СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Лель, мой Лель...Опера Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере оперы "Снегурочка"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Лель, мой Лель...Опера Н.Римский-Корсаков "Снегурочка"»

Конспект урока музыки в 3 классе по теме: «Лель, мой Лель…Опера Н.Римский-Корсаков «Снегурочка»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Тема: «Лель, мой Лель…Опера Н.Римский-Корсаков «Снегурочка»

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н.А.Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка»

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с воплощением сказочных образов в музыке русских композиторов

Развивающие: развивать музыкальное восприятие, музыкальную память, вокально-хоровые навыки пения, творческий потенциал личности в процессе изучения темы

Воспитывающие: воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания

Коммуникативные УУД:

- проявлять активность во взаимодействии с учителем; учитывать эмоциональное восприятие музыки одноклассниками, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль и самооценку своего участия в музыкальной деятельности; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров.

Познавательные УУД:

- формулировать замысел, использовать и реализовывать его в исполнении; передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.

Музыкальный материал: вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»; ария Снегурочки « С подружками по ягоды»; сцена таяния Снегурочки;

Дополнительный материал: иллюстрации картин Васнецова к опере «Снегурочка», видеофрагмент таяния Снегурочки, аудиозаписи фрагментов оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Предполагаемый результат: формирование у детей художественного вкуса, творческого воображения, основанное на межпредметных связях урока музыки с изобразительным искусством и литературным словом; формирование лучших качеств (доброта, любовь к близким, забота).

Ресурсы: компьютер, презентация к уроку, учебник 3 класс

ХОД УРОКА

1. Организационный этап. Введение в тему урока.

Учитель: Музыкальное приветствие: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель

Учитель: Ребята, сегодня за правильные ответы вы будите получать нотки. А в конце урока, у кого будет больше ноток, тот получит пятёрки.

Учитель: Вы готовы к работе?

- Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.

Учитель: Итак,

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!




Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»

Учитель: «Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.»
Музыка затихает

Учитель: В какую же весеннюю сказку мы попали?

Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  использовал художник?
  Картина Васнецов " Снегурочка "

Учитель: А почему именно такими красками?

- Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера.

Учитель: Ребята как вы думаете, что такое опера?

Ответы детей

Учитель: Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.

2. Изучение новой темы урока.

Учитель: Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:  
 - 1 ил:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    
 - 2 ил:  А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под    
тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  

Учитель: А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. 

- А сейчас вернёмся к теме нашего урока.

Учитель: Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.

- Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни.

- Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды» Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»

Учитель: О чём поёт девушка?

Ответы детей

Учитель: Какое настроение передано в музыке?

Учитель: Близки ли интонации арии народным песням?

-Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?
Какую Снегурочку нам рисует музыка?

Ответы детей.

Учитель: Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
Учитель: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…

Учитель: Как вы думаете?

Ответы детей.
Учитель: Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки.

Учитель: Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
Ответы детей.

Учитель:  А Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?
- Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной – Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы.

Слушание: Сцена таяния Снегурочки.

Учитель: Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её душевное состояние?

Ответы детей

Учитель: Как звучит музыка в сцене таяния?

Ответы детей

Учитель:  И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.
- Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?

Ответы детей

Учитель: Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
/видеофрагмент сцены таяния Снегурочки./
Учитель:  Почему изменился образ Снегурочки.
От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
- Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.

Ответы детей


3. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


4. Применение новых знаний


Учитель: А теперь ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Снежный ком». Мы будем называть все данные об опере, картинах и пьесе про Снегурочку. Последнее слово каждого ответа, будет первым словом следующего. Я начну первый.

ИГРА «Снежный ком»

  1. Летом я побывал в театре.

  2. В театре я слушал оперу.

  3. Опера называлась «Снегурочка».

  4. «Снегурочка» -весенняя опера, так назвал её композитор.

  5. Композитор Н.А.Римский Корсаков - композитор –сказочник, написавший 15 опер на сказочный сюжет.

  6. Сказочный сюжет оперы «Снегурочка» он заимствовал у драматурга Александра Островского.

  7. А.Островский с восхищением отзывался о музыке и декорациях.

  8. Декорации нарисовал великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

5. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Мы побывали в музыкальном театре. Понравилась ли вам эта экскурсия?

- Что нового узнали на уроке?

- Чем запомнился урок?

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

Ответы детей

- А сейчас мы посмотрим, кто набрал большее количество волшебных ноток?

Учитель: Молодцы, я поставлю вам пятерки.

Учитель: Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше - светлого или темного.
Учитель: Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.

6. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы.

Учитель: Спасибо за работу на уроке.