Усачева. Музыка, 1 класс
III четверть
Урок 4. Погружение в проблематику музыкального театра
Цели и задачи:
- формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности;
- формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, знакомить детей с народной музыкальной культурой на примерах русских народных песен;
- знакомить со спецификой музыкального театра, с театральной терминологией; научить распознавать особенности театрального искусства, способствовать формированию положительного отношения к музыкальному театру;
- способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений, воспитывать у детей художественный вкус и музыкальную культуру;
- дать понятие о крупном музыкальном жанре - симфонии, сформировать представление о симфоническом оркестре и роли дирижёра в нем, знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр;
- уметь воспринимать музыку, учить вслушиваться в неё и выражать своё отношение к музыкальному произведению;
- осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- овладевать логическими действиями сравнения, анализа;
- создать условия для формирования вокально-хоровых навыков обучающихся, учить вовремя начинать и заканчивать пение, петь по фразам, соло и в ансамбле, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
Средства обучения и оборудование
1. Учебник, с. 68—73, 86—89.
2. Рабочая тетрадь, с. 37. 3.
Музыкальный материал:
П.И. Чайковский. Симфония № 4 (фрагмент) / ЭФУ, с. 73; фонохрестоматия; нотная хрестоматия, с. 75.
Русская народная песня «Во поле берёза стояла».
ХОД УРОКА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Музыкальное приветствие.
Повторение пройденного материала
- Отгадайте, что за мелодия сейчас прозвучит?
Звучит начало хора «Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта».
- Хор «Откуда приятный и нежный тот звон».
- А сейчас?
Звучит «Ария Царицы ночи» из этой же оперы Моцарта.
- Ария Царицы ночи.
- Что такое ария?
- Сольная песня в опере; поёт один человек. Сложная песня для исполнения.
- Из какого большого музыкального произведения эти отрывки?
- Из оперы.
- Что такое опера?
- Музыкальный спектакль, где все поют.
- Кто участвует в оперном спектакле?
- Хор, солисты, ансамбли, танцоры, оркестр, дирижер.
- Где можно увидеть и услышать оперы?
- В музыкальном театре.
- Какую форму существования музыки имеет опера – сложную, крупную или простую, малую? Почему?
- Это сложная форма существования музыки: в опере можно услышать и хоры, и ансамбли, и сольные песни – арии. Сложная – сложена из многого.
- Действительно, в оперном спектакле звучит много музыки – инструментальной и вокальной в исполнении хора, дуэтов, ансамблей. Много сольных песен – арий, монологов.
3. Мотивация. Целеполагание
Сегодня мы с вами снова отправимся в театр. Но не обычный, а народный театр. Познакомимся с его ролью в духовной жизни русского народа, с его традициями и ритуалами. Но прежде, чтобы попасть в народный театр, разучим русскую народную песню.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Русская народная песня «Во поле берёза стояла»
- В песне, которую мы с вами сегодня разучим, поётся о деревце, являющемся символом России.
Сейчас я вам, ребята, загадаю загадки. Разгадав их, вы сразу назовёте это деревце:
На полях - девчонки
В белых рубашонках,
В зелёных полушалках.
***
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.
- О каких деревьях идёт речь?
- О берёзках.
- Совершенно верно. Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Берёза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре.
Наряд её мягкий чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.
На Руси берёзу даже называли деревом жизни: люди лечились её соком, листьями, использовали почки, кору. А за это в праздник Троицы «поили» и «кормили» берёзку. Под берёзой ставили столы, накрывали их различными угощениями. Потом девушки завивали берёзку. «Завивали» - значит, украшали цветными лентами, тесёмками, желания загадывали.
Прослушайте русскую народную песню «Во поле берёза стояла».
1) Слушание песни.
- О какой берёзе в песне поётся?
- Кудрявой, белой, нежной, простой.
- Какой в песне ритм, темп?
- Ритм - размеренный, темп - оживлённый.
- Что вы заметили в мелодии песни?
- Повторение. Встречаются распевы.
- Распевы характерны для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.
В каком исполнении звучала песня – сольно, коллективно?
- Поёт не один человек, а все вместе.
