Тема урока: «Музыка и традиции Рождества».
Цель урока:
• актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
• проявить интерес учащихся к духовной и классической музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
• закрепление знаний учащихся по теме камерная музыка, оратория
классика жанра);
• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
• выражение личностного отношения к музыке,
• систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
• развивать представления, память, воссоздающее воображение,
• развивать зрительное и слуховое восприятия.
• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к духовной музыке разных композиторов,
• воспитывать умение работать в парах и коллективе.
• воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
Знать понятия:
1. Камерная музыка, оратория, классика жанра, стиль композитора.
2. Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.
3. Воспринимать и сравнивать образцы классической музыки И.Баха, В.Моцарта
4. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
5. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: обобщающий
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Музыкальный материал:
Рождественская песня «Тихая ночь»
И.С.Бах «Рождественская оратория»
В.А.Моцарт «Струнный квартет»
Английская песня «Крисмас Кэрол»
Песня «Алиллуйя»
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
Организация начала урока .
Актуализация знаний.
Основной этап урока.
Беседа
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Дыхательные упражнения.
Вокально-хоровая работа.
Распевание
Работа над песней.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие. Эпиграф урока «Цель музыка – трогать сердца людей» И.С.Бах
II. Актуализация знаний.
Ребята , вы услышали песню (Тихая ночь.Фрагмент) На прошлых уроках мы с вами знакомились с музыкой И.С. Баха, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Все эти произведения объединяет общая тема. Какая? (они связаны с рождеством). Итак сформулируем тему урока. Музыка и традиции Рождества.
III. Основной этап урока.
Беседа.
Итак. У нас было домашнее задание найти информацию о традициях празднования Рождества. Поделитесь своими знаниями и расскажите, что вы узнали?
В православном мире Рождество стали праздновать с 388 года
С приходом на Русь православия появилась и традиция широко и торжественно праздновать Рождество Христово. У славян-язычников на конец декабря — начало января приходился праздник «солнцеворота», когда солнце «поворачивает на лето, а зима – на мороз». То есть праздники были приурочены к дню осеннего равноденствия – этот день у многих народов в древности имел мистическое значение. Все традиции – рядиться, петь колядки, гадать, — это традиции языческого славянского «солнцеворота», которые влились, вплелись в новый православный праздник. Так, колядование превратилось в традицию
В народе молодежь и дети собирались группами и ходили со двора на двор, останавливались под окнами и пели, славя Христа и желая хозяевам добра и благоденствия. Славящих полагалось одаривать сладостями. Все, чем одаривали детей, складывалось в торбы и приносилось в храм, где сладостями угощали всех прихожан.
А вот елку дома стали устанавливать и украшать в России на Рождество только в XIX веке. Хотя «учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», своим указом в 1699 году повелел еще Петр I
Елку полагалось купить и нарядить взрослым втайне от детей. Наряжали елку игрушками и лакомствами, которые после праздника с елки снимали и раздавали ребятишкам. А венчала рождественскую красавицу вифлеемская звезда…
Ребята расскажите о том, как в ваших семьях встречают Рождество ( праздничные угощения, любимые подарки…)
А сейчас давайте совершим небольшое виртуальное путешествие и окажемся в старинной дворянской семье. В центре комнаты стоит рояль. Девушки и женщины в длинных красивых платьях. Мужчины в строгих костюмах. В зале много детей. Все воспитанны и внимательно слушают взрослых. Сейчас начнется домашний концерт.
Как называется музыка для домашнего музицирования в небольших помещениях? (КАМЕРНАЯ)
Верно. Приведите примеры камерной музыки….
Давайте предложим нашим друзьям из прошлого что-нибудь сиграть?( КВАРТЕТЫ В.А.Моцарта).
Хорошо. Итак слушаем квартет и попробуем подобрать слова, характеризующие эмоциональное состояние музыка. Работаем в парах. (РАБОТАЮТ СО СЛОВАРЯМИ ЭМОЦИЙ)
Ребята выразите свое мнение о музыке и подберите нужные слова…
Продолжим наше путешествие. Сегодня к сожалению нет домашнего музицирования в каждой семье. Это осталось в прошлом. А теперь представьте такую картину. Европа. Католический собор. Много людей собрались послушать музыку в храме. Такая ситуация сегодня в 21 веке возможна? Да.
Что же мы предложим исполнить в храме к рождеству? (И.С.Бах. Рождественская Оратория). Расскажите о музыке.? Что такое оратория? О чем рассказала музыка? Как И.С.Бах создавал музыку для службы? (ответы.закрепление)
Продолжение беседы.
Многие композиторы отразили в своем творчестве тему Рождества. Назовите известные вам примеры из классики и современности (П.И. Чайковский «Щелкунчик», песня «Бубенчики», «Черевички» П.И.Чайковский.песня «Крисмас Кэрол»
Замечательно. Сегодня мы много говорим о музыки. Теперь я предлагаю вам исполнить музыку самим. Мы не можем сыграть ее. Можем спеть.
IV.Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
Работа над песней.
«Цель музыки- трогать сердца людей». Исполняя музыку мы должны вложить в нее часть души. Тогда пение принесет нам радость а слушатели получат удовольствие.
- Когда музыка бывает вам необходима?
- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Исполнение песни.
- Какое впечатление произвела на вас песня?
- Современна ли эта песня?
- Почему?
- О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание третьего куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-фразировку;
-дикцию.
V. Подведение итогов урока.
- Понравилось вам размышлять о музыке?
Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Легко ли быть ценителем музыки?
- Какая музыка нужна современному человеку?
- Какую музыку Вы сможете предложить послушать в рождественские праздники?
- Как вы понимаете слова «Цель музыки- трогать сердца людей»
Сегодня очень важно говорить о духовности. О вере человека в добро. Считается что любой человек верующий или атеист всегда стремится к идеалу. Желает найти его. Так мы устроены. Я желаю вам мира с и счастья в ваших семьях. Постарайтесь провести рождественские праздники в круги семьи , больше общаться и набраться сил и здоровья. Я приготовила символические слова пожелания. Предлагаю Вам выбрать их для себя или подарить по желанию учителям, родителям, друзьям (ребята выбирают пожелания»Дружелюбия», «терпения», «красоты», «любви»…
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
найти интересные сайты о музыке.
Найти интересные рождественские песни
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.