1. Организационно-мотивационный (13:25-13:27) | Приветствие. Настроить детей на урок и на изучение новой темы. Проверить готовность учащихся к уроку. | Словесный: беседа, использование художественного слова | Ф И | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок музыки с вами буду проводить я, меня зовут Полина Ивановна. Прочитайте пожалуйста цитату на доске: «Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душою» Бертольд Авербах Скажите, как вы понимаете эту цитату? Правильно, ребята. -Музыка – это такой язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства. Даже если люди разных национальностей, музыка является единым языком. Этот музыкальный язык в отличие от разговорного языка понятен всем другим народам без перевода. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный (литературный). | Знакомство. Приветствуют учителя. | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог с учителем. Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. |
2. Ориентировочный (13:27-13:33) 3. Поисково- исследовательский Физкультминутка | Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Определить тему урока совместно с детьми Поставить цели и задачи совместно с детьми. - Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | Словесный: беседа, Наглядный: доска, демонстрационный материал: тема урока «Музыка закавказья» Словесный: беседа, рассказ; | Ф Г И Ф И | Ребята, давайте вспомним с музыкой каких народов мы уже познакомились? Мы уже знакомы с русской и украинской, белорусской музыкой. Что вы о них запомнили? Как вы думаете, к музыке какого народа мы обратимся на уроке? Для этого разгадайте ребус. Какой ответ получился? Все верно. Кто сможет сформулировать тему нашего урока? Какие задачи мы поставим на урок? На протяжении многих веков создавали свои песни народы кавказа. В них запечатлены история, труд и быт народа, также как и у других народов. Какие народы Закавказья вы знаете? (грузины, армяне, азербайджанцы) рисую схему А знаете ли вы чем отличается музыка этих народов? Характер кавказкой музыки отражает характер живущих здесь народов, особые черты народного говора. Обычно эта музыка стремительна, горяча. Их музыка, как и люди темпераментные , так как живут в контрастной природе в горах и у подножия гор. Народ очень трудолюбивый, выращивает вкусный виноград, делает всемирно известное вино. Живут там смелые , мужественные люди, ценят братские узы, очень музыкальные, воспитываются на национальных традициях. Большинство народных песен и танцев исполняется в сопровождении народных инструментов. Какие народные инструменты вы уже знаете? Давайте послушаем как они звучат. (вывешивается на доску). Пандури – грузинский струнный щипковый инструмент; шви – армянский духовой инструмент; зурна – духовой инструмент азербайджанцев; доули -ударный музыкальный инструмент народов кавказа; (наглядности) Хорошо, сейчас проверим как вы запомнили. Послушаем народный азербайджанский танец (вывешивается надпись), а вы слушайте внимательно и скажите, какие из этих инструментов вы услышали? Звучит «Азербайджанский танец» Какие же музыкальные инструменты вы услышали?(доули,зурна, пандури,) Какой характер у музыки? (танцевальный: зажигательный, яркий) Какие настроение у музыки? (оживлённая, ритмичная и весёлая). Кроме народной музыки, у народов Закавказья есть авторская музыка? Что такое авторская музыка (музыка, у которой есть автор). Давайте познакомимся с одним из великих армянских композиторов Арамом Ильичом Хачатуряном. Родился он в Коджори, это рядом с городом Тбилиси.(показываю изображение). Отец его был переплётчиком. Знаете ли вы что это за профессия - переплётчик? Это специалист, который сшивает между собой листочки, и потом получается книга. В 18 лет переехал в Москву, и окончил музыкальное училище а потом окончил консерваторию. Что такое консерватория( высшее муз. Образ). Творческая судьба Хачатуряна сложилась удачно. В 1939 году он поставил свой первый армянский балет, который назывался «Счастье». Он оказался настолько удачным, что сразу принёс ему популярность и славу. Но вскоре, балет был переработан, и поставлен под новым называнием «Гаянэ». Этот балет был написан в годы Великой Отечественной войны, а его первая премьера состоялась в г. Перми. Этот балет рассказывает нам о Гаянэ - простой колхознице и главной героине балета. Её муж Гико – не хочет работать в колхозе вместе со всеми, и хочет уйти, и зовёт с собой Гаянэ, но она не соглашается. После этого народ изгоняет Гико. Тогда он решает отомстить и поджигает склады колхоза. Но начальник пограничного отряда Казаков и друзья Гаянэ узнают об этом уже после поджога. Но виновник наказан. Одной из главных тем балета является дружба армянского и русского народов, ведь заканчивается балет свадьбой армянской красавицы Гаянэ и русского командира пограничного отряда Казакова. Счастливая Гаянэ находит своё счастье в новой семье. Балет заканчивается национальным праздником. А сейчас давайте послушаем отрывок «Колыбельная» из балета «Гаянэ». Колыбельная Гаянэ — один из самых вдохновенных номеров балета, в котором выражены её душевные переживания. Качая ребенка, Гаянэ отдаётся своим мыслям. Ребята, послушайте и скажите, какое настроение у музыки в данном отрывке? (Слушают отрывок) Итак, какое же настроение вы услышали? (сначала грустное, затем становится радостнее) Какой характер в музыке? (песенный, т.