- Как называется коллектив исполнителей, поющих слаженно и слушающих друг друга?
- Такой коллектив называют хором.
- Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни?
- Повторение слов.
2) Разучивание песни «Во поле берёза стояла»
Разучивание проводится по фразам (4 фразы).
3) Исполнение песни
А) Хоровое исполнение
Б) Исполнение с солистом
- Можно, ребята, и по-другому исполнить эту песню. В русской народной песне есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.
Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поёт весь класс вместе.
В) Разыгрывание песни:
Используем прием «разыгрывания» песни - передача исполнителями характера и настроения музыки при помощи её инсценирования и драматизации: прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.
«Разыгрывание песни», движение в хороводе распределяем между группами детей, т.к. соединение пения даже с простейшими движениями обычно сказывается на качестве звучания песни. Объяснить правила вождения хоровода: плавные, равномерные маленькие шаги под музыку. Учитель берет на себя право водящего, затем его можно передать одному из детей.
Дети танцуют русский хоровод «Во поле береза стояла».
4) В русле народной синкретики
Учитель как бы случайно наигрывает только сам напев. Затем проговаривает несколько текстовых строчек.
- Скажите, ребята, то, что я сейчас сделала, можно назвать музыкальной формой песни?
- Нет, это не песня, звучала одна мелодия. И слова произносились отдельно – как простой текст.
- Оказывается, что если звучит только мелодия, без текста, то песня вызывает совсем иные ощущения; если только один текст - он вообще напоминает какую-то лирическую стихотворную импровизацию.
Потому в народе и музыка, и слова - и не только, а ещё и действия, движения - складывались одновременно и существовали как цельный организм (в русле народной синкретики - из песни слова не выкинешь).
И только когда песня исполняется цельно, «как в народе» - с упоминанием повода к её исполнению, с сопутствующими обряду действиями (с обыгрыванием ситуации, в художественном движении) - так, как мы с вами сегодня, то это уже - музыкальный театр!
Народный обряд с современных позиций – тоже своеобразный театр. Вот, например, особо почитающийся в народе православный праздник Троица. Этот день был одним из самых важных праздников в году ещё у наших предков, которые называли его «Зелёными святками». Традиции праздника Троицы корнями уходят глубоко в историю. Но некоторые традиции и ритуалы этого праздника соблюдаются до сих пор. О них хочется рассказать более подробно.
2. Празднование Троицы в деревне
Что же это за праздник – Троица, отмечаемый в начале лета? Значение праздника для каждого христианина трудно переоценить. Ведь именно в этот день на землю сошёл Святой Дух, и христиане получили доказательство триединства Бога. С этого мгновения они несли весть о Христе по планете, рассказывая всем и каждому о Спасителе человечества.
Богослужение на Троицу считается одним из самых торжественных. Праздник начинается в воскресенье и длится три дня. Самая красивая служба совершается именно в первый день, когда всячески прославляют схождение Святого Духа. Примечательно, что все служители церкви облачаются в зелёные одежды и читают молитвы, стоя на коленях. Подчиняясь древней традиции праздника Троицы, храмы по всей стране украшаются ветками берёзы, а полы устилаются свежей травой. Все это символизирует силу Святого Духа, которая обновляет и дарит жизнь каждому христианину.
Сам праздник имел глубокое сакральное значение, славяне связывали его с культом природы и её обновления. Ведь растительность символизирует жизнь, дарованную людям через их Творца. Для украшения своего жилища и храмов традиционно использовалась берёза. Часто её сравнивали с рождественской ёлкой, без которой не мыслится праздник.
Также были приняты всевозможные девичьи ритуалы на Троицу. Праздник был особенно любим у девушек, которые отмечали его не три дня, а пять. Первые торжества начинались за два дня до воскресенья и сопровождались массовыми гуляниями.
