Тема: Бунт Раскольникова, социально-философские истоки бунта. Смысл его теории и причины ее крушения.
Цель:
совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; проследить за развитием идеи Раскольникова в зависимости от его состояния; определить авторское и своё отношение к теории Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки.
Главное – люби других, как себя, вот, что главное. Ф. М. Достоевский. |
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Согласны ли вы с его словами: «Бедность не порок. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с»?
Найдите первую фразу Раскольникова.
Что вы слышите в этой фразе? Как Раскольников оценивает человечество? Что необычного в построении фразы? Каким мы представляем Раскольникова по его отрывочному монологу?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Основная тайна романа не в преступлении, а в мотивах преступления,— утверждал В. Шкловский. Поэтому главный вопрос урока — вопрос не о самом преступлении, а о том, почему оно совершено, что толкнуло героя на этот путь.
Может быть, Раскольников был преступником по сути? Давайте вспомним его поступки до преступления (помогает Мармеладовым, отдаёт последние деньги на похороны; сострадает пьяной девочке, даёт деньги, чтобы её довели до дома; переживает за мать и Дуню). Следовательно, гуманный, сострадающий человек решается на убийство.
Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Определим, каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова?
IV. Работа над темой урока
Каковы же социально- психологические факторы, толкнувшие Раскольникова к преступлению? Аналитическая беседа. Составление опорной схемы.
Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
• Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое они произвели на вас впечатление?
• Каково ваше ощущение, когда вы входите в трактир, в комнату Мармеладовых?
• Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?
• Как эпизод исповеди Мармеладова связан с решимостью Раскольникова пойти на преступление?
Какие события из личной жизни подталкивают героя к претсуплению? (письмо матери)
Расскажите, что происходи на бульваре и как этот случай убеждает Раскольникова в его праве на преступление. (1;4)
Как называет Раскольников господина, преследовавшего девушку? (Свидригайлов) Почему?
Раскольников совершает реальный поступок, вызванный чувством протеста.
Что чувствует Раскольников после этого? Чтение эпизода «Несмотря на эти странные слова...»
Первый сон Раскольникова.
О чем он? Какие чувства навеял сон? (чтение эпизода «Страшный сон...» - Бессилие Раскольникова, желание помочь, но не способность...)
Какой повод подтолкнул Раскольникова действовать немедленно? (разговор мещан с Лизаветой)
Социально- психологические факторы преступления
1. Атмосфера города, нищета
2. Встреча с Мармеладовым (сочувствие)
3. Письмо матери (возмущение)
4. Встреча на бульваре. (протест)
5.Сон Раскольникова. («потрясенная справедливость»)
Раскольников – человек, воспринимающий чужую боль своей собственной.
Он мечтал быть честным и полезным деятелем в обществе, он очень любил мать и сестру, переносящих бедность в далёкой провинции, и надеялся, получив образование в университете, переменить свою судьбу. Он очень верил в себя, в будущее, в силу образования. Ведя жёлчные монологи с самим собою, Раскольников решается переменить свою судьбу, убив старую ростовщицу, существование которой с самой снисходительной точки зрения могло быть только вредом для людей.
Юноша этот, заточённый своим самолюбием бедняка, как в тюрьму, в свой душный чердак, на всяком шагу своей страстной молодой жизни испытывает тяжкие лишения и оскорбления, неразлучные с нищетою.
Чтение эпизода , в котором Разумихин характеризует Раскольниклва. (3;2) стр. 202
Как же приходит Раскольников к своей идее и какова ее суть? Чтение эпизодов - основные положения теории Раскольникова (ч.3, гл.5,6). Просмотр фрагмента фильма Идеологические (философские) истоки преступления.
1. Порыв к пресозданию мира на началах добра и справедливости, идеальной гармонии и братства
2. Мангия собственного избранничества, исключительности.
3. «Ничтожные, никому не нужные, вредные» люди. Бесполезность существования этих людей и даже вредность.
4. «Кровь по совсти»
5. Искупление вины «тысячами добрых дел»
Человечество делится на 2 разряда
1. Люди «обыкновенные», составляющие большинство. Вынуждены подчиняться силе «тварь дрожащая», «вошь», жертва преступления.
2. Люди «необыкновенные» (Наполеон). Имеюи право навязывать большинству свою волю, «право имеющие». Совершают преступления.
Т
еория о двух разрядах
о
быкновенные необыкновенные
Люди, живущие Люди, имеющие дар или талант- в послушании, сильные люди, Наполеоны. Все они безропотно принимающие переступают закон, имеют право любой порядок вещей на преступление.
«Тварь ли я дрожащая или право имею?» «Вошь ли я, как все, или человек?..» «Смогу ли я переступить или не смогу?» - мания собственного избранничества, исключительности. Он сильная личность, которая осчастливит толпу. Все это индивидуалистический бунт раскольникова.
НО сомнение в себе , как во властилине «над тварью» (сон Раскольникова.
Итак, чтобы один мог жить, другой должен принести себя в жертву. Эта странная истина поражает мозг Раскольникова, вызывает чувства униженности и протеста. Зловонный, жестокий и пыльный город давит на сознание героя Достоевского, душит его, навязывает ему мысли о том, что выжить может только сильный. В этом убеждает его судьба невзрачного чиновника Мармеладова, так и не увидевшего в своей жизни милосердия; личная драма Сони, вынужденной ценой своего бесчестья добывать средства на жизнь семьи. Не может забыть Раскольников и многих других людей, оставивших свой скорбный след в его воспалённом создании, послуживших зарождению идеи отстоять своё место под солнцем, право быть человеком.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
Слова Д.И. Писарева: “Причина преступления Раскольникова “не в мозгу, а в кармане”; теоретические убеждения Раскольникова не имели “заметного влияния на совершение убийства”; “настоящей и единственной причиной” преступления являются “тяжелые обстоятельства”.
Согласны ли вы с Писаревым?
Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)
VI. Домашнее задание: подобрать цитаты, характеризующие состояние Раскольникова после преступления.
Используемая литература:
1. Фефилова Г.Е. Литература . 10 класс: полугодие: планы-конспекты уроков/ Г.Е.Фефилова . – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 226с.
Интернет-ресурсы
Тема: Проблема личной ответственности человека за свою жизненную позицию.
ЦЕЛИ: сформулировать мотивы совершения преступления. показать ответственность человека за совершенное преступление; помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория; на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется; формировать умение анализировать эпизод текста. формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста. формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом. совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся. воспитывать нравственные качества учащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним. способствовать духовно-нравственному развитию учащихся. формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанного художественного произведения создать условия для осмысления учащимися опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
Счастье нельзя купить злодейством…
Из дневника писателя за 1877год
Не потеряйте жизни, берегите душу, верьте в правду, но ищите ее
пристально всю жизнь, не то - ужасно легко сбиться.
Ф.М.Достоевский Письма
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Каковы социальные и философские истоки преступления Раскольникова?
Причины, побудившие Раскольникова к убийству
• Внешние — идеи, витающие в воздухе: взгляды революционных демократов, критикующих несправедливость и жестокость окружающего мира; идеи бонапартизма (в 1865 г. была переведена на русский язык книга Наполеона III «История Юлия Цезаря» о предназначении великой личности); тяжёлая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются; тесная комната, похожая на шкаф; судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница).
• Внутренние: состояние Раскольникова (он унижен, задавлен бедностью, страдает за других, в нём есть стремление действовать); характер героя — сумрачный, замкнутый, одинокий, болезненно самолюбивый и восприимчивый.
Все это убеждает героя в правоте.
IV. Работа над темой урока
Аналитическая беседа
Как говорит Порфирий Петрович : « первая, юная, горячая проба пера. Дым, туман, струна звенит в тумане…В бессонные ночи и в исступлении она замышлялась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавленным. А опасен этот подавленный, гордый энтузиазм в молодежи!»
За статьей – расчет – убить ростовщицу! « Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки! Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна».
И наконец – дело – убийство старухи. Раскольников идет на преступление. 1; 7. Прочитайте сцену убийства старухи-процентщицы и Лизаветы.
Как совершает убийство? Что происходит в квартире Алены Ивановны после убийства?
Итак, реакция оказывается непредвиденной, цепной и неуправляемой.
Но за этим делом еще одно – непредвиденное. Кроме ростовщицы, убитой « по плану», Раскольников убивает – « случайно» - Лизавету. А та, говорят, беременна…
Дайте характеристику данного преступления ( Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Так что же получается, Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца? Давайте подумаем.
Убив и ограбив старуху-процентщицу, он осуществил свою цель: выжить молодому и здоровому на средства никчёмного, паразитирующего и ненавистного человека, не имеющего, по мнению Раскольникова, права на жизнь. Но не просто выжить, а ещё и отмыть эту кровь своим добрым служением людям. Таков выход Раскольникова из нищеты, от унижений, оскорблений и бесправия к его чердачному варианту наполеоновского величия.
Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В.Г.Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».
– Подумайте над словами Макса Штирнера: « Я сам создаю себе цену и сам назначаю её… Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни…»
И словами Достоевского: « Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».
Расскажите о стараданиях героя после преступления. Найдите и прочитайте строки, характеризующие состояние Раскольникова. (1;7)
После убийства Раскольников испытывает не страх, а отвращение к тому, что он совершил. Внутренние переживания, душевная боль перерастают в физическое недомогание.
-Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Достоевский убеждает нас в том, что если на путь насилия становится добрый человек, то он неизбежно приносит зло. Мало того, стоит разрешить кровь по совести и она польется потоком)
Но смерть старухи вдруг вспыхнула фейерверком других смертей, неожиданных и бессмысленных,
К какой группе людей принадлежит сам герой?
-Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею». Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»)
В чем противоречие идее?
1. Благородная цель - жестокие средства ее осуществления.
2. Преступление против «денежных мерзавцев» - платят за преступление стражущие (Он и деньги у старухи толком взять не смог, и в горячке оказался, так как его вполне нормальная, здоровая натура не в состоянии была вынести патологию злонамеренного убийства. Да и Наполеоном не стал, а, наоборот, затравленным зверем. Мать почувствовала в сыне недоброе, и умирает из-за него. Невинный, жизнерадостный Миколка-маляр на себя его преступление принял.)
3. преступление для страждущих – оправдание действий «власть имущих».
Существует несколько концепций по поводу мотивов преступления:
Ю.Борев в своей книге « О трагическом» выделяет идею « многослойности», находит до 5 мотивов, объясняющих преступление;
С.Белов в книге « Роман Ф.М.Достоевского « Преступление и наказание». Комментарий» выдвигает концепцию двойственности мотивов, построенную на столкновении двух главных идей – Наполеона и Мессии( то есть Христа);
Ю.Карякин в книге « Самообман Раскольникова» подчеркивает, что» есть однозначная концепция, ставящая во главу одну идею – идею Наполеона, идею власти».
Заранее, забегая вперед, нужно сказать, что все эти концепции не исключают друг друга, а дополняют.
Как вы думатет когда начинается наказание героя?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• В чём сомневается Раскольников, идя на преступление? Для чего ему нужна была проба?
• Когда у Раскольникова возникли сомнения в верности своей теории?
• С какой целью писатель вводит в роман сон Раскольникова перед преступлением?
• Если преступление — это попытка доказать что-то себе, то каков смысл преступления Раскольникова?
• Как сразу же в момент убийства развенчивается гуманная сущность теории Раскольникова?
Вывод Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».
Написать сочинение-миниатюру «Можно ли иногда нарушать нравственные правила для достижения общего счастья? (по желанию учащихся).
VI. Домашнее задание
Перечитать эпизоды романа, связанные с «двойниками» Раскольникова Лужиным и Свидригайловым:
• 1-й вариант — ч. 1, гл. III (что узнал Раскольников о Лужине из письма матери); ч. 2, гл. 5 (первая встреча Лужина с Раскольниковым); ч. 4, гл. II, III (свидание Лужина с Дуней в Петербурге); ч. 5, гл. I, 2, III (Лужин после разрыва с Дуней, поминки);
Ч.4, гл 1-2.
• 2-й вариант — ч. 1, гл. III (мать Раскольникова о Свидригайлове); ч. 4, гл. I, II (Свидригайлов о Лужине, первая встреча Раскольникова со Свидригайловым); ч. 6, гл. III, IV, V, VI (последняя встреча Свидригайлова с Раскольниковым и Дуней, смерть Свидригайлова).
– Подумайте над словами Макса Штирнера: « Я сам создаю себе цену и сам назначаю её… Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни…»
И словами Достоевского: « Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».