У:-Ребята, знакомо ли вам музыкальное произведение, музыка которого звучало, когда вы входили в класс? Д: Да. У:Как называется это музыкальное произведение? Д: «Баркарола». У:Кто автор данного произведения? Д: Франц Шуберт. У: С музыкой каких народов мы знакомились на прошлом уроке? Д: Бразильской народной музыкой. У: Какую музыку мы называем народной? Д: Музыку, которую сочинял народ. У:Народные песни, танцы, музыкальные инструменты -одно из самых распространённых форм музыкального фольклора. Они отражают повседневную жизнь, традиции и обычаи народов Европы. -Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по странам Европы. А вот в каких странах мы побываем, вы узнаете выполнив задание на соответствие. На слайде карта Австрии и карта Германии, портреты композиторов: Л-В.Бетховена, В.А.Моцарта, И.С.Баха, Ф.Шуберта (обучающиеся соотносят принадлежность композитора к стране). Попробуем сформулировать тему урока. У: Тема нашего урока называется «Музыкальный фольклор народов Европы. По странам и континентам». У:Определим цель и задачи урока. Д:-Познакомимся с самобытностью народной музыки стран Австрии и Германии; -закрепим знания о вокальном жанре; -будем слушать, анализировать музыкальные произведения; -будем совершенствовать исполнительские навыки. У:Эпиграфом к нашему уроку, я взяла слова немецкого писателя и поэта Бертольда Ауэрбаха: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою». У: -Как вы понимаете значение этих слов? (Слушая весёлые и задумчивые мелодии, родившиеся в разных уголках земли, мы становимся ближе к другим народам, учимся любить и уважать народную музыку других народов. У музыки нет границ, язык музыки понятен всем). У:-Ребята, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «народная музыка»? -Пожалуйста, ответьте на этот вопрос, заполнив кластер. В центре напишите слово «народная музыка». (обучающиеся заполняют кластеры: называют каждый по одному слову из составленного кластера – народ, народные музыкальные инструменты, народные танцы, народные песни…). У: -Музыка поможет нам познакомиться с музыкальной культурой народов Австрии и Германии. -Итак, мы отправляемся в музыкальное путешествие. Но нам нужно выбрать вид транспорта, который может нас быстро доставить в любую страну. На чём вы бы отправились в дальнюю дорогу. На автобусе, на теплоходе, на поезде, или на самолёте? (ответы обучающихся) У: -Объявляется посадка пассажиров на рейс «Москва-Вена». Первая остановка: Вена – столица Австрии (на экране изображение карты Австрии и панорама г.Вены, изображение танцующих пар). У: -Я предлагаю познакомиться с музыкальном фольклором этой страны. Жители австрийской столицы всегда отличались любовью к музыке. Этот город в ХVIII-ХIХ вв. назывался музыкальным центром Европы. В разное время там жили и работали знаменитые композиторы: В.А.Моцарт, Й.Гайдн, Ф.Шуберт, И.Штраус. Венцы очень любили народные песни и танцы. Обязательным элементом любого мероприятия-был народный австрийский танец. А ещё знаменитая Венская опера, бал, с таким же названием. У:Просмотрите видеофрагмент и ответьте на следующие вопросы: -Какое настроение музыки танца? - Определите характер танца и темп? У: Австрийский танец «Лендлер» - прадедушка венского вальса. Музыкальный размер танца ¾, 3/8. Темп танца умеренный, быстрый. Исполняется танец в парах. Этому танцу присущи одинаковые танцевальные движения: вращения, прыжки, хлопки в ладоши. У: У танца «Лендлер» есть свой характерный ритм. Шаг танца мы свами попробуем выучить. У:-Известные народные инструменты – альпийский рог, или горн – гиганские трубы длиной от двух с половиной до семи и более метров способны издавать очень чистые звуки, которые разносятся на расстояние пяти-десяти метров. У:Варган – русское название язычкового инструмента. Маультроммель – австрийское или гермнское название инструмента. При игре на варгане прижимают к зубам или губам, ротоваая полость служит резонатором. Обычно делается из металла, дерева, или кости У:В средние века варган часто использовался молодыми людьми для привлечения внимания девушек. Если в Венеции под балконами пели серенады, то в Австрии -варганные композиции. -В дни праздников в Австрии не найдёшь ни одного города, ни одной деревни. Где на центральной площади не играл бы оркестр, а то и несколько оркестров, устраивающих между собой весёлые состязания. Музыканты забывают об отдыхе. У:-Ребята, давайте представим себя в роли музыкантов и исполним на шумовых инструментах мелодию «Венское настроение под музыку И.