СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Вокальная и инструментальная музыка. Программная музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел: "Кабы не было зимы"

Тип урока: получение новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Вокальная и инструментальная музыка. Программная музыка"»

Конспект урока музыки в 5 классе по теме: «Вокальная и инструментальная музыка. Программная музыка»


УМК: «Музыка» Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В.


Раздел: «Кабы не было зимы»

Тема: «Вокальная и инструментальная музыка. Программная музыка»

Тип урока: получение новых знаний

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная

Цель: раскрыть взаимосвязь музыкального и литературного искусства через общность жанров.

Задачи урока:

Образовательные:

  • познакомить детей с жанрами «вокализа», «песни без слов», «баркаролы» и «романса» в инструментальной музыке;

  • показать интонационные возможности мелодии как главного выразительного средства в музыке;

  • раскрыть общность жанров на примере музыки С.В.Рахманинова, Г.Свиридова, Ф.Мендельсона, Ф.Шуберта;

  • разучить «Баркаролу» Ф.Шуберта;

  • научить различать жанры по характеру звучания.

Развивающие:


  • развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа;

  • расширять музыкальный кругозор учащихся;

  • формировать исполнительские навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать музыкальный вкус;

  • формировать позитивное отношение к классической музыке.

Коррекционные:


  • развивать интеллектуальные и эмоциональные возможности детей

  • развивать в детях чувство прекрасного;

  • корригировать нежелательные психологические проявления и чувства (тревожность, агрессивность, страх);

  • корригировать особенности поведения с помощью слушания и исполнения музыкальных произведений.

Музыкальный материал:

«Вокализ» С.В.Рахманинова,

«Романс» Г.Свиридова,

«Песня венецианского гондольера» g-moll Ф.Мендельсона из цикла «Песни без слов», «Баркарола» Ф.Шуберта.

Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

ХОД УРОКА:

1.Организационный момент.

Приветствие.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим говорить о музыке и литературе.

Слайд 1.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Что связывает между собой эти два искусства?

-Что такое вокальная музыка?

Слайд 2.

Учитель: Какие жанры вокальной музыки мы знаем?

-Что такое инструментальная музыка?

-Какие жанры инструментальной музыки мы знаем?

3. Основной этап урока.

1. Беседа.

Учитель: Мы с вами знаем, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. Одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия.

- Как вы думаете, почему?

Учитель: Совершенно верно. Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

Учитель: В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне

Учитель: Что стало бы с песней без стихотворного текста?

- Конечно, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё.

Останется самое главное – мелодия.

- А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда?

И получится песня без слов.

2.Слушание и анализ музыкальных произведений:

  • раскрытие интонационно-выразительных возможностей мелодии на примере вокализа, романса.

Так в музыке возникли жанры, где главной является выразительная песенная мелодия. Послушайте фрагмент музыкального произведения и вспомните жанр вокальной музыки.

(Звучит фрагмент «Вокализа» С.В.Рахманинова)

(Портрет)

Учитель: Что это за жанр?

Может быть, вы вспомнили и произведение?

Учитель: Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке (обычно «а»).

Автором данного вокализа является русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов.

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова - это уже концертное произведение.

- Какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение?

- Нужны ли здесь слова?

Учитель: Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

-Что такое интонация?

Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

Учитель: Вы сейчас слушали песню без слов, это был вокальный жанр. Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Учитель: Послушайте «Романс» Г.Свиридова и подумайте, почему композитор назвал своё музыкальное произведение романсом.

(Звучит романс Г.Свиридова)

(Портрет)

- Почему композитор назвал своё произведение «Романс»?

- Пел ли здесь кто-нибудь?

- Какие черты вокальной музыки романса перешли в инструментальную музыку?

Учитель: Всё правильно. Мы слышим выразительную мелодию произведения, которую поёт скрипка и фортепиано, по своему звучанию напоминающее переборы гитары.

И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

  • общность жанров песен без слов и баркаролы;

Учитель: А сейчас мы с вами познакомимся с новым композитором.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде

Родина этого жанра – Италия. «Barka» в переводе с итальянского означает лодка.

Послушайте одну из «Песен венецианских гондольеров» и подумайте,

-Какие черты песен на воде можно услышать в произведении?

(Звучит «Песня венецианского гондольера» из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсона.)

(Таблицы, портрет)

- Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Верно. Мы слышим здесь плеск волн, красивую, напевную мелодию.

Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола».




Послушайте романс и подумайте, почему композитор назвал произведение «Баркарола»?

(Звучит «Баркарола» Ф.Шуберта

Так почему романс назван «Баркаролой»?

- Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

- Что общего между песнями без слов и баркаролой?

3.Музыкально-ритмическая минутка.

4. Физкультминутка. «Земля, воздух, огонь, вода»

Цель: повысить уровень энергии в классе



5. Вокально-хоровая работа.

Подготовка к песенной деятельности.

а) Учащиеся выполняют дыхательные упражнения, задерживают дыхание, учатся правильно дышать, сохраняя осанку и не поднимая плечи.)

б) Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

Песенная деятельность.

(На данном уроке разучиваются слова песни. Слова песни напечатаны на отдельных листках.)

«Кабы не было зимы» из м/ф «Зима в Простоквашино» муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина

-О чем песня?

Разучивание по фразам

6. Подведение итогов урока.

- О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили?

- Что такое вокализ?

- Что такое романс?

- Что такое баркарола?

- Что такое песни без слов?

- С какими композиторами встретились сегодня на уроке?

- Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки?

Да - это мелодия-душа музыки.

7. Домашнее задание: Выучить слова песни «Кабы не было зимы» муз.Е.Крылатова, сл. Ю.Энтина

Учитель: Спасибо всем за активную работу. (Отмечается активность ребят, их интересные ответы).

- Урок окончен. До свидания.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!