1 | Организационный момент | | - Здравствуйте ребята! - Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? - Правильно ребята! Мимолетность – это мгновенное впечатление, внезапный отклик на какое-либо явление жизни или эмоциональное состояние. - «Мимолётности» - так назвал цикл фортепианных миниатюр С. Прокофьев. - Сергей Прокофьев (1891-1953) русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Композитор запечатлел просто и изобретательно пестрый хоровод разнообразных картинок-образов. Среди этих пьес есть беспокойные, драматические, фантастические, лирические, шутливые. Для их создания стали стихи поэта К. Бальмонта – современника Прокофьева. *** Я не знаю мудрости годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. Не кляните, мудрые. Что вам до меня? Я ведь только облачко, полное огня. Я ведь только облачко. Видите: плыву. И зову мечтателей... Вас я не зову! *** - Цикл «Мимолетности» состоит из 20 пьес, написанных Сергеем Прокофьевым между 1915 и 1917 годами. Премьера состоялась 15 апреля 1918 года в Петрограде. | -Приветствуют учителя садятся на свои места. -О мимолетности | 5 минут |
2 | Организация слушательской деятельности | | - Сейчас мы послушаем две «Мимолетности» №1 и №10 и попробуем сравнить их между собой. Слушаем Пьесу №1 из цикла Мимолетности. Ответить на вопросы: - Какая была музыка? - Какие интонации присутствуют? - Что напоминает музыка? Прослушать Пьесу №10 из цикла Мимолетности. Ответить на вопросы: - Какой характер был у музыки? - Что бы вы хотели делать под эту музыку? - Давайте сравним эти пьесы с картинами художника Василия Кандинского. (Слайд 9) - Кандинский - русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий. В книге «О духовном в искусстве» он писал: «Цвет – это клавиши; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль». Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша приводит в вибрацию человеческую душу…» - В музыке «Мимолетностей» нет каких-либо реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий-мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины. | - Музыка тихая и задумчивая, неторопливое движение, игра высокого и низкого регистров. - В ниспадающих повествовательных мелодических попевках слышится русская интонация. -Музыка этой «Мимолетности» напоминает мечтательные, таинственно - сказочные темы Золушки. - имеет шутливый, насмешливый характер. В ней танцевальные, упругие ритмы, изломы мелодии, взлетающие вверх и вниз пассажи, акценты, контрасты динамики. - Танцевать. | 15 минут |
3 | Организация исполнительской деятельности | | - Ребята, а что для вас является мимолетным? Можно ли сказать, что мимолетным может быть сюрприз? - А почему? - Могу с вами согласиться, вы интересно рассуждаете, сейчас мы с вами познакомимся с песне Марка Минкова «Да здравствует сюрприз». - Давайте прослушаем и исполним эту песню. | -Да - Потому что это удивление а оно проходит быстро и мимолетно. | 15 минут |
4 | Итог урока | | - Итак, ребята, давайте подведём итог нашему уроку. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. - Мы слушали музыку вокальную или инструментальную? - Можно ли произведение «Мимолётности» назвать фортепианной миниатюрой? - А можно ли в этой мимолётности рассмотреть художественный образ? - С какими образами мы с вами встретились на уроке? - Понравилась ли вам прозвучавшая на уроке музыка? -Да, ребята, наша с вами жизнь – это череда мимолётностей, насыщенных различными чувствами, мыслями, настроениями, которые в музыке отражены различными музыкальными образами. Эти образы мы можем увидеть, а можем только лишь прочувствовать и увидеть, благодаря своей фантазии, своему воображению через образы-ассоциации. Поэтому не случайно тема нашего урока определилась строками «в каждой мимолётности вижу я миры» из стихотворения К. Бальмонта «Я не знаю мудрости» . Хочется пожелать нам всем мимолётностей, насыщенных радостью, светом, добром. А злые образы пусть останутся только в сказках. | -Инструментальную. - Да, можно, потому что оно отображает какой-то миг в человеческой жизни. - Да, можно. - ответы детей. | 5 минут |