Во всех деревнях и сёлах Руси перед праздником девочки в возрасте от семи до двенадцати лет отправлялись шумной компанией в берёзовую рощу. Там они ломали ветви с молодыми листьями и украшали ими избы. Четверг перед Троицей принадлежал детям и молодёжи. Их с самого раннего утра кормили традиционным блюдом, символизирующим солнечный свет и приход тёплых дней, - яичницей. После сытного завтрака ватага ребятишек отправлялась в лес. Там они находили самую красивую берёзу и начинали её украшать. Дерево обвивалось разноцветными лентами, из них плелись косы, а поверх закреплялись бусы и венки из цветов. Дети пели песни и водили хороводы, заканчивался день совместной трапезой. Принятие пищи под ритуальным деревом было очень важной частью праздника.
В воскресенье всей семьёй необходимо было идти в храм, заранее украшенный к празднику зелёными ветвями. После окончания богослужения молодые люди вновь отправлялись в лес снимать с берёзы все украшения. Это действо также сопровождалось пением и танцами, после чего дети и подростки вновь приступали к приёму пищи. В конце дня ритуальное дерево срубали и показывали всей деревне, иногда его сплавляли по реке. Считалось, что это будет способствовать быстрому росту посевов на полях.
Троица всегда считалась большим праздником, поэтому относились к нему хозяйки весьма серьёзно и ответственно. Они наводили идеальный порядок в доме, украшали его и заводили тесто для различных вкусностей. Особо удачным считалось, если в вашем доме собралось множество гостей. Молодёжные народные гуляния на Троицу тоже имели своё назначение. Девушки специально шили новые наряды к этому дню и украшали себя венками из цветов и веток. Во время прогулок с подружками на них любовались парни, которые засылали сватов к приглянувшейся красавице. Считалось, что те, кто будут сосватаны в этот день, обязательно проживут долгую и счастливую жизнь. Хозяйки пекли на Троицу для своих незамужних дочерей козули. Эти изделия из теста и яиц имели форму венка, и их обязательно необходимо было взять с собой в лес. Без них трудно было представить трапезу под берёзой.
Как отмечают праздник Троицы сегодня? Естественно, что в городах уже давно не соблюдают традиции и ритуалы, но вот в деревнях можно увидеть праздник во всей его красе. Жители отдаленных уголков России бережно хранят все обряды, характерные для Троицы, и передают их своим детям. Естественно, что утро каждого христианина начинается с похода в церковь. В этот день сюда приходят все православные, ведь сама служба проходит в удивительно праздничной атмосфере.
А вот после похода в храм начинаются настоящие народные гуляния. Некоторые хозяйки предпочитают наготовить восхитительный стол и созвать в свой дом гостей. Обязательными блюдами считаются пироги с мясом, блины и яйца, выкрашенные в зелёный цвет.
И во многих городах в настоящее время в честь Троицы устраиваются народные гуляния с ярмарками и всевозможными увеселительными мероприятиями. Люди участвуют в конкурсах, покупают поделки и пекут вкуснейшие пироги. Праздник со временем немного видоизменился, но по-прежнему будит в сердцах людей всё самое хорошее и светлое.
Так что в целом празднование Троицы можно назвать театром, - народным театром. Его идея: главный молчащий персонаж - берёзка - обыгрывается так, чтобы во всех действиях прочитывалась символизация вечной жизни (жертва во имя грядущей жизни - одно умирает ради жизни другого).
3. Народный театр и народное творчество
Народный (фольклорный) театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на все важнейшие события, связанные с его историей, был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний и любимейшим народным зрелищем. Древние обрядовые ритуалы и действа всегда связывались с ряженьем. Эти ритуалы стали непременной составной частью календарных и семейных праздников, в основе которых было заложено драматическое игровое начало. Ряженые были участниками многих сцен в календарных и семейных обрядах: рядились в старика, старуху, мужчина переодевался в женскую одежду, а женщина - в мужскую, рядились в животных, особенно часто в медведя и козу. Ряженья в различную одежду, изготовление горбов, масок, мазанье сажей, а также использование в качестве условного театрального реквизита санок и верёвок, лавки, веретена и прялки, корыта и сковороды, вывороченной шубы и соломенного чучела, восковой свечи значительно оживляли народные забавы, делая их ярким, увлекательным и незабываемым зрелищем.
Костюм ряженых, их маски, грим, а также разыгрываемые ими сценки передавались из поколения в поколение. Некоторые юмористические и сатирические сценки позже влились в народные драмы.
