гобой.

В третью группу входят медные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой медные трубки различной формы. Звук извлекается, как и у деревянных духовых.

В четвёртую группу входят ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики, колокола, ксилофон.

Оркестранты играют каждый свою партию по партитуре. Партитура в музыке - нотная запись музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны в определённом порядке.

В) Игра «Представьте себе»

- Давайте поиграем. Представьте себе, что Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас в любой инструмент симфонического оркестра (по вашему выбору). Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.

Несколько учеников выходят, и поочерёдно показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.

Г) Дирижёр

А теперь представим себе: открывается занавес, на сцене расположены только инструменты. А где же музыканты? Ожидание волнительно… Но вот на сцену выходят исполнители. Они направляются к своим местам. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и всё в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определённым правилам музыкального спектакля. Чем не музыкальный театр?

Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре - дирижёр. Во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково, и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где - кларнетисты.

Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»:

Дирижёрской палочкою осень

Нехотя взмахнула, повела,

Стайку скворушек, нырнувших в озимь

На румяной зорьке подняла.

Симфонический оркестр могучий,

Фраки надушив пыльцой цветов,

Тишину безвольную нарушив,

Зазвучал, запел на сто ладов.

- В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме:

Схема расположения музыкантов в оркестре (слайд).

Д) Создание проблемной ситуации

- Как вы думаете, без дирижёра оркестр сможет играть?

Ответы детей.

- Оркестр - это инструмент, а дирижёр на нём играет. Дирижёр - волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом, как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижёр говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов дирижёра понятен всем музыкантам мира.

3) Мы - исполнители

- В своих учебниках вы видите партитуру, которая с помощью знаков подсказывает, как будет звучать музыкальная тема симфонии – известный уже нам «персонаж».

Перед прослушиванием и исполнением симфонии хочу ещё обратить ваше внимание на то, что П.И. Чайковский называл художника (композитора) садовником. Вот, давайте, и мы представим нашу тему, как «зерно», из которого вырастет весь сюжет музыкального фрагмента симфонии.

Слушая и исполняя музыку симфонии, сравнивая тему песни «Во поле берёза стояла» с темой симфонии Чайковского, следите за её преобразованиями в вариациях: каким будет тембр, какие зазвучат инструменты, когда меняется динамика.

А) Слушание 4-й части симфонии. Пластическое интонирование. Дети пытаются в свободном дирижировании воплотить слышимое, а также «расшифровать» сам сюжет.

Б) Музыкальный анализ

- Что же происходило с нашим «персонажем» - музыкальной темой «берёзки»? Осталась она прежней – простой, напевной, лёгкой, танцевальной?

- Тема берёзки в симфонии очень изменилась. Характер мелодии становился то грустным, то весёлым. Динамика была и тихой, и громкой, менялся и темп музыки.

- Совершенно верно, в финале симфонии Чайковского простая народная мелодия «Во поле береза стояла» претерпевает значительные изменения. На протяжении симфонии тема эта изменяется, становится грустной и даже мрачной. Здесь Чайковским противопоставлены 2 образных сферы - внешний мир и внутренний мир героя симфонии: мы видим и картину народного веселья, праздника, и страдающего героя.

Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока, фатума. Всё застывает. Но кода симфонии, всё же, снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит весёлый плясовой мотив, он ширится и растёт, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной катастрофы и утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство. Финал симфонии – это картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок.

Как вы считаете, музыкальная форма симфонии малая, простая или крупная, сложная?

Ответы детей.

- Ну, конечно, сложная, масштабная. Вообще инструментальная музыка не поддаётся подробному анализу. «Где кончаются слова, там начинается музыка», - так говорил Генрих Гейне, немецкий поэт.

В одном из своих писем Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях: 1-я часть - завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть - последнее столкновение с роком и выход из кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться».

П. Чайковский: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно.»

Интересные ассоциации с музыкой финала 4-ой симфонии Чайковского подобраны в стихах современного деятеля литературы Ларисы Ищенко:

4 часть - надо жить.

Не говори, что всё на свете грустно,

Ведь есть простые радости, земные.

Найти не можешь повод для веселья –

Смотри, как веселы всегда другие.



Хотя едва сумел забыться и увлечься,

Как фатум вновь напомнил о себе.

Но до тебя другим какое дело?

Что им в безрадостной твоей судьбе?



Нет-нет, не говори, что всё на свете плохо!

Чужим весельем сможешь зарядиться,

Тогда намного легче станет жить на свете

И жизнью в полной мере насладиться. (Л. Ищенко. 4-я симфония П. Чайковского)



  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

  1. Рефлексия. Закончите предложения:

1) Сегодня на уроке я …

2) Больше всего мне понравилось …

3) Самым интересным сегодня на уроке было …

4) Самым сложным для меня сегодня было …

5) Сегодня на уроке я почувствовал …

6) Сегодня я научился …

Домашнее задание. Нарисовать инструменты симфонического оркестра (по выбору).

2. Подведение итогов

Мы с вами сегодня говорили об удивительном мире театра: об обрядах и обычаях народного театра, о законах и правилах музыкального. Мы узнали народные обычаи празднования Троицы. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра и его составом. Во главе оркестра - маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком.

Слушая симфонический оркестр в концертном зале (музыкальном театре), мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.



ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:

  1. https://botana.biz/prepod/muzyka/

  2. https://globuss24.ru/doc

  3. https://helpiks.org/

  4. https://multiurok.ru/

  5. https://nsportal.ru/

  6. http://prazdniki.me/

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki

  8. https://studopedia.ru/

  9. https://www.stihi.ru/avtor/seagull7

  10. https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu