Конспект урока на тему: "Башкирский народный орнамент. ИЗО." по истории и культуре Башкортостана для 4 класса.
Учитель: Арсланбаева Марина Михайловна,
МБОУ Школа №9 г.Уфа
Цели:
Познавательные:
- познакомить обучающихся с башкирском орнаментом с его контрастной цветовой гаммой;
- уточнить и систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию творчества и самостоятельности, художественного вкуса и фантазии;
- научить изображать башкирский орнамент и располагать элементы орнамента в композиции.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству башкирского народа.
Оформление:
- записи башкирских мелодий;
- плакаты и рисунки башкирского орнамента;
- шаблоны матрешки, посуды и сапожка;
- краски, кисти, карандаши, цветная бумага клей;
- работы местных мастериц.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
В башкирском узоре - цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего небо, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре - сэсэны сказанье
И щедрость народа, его доброта.
Р.Б.Даутова
2. Работа по теме урока.
Как вы думаете ребята, что мы сегодня будем изучать на уроке?
Ответы детей.
Правильно. Тема урока: "Башкирский народный орнамент"
И сегодня мы его будем рисовать.
Актуализация темы.
Рассказ учителя и показ слайдов.
Красота свойственна самой природе человека. Ею человек стремится наполнить окружающий мир, наделить орудия труда и предметы сопутствующие ему в повседневной жизни. Эта область материальной культуры называется декоративно-прикладным искусством.
Истоки башкирского декоративно-прикладного искусства теряются в глубине веков. Потребности кочевников и предметах вооружения и снаряжения, а земледельцев - в орудиях труда способствовали широкому развитию ремесел. Это, в свою очередь, открыло широкий путь к появлению декоративно-прикладного искусства, которое воплотилось в изделиях ткачества, вышивки, художественно-декоративной обработки дерева и металла, в оформлении национального костюма и украшений жилища. Через все это башкиры выражали свое отношение к природе и к жизни общества.
В древности все украшения декоративно-прикладного искусства играли роль талисманов и оберегов, предохраняли человека от сглаз, от воздействия злых сил и духов. С течением времени представления человека о мире менялись, менялось и назначение украшений. Они постепенно утратили свою первоначальную магическую функцию и стали просто предметами украшения.
И так что же такое "орнамент"?
Орнамент (узор) - с латинского языка - украшение, - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее).
Давайте рассмотрим на какие группы делится орнамент:
1группа - зооморфные (изображения птиц, зверей);
2группа- геометрические (простые геометрические фигуры);
3группа- растительные (цветы, трава).
3.Физкультурная минутка.
Для глаз. Закрыли глаза, посмотрели на право, на лево. Открыли глазки.
(Звучит спокойная башкирская мелодия.)
4. Продолжение работы по теме.
Раздача шаблонов.
Какие же цвета использовали и что они означали?
- красный - цвет тепла и огня;
- желтый - цвет изобилия и богатства;
- черный - цвет земли и плодородия;
- зеленый - цвет вечной зелени;
- белый - чистота помыслов, миролюбие;
- синий - цвет свободолюбия;
- коричневый - цвет старости увядания.
На какой материал наносился орнамент?
Ответы детей.
На дерево;
на кожу;
на металл;
на полотно (ткань).
5. Рефлексия.
Что вам понравилось на уроке?
В чем вы испытали трудность?
Оцените свою работу.
6. Подведение итогов урока.
Назовите что такое орнамент?
Какие цвета использовались для рисования орнамента?
На какие три группы можно разделить башкирский орнамент?
Домашнее задание. На выбор.
1. Подготовить дополнительный материал.
2. Нарисовать любой предмет с башкирским орнаментом.

![]()