Помимо обрядов, театральные элементы сопровождали исполнение многих фольклорных жанров: сказок, хороводных и шуточных песен. Важную роль здесь играли мимика, жест, движение - близкие театральным жесту и движению. Например, сказочник не просто рассказывал сказку, а в той или иной мере разыгрывал её: изменял голос, жестикулировал, менял выражение лица, показывал, как герой сказки шёл, нёс ведро или мешок и т.д. Фактически это была игра одного актёра.
Специфические признаки народного театра - отсутствие сцены, разделение исполнителей и аудитории, действие как форма отображения действительности, перевоплощение исполнителя в иной образ, эстетическая направленность представления. Во время ярмарок строились балаганы:
«Эх-ма,
Для ваших карманов
Столько понастроено балаганов.
Каруселей и качелей
Для праздничных веселий!» - кричали зазывалы.
Балаганы - временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых представлений.
Народный театр - традиционное драматическое творчество народа, зрелищно-игровая культура которого очень разнообразна: обряды, хороводы, ряженье, клоунада, народные инструменты и, конечно же, песни.
Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам неизвестны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (слайд «Гусляры»).
Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов - она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаём о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.
Поэтому мы, ребята, поём и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Подумайте и скажите, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?
Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские - потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.
- О чём мы узнаём в песнях?
- Из песен мы узнаём о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях; по песням мы узнаём об отдельных исторических событиях далёкого прошлого.
- Действительно, песни являются спутником всей человеческой жизни, и сегодня на уроке мы познакомились с одной из обрядовых (хороводных) народных песен.
4. «Музыкальный театр без текста»
1) Музыкальное наблюдение
- Прослушайте внимательно музыкальный фрагмент. Слышали ли вы когда-нибудь ранее эту музыку?
Звучит фрагмент финала 4-ой симфонии П.И. Чайковского.
- Эту мелодию мы сегодня разучивали, как песню. Это песня «Во поле берёза стояла», только она звучит по-другому, изменённая, усложнённая.
- Верно, ребята, эта мелодия - уже известный вам «персонаж» народной песни. Что же это за персонаж?
- Берёзка.
- Совершенно верно, персонаж этот в народном театре - такой простой и понятный, как и малая музыкальная форма, в которой он звучал. Но сейчас он зазвучал в другой музыкальной форме – сложной, масштабной. Это был фрагмент финала крупного произведения – Симфонии №4 П.И. Чайковского.
Давайте проследим за мелодией уже знакомой вам песни как за персонажем. И самое главное: симфония тоже в этом смысле для нас окажется театром - музыкальным театром особого рода - без текста, в котором за изменением темы можно следить как за развитием сюжета.
2) Симфонический оркестр
А) Что такое оркестр
Открываем развороты учебника, посвящённые симфонии (с. 68—73), и попадаем в самый эпицентр симфонического представления - в оркестр! А дирижирует им (из своего времени) П.И. Чайковский.
Немного пофантазируем на тему «Оркестр». Что такое оркестр?
- Правильно. Когда играет сразу много инструментов - это играет оркестр. Оркестр - большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки. Оркестр состоит из более ста музыкантов, это огромная музыкальная семья.
Как вы думаете, зачем был создан симфонический оркестр?
- Верно, музыка, исполняемая оркестром, звучит более красочно, ярко, сочно. А еще в 18 веке появился жанр классической симфонии, который требовал нового звучания, оркестрового колорита. Симфонический оркестр даёт больше возможностей для творчества, больше красок для создания музыки, более яркое и сильное звучание.
Оркестр симфонический
Вас может угостить:
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются.
И тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица. (Л. Яковлев)
Для симфонического оркестра нужны большие концертные площадки. Посмотрите, как выглядит оркестр (слайд).
Б) Знакомство с терминами:
Оркестр - большой коллектив музыкантов-инструменталистов. В переводе с греческого означает «круглый». Оркестр делится на четыре группы. Инструменты каждой группы похожи друг на друга, как родственники.
Струнная группа инструментов - скрипка, альт, виолончель и контрабас. В чём сходство, а в чём различие этих инструментов?
