Конспект урока музыки во 2 классе по теме: «Расскажи сказку. Колыбельные»
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «День, полный событий»»
Тема: «Расскажи сказку. Колыбельные»
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: здоровьесберегающие, ИКТ
Цель: показать значимость колыбельной песни в жизни человека. Познакомить с колыбельными, их особенностями, звучанием.
Обучающие: Познакомить обучающихся с пьесами из фортепианных альбомов С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского; развивать в детях интонационно-образное понимание музыкальных произведений; расширять кругозор обучающихся; познакомить с выразительными средствами колыбельной песни.
Развивающие: вызывать эмоциональный отклик на музыку колыбельных песен, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный слух, музыкальную память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное мышление; творческие способности; развивать ассоциативное и образное мышление, зрительную и логическую, музыкальную память; развивать эмоциональную сферу обучающихся.
Воспитательные: прививать интерес и любовь к музыкальному искусству; воспитывать художественный вкус, доброту, чуткость, отзывчивость; воспитывать нравственные качества (доброту и любовь к маме, к природе) через знакомство с колыбельными песнями; музыкальный вкус.
Методы и приёмы: метод наблюдения за музыкой; размышления о музыке; эмоционального воздействия; закрепление пройденного.
Тип урока: Комбинированный.
Межпредметные связи: литература, история, ИЗО;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска.
Музыкальный материал:
- колыбельные народные;
- колыбельные известных композиторов;
«Нянина сказка» П.Чайковский;
«Мама» П.Чайковский;
«Колыбельная медведицы» Е. Крылатов;
«Спят усталые игрушки» А.Островский;
- колыбельные разных стран.
«Колыбельная» Р. Паулс
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Вы готовы отправиться со мной в удивительную страну музыки?
Тогда приготовились и…
Повторение прошлого урока
Начнём с того, что вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?
Тема прошлого урока?
Мы узнали, что в музыке есть три кита. И познакомились с двумя из них – это? Танцы бывают разные. Эти разные марши.
2. Постановка цели и задач урока
Учитель читает загадку:
День уходит навсегда,
Закрываем мы глаза,
И тогда приходит он,
Интересный добрый ... СОН!
1 слайд. Звучит фрагмент «Спят усталые игрушки» А.Островского.
(спальня, мама, песня, теплая кроватка, сладкий сон, тихий, нежный голос)
Какую картину вы представили, слушая эти слова?
(Ответы детей)
Из какой телепередачи эта музыка? 2 слайд. (Спокойной ночи малыши)
А что это за музыкальное произведение? Какой жанр? Песня.
- Каков характер песни? Спокойная, медленная, нежная, убаюкивающая
- Как же называются такие песни?
(Колыбельные)
Ваше предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?
(Ответы детей)
Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня
Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Речь пойдёт о них и об их значении в нашей жизни.
Записываем в тетрадь: – Колыбельная песня.
3. Освоение нового материала.
Сегодня на уроке мы поставили цель узнать, как можно больше о колыбельных песнях, как они создавались, как звучали.
Ребята, а кто слышал такую фразу:
Песня матери – главная песня в мире;
Начало всех человеческих песен.
Расул Гамзатов
Мы сможем с вами ответить, когда узнаем про колыбельную песню.
Почему песни называют «колыбельные»? От слова колыбель – люлька, качалка, баюкалка. Она делалась различно: пяльца, обшитые холстом и привешенные за углы на веревочках; кузовок с подножкою для качания; кроватка на круглых полозках.
Люлька подвешивалась к потолку , к матице, или на длинную палку, что бы она качалась.
КОЛЫБЕЛЬНЫЕ – это самые древние песни, дошедшие до нашего времени. Из множества песен вы всегда узнаете колыбельную по её убаюкивающей интонации.
Колыбельная песня исполняются, когда?
А это значит колыбельные песни какие?
- Ребята, подумайте, а в чьем исполнении впервые слышит ребенок колыбельную песню?
(Ответы детей)
- Правильно! Сколько младенцев засыпало под звуки незатейливой песни колыбельной. Их пели наши бабушки, прабабушки, наши мамы. Мама передает малышу свои тепло и нежность, ласково поглаживая малыша, передает свои чувства любви.
Чтение «мудрой мысли». (Приложение №2)
Вспомните, какие колыбельные песни вы знаете, какие песни пели вам мамы?
(Ответы детей)
Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их, Кот-баюн, Гули, собачки и другие.
А как они убаюкивают?
(Ответы детей)
А хотите мы с вами поиграем и изобразим помощников в убаюкивание детей?
Выполнение задания
4. Физкультминутка «Земля, воздух, огонь, вода»
Цель: повысить уровень энергии в классе
5. Слушание.
И мы с вами отправляемся в мир сказки.
- У маленького Пети Чайковского была няня. Мальчик очень любил слушать нянины сказки о Бабе – Яге и Змее Горыныче, о Василисе Прекрасной и Иване Царевиче.
- В сказках происходят разные чудесные события.
А вы любите сказки?
- Послушайте пьесу из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Нянина сказка» и подумайте, о чем будет эта сказка? Добрые или злые сказочные герои в ней встретятся?
«Нянина сказка» П.И.Чайковский – слушание.
- Итак, о чем же рассказала вам эта сказка?
- Сергей Прокофьев тоже любил сказки. Послушайте «Сказочку», которую рассказала няня маленькому Сереже.
- Что вы представите, когда прозвучит эта музыкальная сказка?
«Сказочка» С.С.Прокофьев – слушание.
- Ребята, на что похожа мелодия в пьесе «Сказочка» С.Прокофьева?
- Правильно, пьеса «Сказочка» звучит как колыбельная.
- А что же такое колыбельная?
(Ответы детей)
6. Вокально- хоровая работа
Разучивание песни «Зореньки краше» сл. А.Афлятунова и муз. В.Канищева
7. Подведение итогов урока.
Подводя итог нашего урока, мне хочется знать, что вы нового узнали, ИЗУЧИЛИ сегодня?
- Какие произведения русских композиторов прозвучали на уроке?
- Прочитайте слова поэта Расула Гамзатова.
песня матери – главная песня в мире;
Начало всех человеческих песен.
- Как назвал колыбельную песню поэт Расул Гамзатов?
- Вы сегодня были прилежными учениками, внимательными слушателями, хорошими исполнителями.
8. Домашнее задание.
Дома вы нарисуете то, что услышали в музыкальных произведениях «Нянина сказка» П.И.Чайковского и «Сказочка» С.Прокофьева и попробуете сочинить сказку к своему рисунку.