Штрауса. У:Попрощаемся с гостеприимной страной и отправимся дальше. Вторая остановка Берлин – столица Германии. Вас приветствует Берлин – столица Германии (изображение карты Германии, панорама Берлина). У: Германия с Австрией ближайшие соседи. Музыка немецкого народа похожа на Австрийскую народную музыку. Немецкий песенный фольклор называют одним из самых древних в Европе. Бродячих музыкантов средневековья Германии называли шпильманами, а позднее вагантами и голиардами Они играли на множестве музыкальных инструментов (фидели, лире, свирели, трубе), а также помогали связывать народную, духовную и профессиональную музыку. У:В Германии существовало два вида танцев: медленных, «тягучих» и быстрых с прыжками. Первые традиционно считали придворными, вторые же – танцевали для простолюдинов. Все народные танцы Германии принадлежат группе «шляйферов», или парных круговых танцев. Для немецкой хореографии издавна характерны вращения девушек, парные вращения, продвижение пар по кругу. -Просмотрите видеофрагмент танца «Рейнлендер», определите характер и настроение танца; -Скажите, что общего и в чём отличия танца «Лендлер»и «Рейнлендер»? «Рейнлендер»-народный танец, в лёгком темпе, размер 2/4,4/4. Исполняется в паре, с движением по кругу.Судя по названию, пришёл из Рейнской области Германии Распространился по всей северной Европе. У:Музыкальный фольклор Европы также сильно повлиял на развитие классической музыки. Многие композиторы использовали мотивы и темы из народной музыки в своих произведениях. Распространению песенного жанра в Европе в значительной степени способствовало творчество австрийского композитора Франца Шуберта. Большую часть произведений, он написал для венских обществ любителей музыки, для своих друзей. -Немецкий композитор ХIХ века Феликс Мендельсон, сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов).Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В мире музыки существуют вокальные и инструментальные баркаролы. -Прослушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте: Какие черты песен на воде можно услышать в произведении? Д:Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию. У:Кто исполнял эту музыку? - Эта музыка вокальная, или инструментальная? -Как вы думаете, почему «Песня без слов», называют песней? «Песни без слов» - это небольшие инструментальные пьесы лирического характера. Её музыка мелодична, певучая, отличается широким дыханием. Её так хочется запеть. Благодаря своей певучей мелодии, пьеса получила своё название «Песня без слов». Именно Ф.Мендельсон впервые применил название «песня без слов», написав цикл фортепианных пьес, предназначенных для домашнего музицирования. У:-Что общего, и в чём отличие между «Песнями без слов».Ф.Мендельсона и «Баркаролой» Ф.Шуберта? Д:общее-мелодичная, плавная мелодия, отличие – «Баркарола» Ф.Шуберта – романс (вокальное произведение), а «Песни без слов» Ф.Мендельсона – инструментальное произведение. Интонации мелодий помогают передать песню на воде. Песни передают многообразие чувств, состояний. Выражают характер и обычаи народа. -Повторное слушание музыки «Песни венецианских лодочников» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона. Анализ музыки. Предлагаю исполнить музыку Ф.Мендельсона «Песня без слов», Оп102, №5 ля мажор, а инструментами вам будет служить ваше собственное тело. У:Третья остановка Москва -столица нашей Родины (на экране изображение европейской части России, панорама Москвы) У:Мы возвращаемся домой в Россию. И что же мы с собой привезли? Попробуйте разгадать мою загадку? В пути помогает шагать, Усталому силы прибавит, Стоит лишь ей зазвучать – Ободрит, улыбнуться заставит. В рюкзак и корзину её ты не спрячешь, Но всё же в поход берёшь. Она невесома, невидима, Но с нею друзей ты найдёшь. (Песня) У: Мы продолжим работу над песней на муз.