СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Приют, сияньем муз одетый..."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "День, полный событий"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 4 классе по теме: "Приют, сияньем муз одетый..."»

Конспект урока музыки в 4 классе по теме: «Приют, сияньем муз одетый…»

УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С


Раздел: «День, полный событий»

Тема: «Приют, сияньем муз одетый… »

Тип урока: получение новых знаний

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ

Цель: познакомить обучающихся с романсом «Венецианская ночь», с творчеством А.Пушкина

Задачи урока:

Обучающие: познакомить обучающихся с жанром романса; что такое народная песня и авторская; познакомить с популярными произведениями русских и зарубежных композиторов середины ХIХ века.

Развивающие: развивать творческие способности и творческую активность обучающихся

Воспитывающие: воспитывать любовь и интерес к музыке русских композиторов


Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД)

Личностные – демонстрируют наличие навыков продуктивного сотрудничества, общения; реализовывают творческий потенциал в процессе коллективного танца и пения

Предметные – узнают что такое романс; что такое народная песня и авторская; научаться отличать народные песни от авторских; научатся отличать и сравнивать оперы и романсы

Метапредметные

Регулятивные: выбирают действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации; осваивают начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения учебных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; конструктивно работают в паре, группе.

Музыкальный материал: М.И. Глинка. Романс «Венецианская ночь»; Дж. Россини. «Тарантелла»; русская народная песня на ст. И. Козлова «Вечерний звон».

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, учебник 4 класс; фотографии имения Тригорское; портреты: А.С. Пушкина, М.И. Глинки, И. Козлова, А.П. Керн.

Ход урока:

1. Организационный этап. Введение в тему урока.


Музыкальное приветствие

Везде, везде в душе моей

Благословлю моих друзей.

Учитель: Уважаемые путешественники! Сегодня подходит к концу наше с вами необычное путешествие... И сегодняшний урок мне хотелось бы посвятить не просто очередной нашей встрече с поэтом, но и познакомить вас с некоторыми традициями во времена А.С. Пушкина. Открывайте наш путеводитель на стр. 52, и найдите, пожалуйста, ответ на мой вопрос: чему традиционно обучали детей в дворянских семьях ХIХ века, и как было принято проводить вечера?

Дети: Детей обучали музыке, а вечерами все собирались вместе и играли, пели...

2. Изучение новой темы урока.



Учитель: Действительно, в ХIХ веке в дворянской среде было принято в семьи приглашать учителей музыки и танцев, - обучать детей игре на музыкальных инструментах, искусству пения и танца... В дворянских семьях музыке обучали абсолютно всех детей и часто устраивали вечера домашнего музицирования.

Неподалеку от Михайловского, в нескольких верстах находилось имение местных помещиков Осиповых–Вульф - Тригорское. Его владелица, Прасковья Александровна жила здесь вместе с детьми и внуками, и сюда по вечерам часто приезжал А.С. Пушкин. И вот такие вечера домашнего музицирования были не редкостью у соседей А. Пушкина по имению в Тригорском. В уютной гостиной звучали стихи, музыка, молодые голоса... В сопровождении гитары исполнялись русские романсы и цыганские напевы. Молодежь обязательно танцевала.

Вот строки А. Пушкина:

«Приду под липовые своды

На скат Тригорского холма...»

Учитель: И его прихода неизменно ждали, - Александр Сергеевич сразу становился центром внимания!

Кто - то брал в руки гитару, кто-нибудь садился к роялю, перебирая ноты, выбирая любимые романсы, предлагал спеть всем присутствующим... И всё Тригорское распевало на итальянскую мелодию песню «Ночь весенняя дышала». В то время в Тригорском был особенно популярен этот романс.

Учитель: Загляните в наш с вами путеводитель на стр. 52 и прочитайте, пожалуйста, кто был авторами этого романса?

Дети: Музыка М. Глинки, а слова И. Козлова.

Учитель: Да, ребята, М. Глинка сочинил романс «Венецианская ночь» на стихи И. Козлова. Прослушайте замечательный романс М. Глинки. Попробуйте поразмышлять над вопросом – какие картины он «рисует»?

3. Слушание.

Прослушивание романса «Венецианская ночь» М. Глинки.

Обсуждение.

Учитель: А.С. Пушкин был знаком с автором этих красивейших поэтических строк - Иваном Козловым. Своему другу - поэту А. Плетнёву - он писал: «Скажи от меня Козлову, что недавно посетила наш край одна прелесть, которая небесно поёт его «Венецианскую ночь» на голос гондольерского речитатива; я обещал о том известить милого, вдохновенного слепца. Жаль, что он не увидит её, но пусть вообразит себе красоту и задушевность, по крайней мере, дай Бог ему её услышать».

Учитель: Ко времени появления «Венецианской ночи» Иван Козлов совсем ослеп, поэтому Пушкин и называет его «милым слепцом»... А «прелесть» была Анной Петровной Керн, именно ей А.С. Пушкин посвятил известное стихотворение «Я помню чудное мгновенье...».

Учитель: Мало кому известен в наши дни поэт И. Козлов, но я думаю, что его замечательное стихотворение «Вечерний звон», а если быть более точным, то русскую народную песню на его стихи знают многие. Давайте послушаем небольшой фрагмент этой песни.

