СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока музыки в 7 классе "Музыка и традиции Рождества"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  музыки с авторскими текстами и подбором материала. Урок апроборован и получил высшую оценку.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки в 7 классе "Музыка и традиции Рождества"»

Тема урока:  «Музыка и традиции Рождества».

Цель урока:

•        актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

•        проявить интерес учащихся к духовной и классической музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

•        закрепление знаний учащихся по теме камерная музыка, оратория

классика жанра);

•        актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

•        выражение личностного отношения к музыке,

•        систематизация знаний о  музыке.

Коррекционно-развивающие:

•        развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

•        развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

•        развивать представления, память, воссоздающее воображение,

•        развивать зрительное и слуховое восприятия.

•        развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

•        воспитывать уважение к духовной музыке разных композиторов,

•        воспитывать умение работать в парах и коллективе.

•        воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

Знать понятия:

1.        Камерная музыка, оратория, классика жанра, стиль композитора.

2.        Высказывать собственное мнение о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3.        Воспринимать и сравнивать образцы классической музыки И.Баха, В.Моцарта

4.        Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

5.        Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: обобщающий

Методы урока:  Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности:  групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 7 класс

УМК:

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.

  • Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.

  • Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

  • Рождественская песня «Тихая ночь»

  • И.С.Бах «Рождественская оратория»

  • В.А.Моцарт «Струнный квартет»

  • Английская песня «Крисмас Кэрол»

  • Песня «Алиллуйя»

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.  

Структура урока:

  1. Организация начала урока .

  2. Актуализация знаний.

  3. Основной этап урока.

  1. Беседа

  2. Слушание и анализ музыкальных произведений.

  3. Продолжение беседы.

  4. Слушание музыки.

  5. Дыхательные упражнения.

  1.  Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание

  2. Работа над песней.

  1. Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Эпиграф урока «Цель музыка – трогать сердца людей» И.С.Бах

II. Актуализация знаний.

Ребята , вы услышали песню (Тихая ночь.Фрагмент) На прошлых уроках мы с вами знакомились с музыкой И.С. Баха, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Все эти произведения объединяет общая тема. Какая? (они связаны с рождеством). Итак сформулируем тему урока. Музыка и традиции Рождества.

III. Основной этап урока.

Беседа.

Итак. У нас было домашнее задание найти информацию о традициях празднования Рождества. Поделитесь своими знаниями и расскажите, что вы узнали?

    1. В православном мире Рождество стали праздновать с 388 года

    2. С приходом на Русь православия появилась и традиция широко и торжественно праздновать Рождество Христово. У славян-язычников на конец декабря — начало января приходился праздник «солнцеворота», когда солнце «поворачивает на лето, а зима – на мороз». То есть праздники были приурочены к дню осеннего равноденствия – этот день у многих народов в древности имел мистическое значение. Все традиции – рядиться, петь колядки, гадать, — это традиции языческого славянского «солнцеворота», которые влились, вплелись в новый православный праздник. Так, колядование превратилось в традицию

    3. В народе молодежь и дети собирались группами и ходили со двора на двор, останавливались под окнами и пели, славя Христа и желая хозяевам добра и благоденствия. Славящих полагалось одаривать сладостями. Все, чем одаривали детей, складывалось в торбы и приносилось в храм, где сладостями угощали всех прихожан.

    4. А вот елку дома стали устанавливать и украшать в России на Рождество только в XIX веке. Хотя «учинить некоторое украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», своим указом в 1699 году повелел еще Петр I

    5. Елку полагалось купить и нарядить взрослым втайне от детей. Наряжали елку игрушками и лакомствами, которые после праздника с елки снимали и раздавали ребятишкам. А венчала рождественскую красавицу вифлеемская звезда…


Ребята расскажите о том, как в ваших семьях встречают Рождество ( праздничные угощения, любимые подарки…)

А сейчас давайте совершим небольшое виртуальное путешествие и окажемся в старинной дворянской семье. В центре комнаты стоит рояль. Девушки и женщины в длинных красивых платьях. Мужчины в строгих костюмах. В зале много детей. Все воспитанны и внимательно слушают взрослых. Сейчас начнется домашний концерт.

Как называется музыка для домашнего музицирования в небольших помещениях? (КАМЕРНАЯ)

Верно. Приведите примеры камерной музыки….

Давайте предложим нашим друзьям из прошлого что-нибудь сиграть?( КВАРТЕТЫ В.А.Моцарта).

Хорошо. Итак слушаем квартет и попробуем подобрать слова, характеризующие эмоциональное состояние музыка. Работаем в парах. (РАБОТАЮТ СО СЛОВАРЯМИ ЭМОЦИЙ)

Ребята выразите свое мнение о музыке и подберите нужные слова…

Продолжим наше путешествие. Сегодня к сожалению нет домашнего музицирования в каждой семье. Это осталось в прошлом. А теперь представьте такую картину. Европа. Католический собор. Много людей собрались послушать музыку в храме. Такая ситуация сегодня в 21 веке возможна? Да.

Что же мы предложим исполнить в храме к рождеству? (И.С.Бах. Рождественская Оратория). Расскажите о музыке.? Что такое оратория? О чем рассказала музыка? Как И.С.Бах создавал музыку для службы? (ответы.закрепление)


Продолжение беседы.

Многие композиторы отразили в своем творчестве тему Рождества. Назовите известные вам примеры из классики и современности (П.И. Чайковский «Щелкунчик», песня «Бубенчики», «Черевички» П.И.Чайковский.песня «Крисмас Кэрол»

Замечательно. Сегодня мы много говорим о музыки. Теперь я предлагаю вам исполнить музыку самим. Мы не можем сыграть ее. Можем спеть.

IV.Вокально-хоровая работа.

  1. Распевание.

  1. Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,

  2. с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

  1. Работа над песней.

«Цель музыки- трогать сердца людей». Исполняя музыку мы должны вложить в нее часть души. Тогда пение принесет нам радость а слушатели получат удовольствие.

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Исполнение песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание   третьего куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Легко ли быть ценителем музыки?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Какую музыку Вы сможете предложить послушать в рождественские праздники?

- Как вы понимаете слова «Цель музыки- трогать сердца людей»

Сегодня очень важно говорить о духовности. О вере человека в добро. Считается что любой человек верующий или атеист всегда стремится к идеалу. Желает найти его. Так мы устроены. Я желаю вам мира с и счастья в ваших семьях. Постарайтесь провести рождественские праздники в круги семьи , больше общаться и набраться сил и здоровья. Я приготовила символические слова пожелания. Предлагаю Вам выбрать их для себя или подарить по желанию учителям, родителям, друзьям (ребята выбирают пожелания»Дружелюбия», «терпения», «красоты», «любви»…

Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

  1. найти интересные сайты о музыке.

  2. Найти интересные рождественские песни

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.