Б.Савельева, сл.М.Пляцковского «Мир вам, люди!». Для начала разогреем голосовой аппарат. Дыхательная гимнастика: 1 упражнение «Насос», 2 упражнение «Обними плечи». -Механический разогрев мышц лица: лёгкое постукивание кончиками пальцев по лицу, голове, шеи. Слегка «покусать» язык, погримасничать (как можно сильнее растягивая губы). Повторять за мной звуки и слоги: «ДА», «ДА-ДА», «ДА-ДА-ДА-ДА» - произнести с твёрдой атакой и толчками мышц живота. Переходим к вокальным упражнениям. Распевание начинается от примарных тонов унисона(до-ми) по полутонам, на одном звуке. Распевки на дыхание и опору: ди-дэ-да-до-ду. Петь на одном дыхании, воздух расходовать ровно. Дышать надо не грудью, а животом. Распевка «ма-мэ-ми-мо-му». Основная задача: вести к последней ноте, петь не отдельно 5 нот, а целую фразу. Петь сквозь согласные, проговаривая «м» очень быстро и мягко, наполнять голосом, «звуком» каждую гласную. Пение скороговорки «Как по горкой под горой, торговал старик золой». Начинаем петь с до 1-ой октавы. Движения идут по полутонам вверх и вниз. используя грудное дыхание. Цель музыкальных упражнений: формирование артикуляционных навыков и навыков пения. Высокой позиции звука, округлости гласной, острого интонирования терцового тона. У: Мы продолжаем работу над песней «Мир вам, люди!», которую написали композитор Борис Савельев и поэт Михаил Пляцковский. Вспомните, о чем поётся в песне? Д: О земле, мире и дружбе. У: В музыке нет непереходимых границ. Все народы должны жить в дружбе, мире и согласии. Невольно хочется прочесть слова поэта В.Севернина: «Мир в каждом доме, в каждой стране! Мир – это жизнь на планете; Мир -это солнце на нашей Земле, Мир – нужен взрослым и детям! (исполнение песни) Обращение к эпиграфу: «Музыка-единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою» Бертольд Ауэрбах. У:Закончите предложение одним словом: Музыка – единственный всемирный язык…Почему? (обучающиеся предлагают свои варианты ответов) Музыка-это язык, на котором люди выражают свои чувства и мысли. Нуждается ли музыка в переводе? Нет. Музыкальный язык в отличие от языка разговорного, понятен другим народам без перевода. У: Итог урока мы проведём в виде образовательной игры «Лото» (учитель раздаёт ученикам карточки с ответами. На обратной стороне каждой карточки изображена картинка. Учитель задаёт вопрос, ученик. У которого правильный ответ, отвечает на поставленный вопрос. Выходит и крепит карточку обратной стороной на доску. Постепенно появляется картинка-иллюстрация(коллаж) по теме урока). Вопросы к образовательной игре: -В какие страны мы сегодня путешествовали? -Одно из главных выразительных средств музыки? -С какими -народными танцами познакомились? -Самый простой жанр вокальной музыки, в котором соединяются вместе музыка и литература? -Великий немецкий композитор, автор фортепианного цикла «Песни без слов»? -К какому музыкальному жанру относится это музыкальное произведение? У:Народная и профессиональная музыка – это искусство народа. -Ребята, почему мы должны уважительно относиться к музыке других народов? (ответы обучающихся) У:Народные песни и танцы выражают характер и обычаи народа. А обычаи, традиции других народов мы должны чтить и уважать. А сейчас мы ответим на вопросы: -Достигли ли мы целей урока? -Выполнили ли мы все поставленные задачи урока? (обучающиеся отвечают на вопросы) Оценивание работы обучающихся. Домашнее задание на выбор: 1.Составить афишу к концерту «Голоса народов мира» 2. Подготовить презентацию, или буклет на тему «Музыкальные инструменты народов мира», или «Танцы народов мира». У каждого лежат по три ноты. Если вы на уроке хорошо поняли материал, активно работали, то выберите зелёную ноту. Если не совсем всё поняли и не очень активно работали, то жёлтую нотку. А если совсем ничего не поняли и не работали, то выберите красную нотку. А сейчас прикрепите их на нотный стан. Наш урок подошёл к концу, спасибо за работу, сотрудничество и творчество. (Музыкальное прощание по методу ХПД) Звучит музыка Ф.Шуберта «Баркарола» Обучающиеся выходят из класса. |