к. мелодичная, напевная) А что вы представили, прослушав этот отрывок? (ответы детей) Физкультминутка. Чем закончился балет, как вы помните? (закончился свадьбой) А какой национальности был муж Гаянэ? (он был русским) Значит танцы каких народов были на этой свадьбе? (армянские и русские) Все верно. В этом балете присутствует отрывок русского танца, который называется «Русская пляска». И сейчас мы его с вами послушаем, ваша задача понять в чем схожесть и отличия русской и армянской музыки. (Слушают отрывок) В чем же схожесть этой музыки? (музыка танцевальная, оживленная) А в чем различия? (армянская музыка отличается от русской своими народными инструментами) Хорошо, а какая музыка была по характеру? (танцевальная, т.к. была ритмичной, оживленной) Молодцы, а какое настроение было в этом отрывке? (веселое) В каком темпе звучала музыка? (в быстром) Хорошо, понравились ли вам отрывки «Колыбельная» и «Русская пляска» из балета «Гаянэ»? А кто написал балет «Гаянэ»? (Арам Хачатурян) | Тема нашего урока «Музыка Закавказья». Мы познакомимся с особенностями музыки народов кавказа, «Колыбельной» из балета «Гаяне» композитора Хачатурян, «русской пляской», прослушаем азербайджанский танец и выучим азербайджанскую песню «цыплята» Ответы детей. | Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Регулятивные УУД: Формулировать тему и задачи урока с помощью учителя; Познавательные УУД: осознавать учебно-познавательную задачу по теме, слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её; Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог с учителем; умение взаимодействовать в группе. Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры; Познавательные УУД: познакомиться с новой информацией. Коммуникативные УУД: умение слушать новую информацию, вести диалог с учителем. Предметные УУД: сформируются основы музыкальной культуры; сформируются представления о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии. |
4.Практический этап (13:53-14:03) | Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания | Словесный: беседа, объяснение, пение. Практический: разучивание песни, разбор песни по смыслу. | Ф И | Теперь, скажите, пожалуйста, какую азербайджанскую песню вы прослушали на прошлом уроке? («Цыплята») Сейчас мы с вами начнем учить эту песню. В тексте этой песни вам встретятся такие непонятные слова как: касатки. Ребята, как вы думаете, что имел ввиду автор под словом касатки? Это уменьшительно-ласкательное слово. Так курица называет своих цыпляток. Ещё есть такое слово как КВОЧКИ. Как думаете что оно значит? Квочка – это синоним слова курица.То есть когда мама-курочка называет их квочками, имеет ввиду, время, когда они подрастут и станут курочками. - Ребята, теперь мы с вами начнем учить эту песню. Но прежде всего мы вспомним правила исполнителей. Сидим на краешке стула, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегка опустить, руки на парте или на коленях. Вспомним, как мы берем дыхание. Представьте, что у вас в руках красивый цветок. Поднесите его к носику и с наслаждением вдыхаете аромат так, чтобы пояску стало тесно, плечи не поднимать. И помним, что дыхание берем перед каждой фразой! Итак, начнём. Давайте вспомним и прослушаем песню ещё раз. Слушаем первую фразу. Поём. Цып-цып-цып, мои цыплятки , Цып-цып-цып, мои касатки, Слушаем вторую фразу.Поём Вы пушистые комочки, Мои будущие квочки. А теперь споём весь припев вместе. Прослушаем первую фрауз первого куплета. Поём. Здесь в траве густой привольно Погулять вам можно вволю. Слушаем, поём Ой, мои вы цыплятки Ой, мои вы касатки. Вы пушистые комочки Что вы заметили? Верно, строчки повторяются. Поэтому поём 2 раза первую и вторую фразы. А теперь споём вместе припев и первый куплет. Послушаем. Сразу повторяем припев. Цып-цып-цып, мои цыплятки , Цып-цып-цып, мои касатки, Вы пушистые комочки, Мои будущие квочки. Слушаем первую фразу. Поём. Подойдите вы напиться Дам вам зерен и водицы Слушаем,поём. Ой, мои вы цыплятки Ой, мои вы касатки. Вы пушистые комочки. А теперь объединим всю нашу песню и споём. Теперь первый куплет поют мальчики, второй девочки, а припев все вместе. С каких слов у нас начинается припев? (цып-цып). | Название песни означает картошку. Танцевальный (ритмичная, оживленная) Веселое. В среднем темпе. Народ. | Регулятивные УУД: умение запоминать информацию и применять её в работе; овладение логическими действиями; Личностные УУД: наличие мотивации к творческому труду, работе на результат; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Предметные УУД: разбирать музыкальное произведение; исполнять музыкальное произведение. |
5. Рефлексивно – оценочный этап (14:03-14:05) | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений. | Словесный: беседа, устный опрос; Наглядный: демонстрационный материал: карточка с недоконченными фразами; Рефлексия. | Ф И | Итак, ребята, давайте подведём итог нашего урока. - С каким балетом мы с вами познакомились?(Гаянэ)Кто её автор? - Какое другое название у балета Гаянэ? -Как назывались отрывки, которые мы прослушали? (Русская плясовая и Колыбельная - Как называется песня, которую мы с вами разучили?(Цыплята) -Какое произведение вам больше всего понравилось, почему? Итак, продолжите фразы: Я узнал… Меня удивило… Я затруднялся… Всем огромное спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Урок окончен. До свидания! | Мы познакомились с цимбалы. «Бульба» Картошка. Оценивают свою деятельность на уроке. Благодарят. Прощаются. | Коммуникативные УУД: умение выражать свою мысль. Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать свою деятельность, своё эмоциональное состояние на уроке. Личностные УУД: формирование познавательной потребности. |