- Они все одинаковые по форме, но различны по размеру и тембровой окраске.
- Совершенно верно, чем больше инструмент, тем ниже издаваемый им звук.
Вторая группа - деревянные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой деревянные трубки различного устройства и формы, они звучат при вдувании в них воздуха, - это флейта, кларнет, фагот, гобой.
В третью группу входят медные духовые музыкальные инструменты, представляющие собой медные трубки различной формы. Звук извлекается, как и у деревянных духовых.
В четвёртую группу входят ударные инструменты: малый и большой барабаны, литавры, тарелки, треугольники, маракасы, бубны, тамбурин, тамтам, колокольчики, колокола, ксилофон.
Оркестранты играют каждый свою партию по партитуре. Партитура в музыке - нотная запись музыкального произведения, предназначенного для исполнения ансамблем, хором или оркестром, в которой все партии (голоса) даны в определённом порядке.
В) Игра «Представьте себе»
- Давайте поиграем. Представьте себе, что Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас в любой инструмент симфонического оркестра (по вашему выбору). Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Несколько учеников выходят, и поочерёдно показывают свой инструмент жестами, остальные отгадывают.
Г) Дирижёр
А теперь представим себе: открывается занавес, на сцене расположены только инструменты. А где же музыканты? Ожидание волнительно… Но вот на сцену выходят исполнители. Они направляются к своим местам. Музыка пока не звучит, но волшебное действо уже началось. Оно началось уже давно, и всё в нём, начиная от постоянных мест оркестрантов до их костюмов, подчиняется определённым правилам музыкального спектакля. Чем не музыкальный театр?
Вот музыканты подошли к своим инструментам, сели, и тут появляется самый главный человек в оркестре - дирижёр. Во всём мире музыканты рассаживаются в оркестре всегда одинаково, и ему не нужно искать взглядом, где сидят флейтисты, а где - кларнетисты.
Чтение стихотворения Е.Маслова «Дирижер»:
Дирижёрской палочкою осень
Нехотя взмахнула, повела,
Стайку скворушек, нырнувших в озимь
На румяной зорьке подняла.
Симфонический оркестр могучий,
Фраки надушив пыльцой цветов,
Тишину безвольную нарушив,
Зазвучал, запел на сто ладов.
- В каком порядке рассаживаются оркестранты, мы сейчас увидим на схеме:
Схема расположения музыкантов в оркестре (слайд).
Д) Создание проблемной ситуации
- Как вы думаете, без дирижёра оркестр сможет играть?
Ответы детей.
- Оркестр - это инструмент, а дирижёр на нём играет. Дирижёр - волшебник и от его мастерства, профессионализма, таланта зависит, как будет звучать оркестр. Он показывает жестом и взглядом, как надо играть и где нужно вступать. Даже если дирижёр говорит на другом языке, он может разговаривать с оркестром без переводчика. Язык жестов дирижёра понятен всем музыкантам мира.
3) Мы - исполнители
- В своих учебниках вы видите партитуру, которая с помощью знаков подсказывает, как будет звучать музыкальная тема симфонии – известный уже нам «персонаж».
Перед прослушиванием и исполнением симфонии хочу ещё обратить ваше внимание на то, что П.И. Чайковский называл художника (композитора) садовником. Вот, давайте, и мы представим нашу тему, как «зерно», из которого вырастет весь сюжет музыкального фрагмента симфонии.
Слушая и исполняя музыку симфонии, сравнивая тему песни «Во поле берёза стояла» с темой симфонии Чайковского, следите за её преобразованиями в вариациях: каким будет тембр, какие зазвучат инструменты, когда меняется динамика.
А) Слушание 4-й части симфонии. Пластическое интонирование. Дети пытаются в свободном дирижировании воплотить слышимое, а также «расшифровать» сам сюжет.
Б) Музыкальный анализ
- Что же происходило с нашим «персонажем» - музыкальной темой «берёзки»? Осталась она прежней – простой, напевной, лёгкой, танцевальной?
- Тема берёзки в симфонии очень изменилась. Характер мелодии становился то грустным, то весёлым. Динамика была и тихой, и громкой, менялся и темп музыки.
