Конспект открытого урока музыки
«Второе путешествие в Музыкальный театр. Необычные музыкальные инструменты в балете «Щелкунчик».
Цель : Познакомить учащихся с особенностями жанра.
Задачи:
Обобщить знания учащихся о музыкальном театре.
Познакомить со звучанием необычных инструментов.
Закрепить знания учащимися музыкальных терминов.
Орг.момент.
Учитель читает стихотворение:
Выхожу из здания,
Потеряв сознание:
В ретрап купил билет я
И занял свое место.
Вдруг музыканты, взяв даккор,
Всмотрелись в арутитрап.
Еще мгновение одно –
Танцует сеньорита!
Запела музыка складно,
Как будто я смотрю кино:
Там ртсекром правит рёжирид
И чудно акызум звучит.
На сцене там все ститра «блещут»,
А илетирз им рукоплещут…
Подскажите-ка, друзья,
Здание, откуда вышел я!
У.: Ребята, посмотрите текст стихотворения. Что в нем необычного?
Д.: Есть слова непонятные.
У.: Попробуйте прочесть эти слова справа налево. Что у вас получилось?
Ответы уч-ся: ПАРТЕР, КОНЦЕРТ
У. : Остались непонятные слова?
Д. : Да!
У.: Давайте подумаем, где можно услышать такие слова: «партер», «концерт»?
Д. : В театре.
У. : Правильно. А что можно увидеть еще в театре, кроме концерта?
Д. : Спектакли, сказки …
У.: Правильно! А какие сказки вы видели в театре?
Д. : «Золушка», «Бременские музыканты» , …
У.: В спектаклях звучит музыка? Если «да», то какая?
Д.: Да! В «бременских музыкантах» музыка звучат гитары, барабаны, …
Д.: В «красной шапочке» тоже ритмичная, с гитарами.
Д. : В «Приключении Буратино» - тоже ритмичная…
У.: Один инструмент звучит или много разных? Красиво (приятно) ли слушать такую музыку?
Д. :Звучит много разных инструментов, слушать такую музыку очень приятно.
У. : Одновременное слаженное звучание нескольких инструментов называется «оркестр».
У. : Какие инструменты вы знаете?
Д. : Труба, флейта, кларнет,.. – это духовые.
Д. : балалайка, домра, гусли, трещотки, - это народные,.. – это народные.
Д. : скрипка, виолончель, контрабас… - это смычковые.
У. :Правильно, точно также называются большие составы исполнителей: «духовой оркестр», «симфонический оркестр, Как вы думаете, музыканты играют то, что им вздумается или специально подготовленную музыку?
Д. : Специальную музыку.
Д.: ???
У. : В балете П. Чайковского звучит танец Феи Драже в исполнении челесты. Посмотрите, как она выглядит.
У.: Он очень похож на фортепиано, только намного меньше клавиш и всего одна педаль для усиления звука. Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеcта». К сожалению, этот инструмент в настоящее время встречается Как вы думаете, какой инструмент ОРНИ может имитировать звучание челесты?
Д. : Ксилофон.
У.: Действительно, ксилофон по звучанию похож на челесту. А в Южной Мексике звучание челесты может имитировать маримба.
У. В Новосибирском театре Оперы и балета партию Феи Драже исполняется на маримбе. А теперь вернемся к стихотворению, которое вы слышали в начале урока. Расшифруйте необычные слова, которые встретились в тексте:
«Рёжирид» - дирижер
«Ртсекро» – оркестр
«Арутитрап» -партитура
«Тситра» - артист
У. : Вы – молодцы, хорошо работали на уроке! Спасибо за внимание!
Д/З:
Дать определение словам «партитура», «артист балета», «оркестр», «дирижер» . Зачем оркестру нужен дирижер?
Сообщение «Какие еще необычные музыкальные инструменты можно встретить в театре и на концертах?»