Слушание «Вечерний звон», рус. нар. песня на ст. И. Козлова (фрагмент).

4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе


5. Изучение новой темы урока (продолжение)



Учитель: Ребята, а какая еще музыка звучала на вечерах в Тригорском? Загляните в путеводитель – учебник на стр. 52.

Дети: Музыка Моцарта и Гайдна...

Учитель: Вы совершенно правы. На вечерах домашнего музицирования звучала популярная музыка того времени: на фортепиано играли сонаты Моцарта и переложения симфоний Гайдна… А еще Адександру Сергеевичу очень нравилась музыка итальянского композитора Джоакино Россини.

Послушайте знаменитую «Тарантеллу» Россини.

Слушание «Тарантелла» Дж. Россини.

Учитель: В центре таких вечеров в Тригорском была музыка и, конечно же, А. Пушкин, который читает стихи. В его чтении, в его стихах столько музыкальности, что все присутствующие испытывали наслаждение и с нетерпением ждали новых творений Александра Сергеевича, прочтенных именно им.

Недаром многие из его творений легли в основу многочисленных музыкальных произведений в самых разных жанрах – песни, романсы, оперы, инструментальные сюиты, пьесы…

Много поэтических строк А. Пушкин посвятил музе: «…являться муза стала мне», «…и муза вечная со мной, хвала тебе, богиня!» и др.

Учитель: Рассмотрите внимательно портрет А. Пушкина работы русского художника О. Кипренского. Давайте поразмышляем:

Учитель: Каким изображён Александр Сергеевич?

Учитель: Только ли поэт изображён на нём? Кого мы ещё видим на портрете вместе с ним и почему? К кому в своих строках часто обращался поэт?

Дети: Александр Сергеевич здесь какой-то задумчивый, но не грустный. Может быть, он что-нибудь еще придумывает?..

Учитель: А вот рядом с ним художник изобразил Музу, и в руках у неё - лира...

И к музе Александр Сергеевич очень часто в своих стихах обращается, благодарит её...

Учитель: Про Александра Сергеевича Пушкина слышали и наши соотечественники, и иностранцы. Его замечательные произведения никого не оставят равнодушным. А короткие стихи Пушкина про зиму не только переносят нас в холодную красоту природы, но и очень легко запоминаются. 

В стихах Пушкина представлены все четыре времени года, но зима особенно хороша! Зимой особенно светло оттого, что под ногами – не чёрная земля, а белый ослепительный снег. Зима – время бодрящих холодов и рассыпчатого снега, трескучих морозов и волнистых туманов, бесконечных зимних дорог и частых звёзд.

«Какая ночь! Мороз трескучий,

На небе ни единой тучи;

Как шитый полог, синий свод

Пестреет частыми звездами…», - так описывал зимнюю ночь А.С. Пушкин.

Читая поэму А. Пушкина «Евгений Онегин», мы также встречаем описания зимы. Вот один из таких фрагментов поэмы:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж отморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Евгений Онегин». Зима! Крестьянин, торжествуя…)

Учитель: Думаю, ребята, не ошибусь, если скажу, что многие из вас любят это время года за множество зимних игр и забав: катание на лыжах, санях и коньках, игра в снежки и, конечно, за самый чудесный, волшебный праздник – Новый год!

Сегодня мы разучим песню о зиме.

6. Разучивание, пение. Вокально-хоровая работа:

«Новогодняя» муз. и сл. А.Пряжникова

(Слова учителя перед повторением песни:

- Какой ещё удивительный праздник приходит к нам зимой?)




  1. Рефлексия

Учитель: Итак, ребята, мы с вами перелистнули последнюю страницу нашего необычного альбома – путешествия... Понравилось ли вам так путешествовать?

- Что интересного вы взяли для себя из этого путешествия?

- Бывают ли у вас или ваших друзей подобные вечера?

- Как вы понимаете смысл слов А. Пушкина: «Приют, сияньем муз одетый…»?

- Подумайте, есть ли связь между словами муза и музыка?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Опишите свой музыкальный вечер или придумайте программу будущего вечера.


8. Подведение итогов урока.

Учитель: Закончить наш сегодняшний урок мне хочется стихами, но не самого Александра Сергеевича, а нашей с вами современницы – поэтессы Людмилы Орловой. Это её посвящение А. Пушкину:

Пушкинский свет добра,

Ты нам необходим,

Шум тригорских дубрав,

Сороти белый дым...



Пущин – лицейский друг,

Мчится в снежную глушь.

Трудно без дружеских рук

И единения душ.



Клин журавлей вдали,

Болдинский ясный свет...

Где – то грустит Натали,

Ждет твоих писем в ответ.



Дружбы, любви торжество

Через преграды лет,

Музыку слов - божество,

Даришь нам, лучший поэт!



Учитель: Читайте Пушкина, учитесь у Пушкина добру, свету, любви! Пусть в каждом возрасте вы для себя будете открывать нового и незнакомого до сей поры поэта – А.С. Пушкина...

А на наших уроках мы, конечно еще не раз встретимся с теми музыкальными произведениями, в основу которых легли творения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.