- Совершенно верно, в финале симфонии Чайковского простая народная мелодия «Во поле береза стояла» претерпевает значительные изменения. На протяжении симфонии тема эта изменяется, становится грустной и даже мрачной. Здесь Чайковским противопоставлены 2 образных сферы - внешний мир и внутренний мир героя симфонии: мы видим и картину народного веселья, праздника, и страдающего героя.
Тревогой, предчувствием катастрофы наполняется музыка. И катастрофа наступает. Неумолимо грозно звучит тема рока, фатума. Всё застывает. Но кода симфонии, всё же, снимает это драматическое противоречие. После скорбного инструментального речитатива и долгой паузы как бы издалека звучит весёлый плясовой мотив, он ширится и растёт, могучая волна народной жизни сметает впечатление грозной катастрофы и утверждает победу светлого начала. Возвращается праздник. Народное ликование заполняет звучащее пространство. Финал симфонии – это картина праздничного веселья, увлекательная, полная ярких красок.
Как вы считаете, музыкальная форма симфонии малая, простая или крупная, сложная?
Ответы детей.
- Ну, конечно, сложная, масштабная. Вообще инструментальная музыка не поддаётся подробному анализу. «Где кончаются слова, там начинается музыка», - так говорил Генрих Гейне, немецкий поэт.
В одном из своих писем Чайковский дал приблизительную программу симфонии. Основной конфликт (человек и рок) раскрывается в 1-й и 4-й частях: 1-я часть - завязка конфликта, но нет выхода. 4-я часть - последнее столкновение с роком и выход из кризиса: «Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться».
П. Чайковский: «Четвертая часть. Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам. Картина праздничного народного веселья. Едва ты успел забыть себя и увлечься зрелищем чужих радостей, как неугомонный фатум опять является и напоминает о себе. Но другим до тебя нет дела. Они даже не обернулись на тебя и не заметили, что ты одинок и грустен. О, как им весело! как они счастливы, что в них все чувства непосредственны и просты. Пеняй на себя и не говори, что всё на свете грустно. Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить всё-таки можно.»
Интересные ассоциации с музыкой финала 4-ой симфонии Чайковского подобраны в стихах современного деятеля литературы Ларисы Ищенко:
4 часть - надо жить.
Не говори, что всё на свете грустно,
Ведь есть простые радости, земные.
Найти не можешь повод для веселья –
Смотри, как веселы всегда другие.
Хотя едва сумел забыться и увлечься,
Как фатум вновь напомнил о себе.
Но до тебя другим какое дело?
Что им в безрадостной твоей судьбе?
Нет-нет, не говори, что всё на свете плохо!
Чужим весельем сможешь зарядиться,
Тогда намного легче станет жить на свете
И жизнью в полной мере насладиться. (Л. Ищенко. 4-я симфония П. Чайковского)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Рефлексия. Закончите предложения:
1) Сегодня на уроке я …
2) Больше всего мне понравилось …
3) Самым интересным сегодня на уроке было …
4) Самым сложным для меня сегодня было …
5) Сегодня на уроке я почувствовал …
6) Сегодня я научился …
Домашнее задание. Нарисовать инструменты симфонического оркестра (по выбору).
2. Подведение итогов
Мы с вами сегодня говорили об удивительном мире театра: об обрядах и обычаях народного театра, о законах и правилах музыкального. Мы узнали народные обычаи празднования Троицы. Мы познакомились с инструментами симфонического оркестра и его составом. Во главе оркестра - маэстро- дирижёр, великий мастер владения звуком.
Слушая симфонический оркестр в концертном зале (музыкальном театре), мы испытываем радость, восторг, счастье, переживаем незабываемые минуты.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ РЕСУРСЫ:
https://botana.biz/prepod/muzyka/
https://globuss24.ru/doc
https://helpiks.org/
https://multiurok.ru/
https://nsportal.ru/
http://prazdniki.me/
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://studopedia.ru/
https://www.stihi.ru/avtor/seagull7
https://www.syl.ru/article/330611/istoriya-i-traditsii-prazdnika-troitsyi-narodnyie-gulyaniya-na-troitsu