Урок № 26 | 5-а | 5-б | 5-в | |
дата | | | | |
Тема: Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с новой страной – Китаем, ее месторасположением, климатическими условиями и обществом; познакомить с основными идеями и взглядами китайского мудреца Конфуция на духовные ценности и культурные нормы; формировать умение осваивать алгоритм логических операций осмысления теоретического материала; обобщать и систематизировать исторические знания.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: работать с исторической картой, анализировать и обобщать её данные; давать образную характеристику Конфуция; аргументировать собственную позицию по проблемному вопросу;
Метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрения; давать определения понятий, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;
Личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала, понимать культурное многообразие мира, уважать культуру других народов, учиться быть толерантным.
Тип урока: комбинированный
УМК: карта «Индия и Китай в древности», учебник, презентация.
Актуализация знаний по теме «Индийские касты»
Изучение нового материала.
План:
Географическое положение и природные условия Китая.
Конфуций – древнекитайский мыслитель.
Учение Конфуция.
1). Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества, о философском учении Конфуция. Мы должны доказать, что «Китай – уникальный, мудрый, удивительный». Также мы познакомимся с географическим положением Китая и особенностями климатических условий. Рассматривая новый материал, мы будем постоянно возвращаться к поставленной проблеме, и стараться её доказывать.
Самостоятельная работа с картой стр. 103.
Где находится Китай? (В Восточной Азии).
Какие крупные реки протекают на территории Китая?
Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе – степи, а на юге – горы Южной Азии, покрытые тропическими лесами).
Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин).
Великие реки Китая похожи на Тигр и Евфрат - Желтая река (Ху¬анхэ) на севере страны и Голубая река (Янцзы) - на юге. Они очень бурные, несут много ила и песка. Берега Хуанхэ сложены из лесса - горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Лесовые почвы мягкие, а при хорошем поливе очень плодородны. Поэтому уже три с половиной тысячи лет назад на берегах Хуанхэ существовали поселки земледельцев и скотоводов. В то же время берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Здесь водились олени, кабаны, медведи, тигры.
Можно ли на основании этих сведений сделать вывод о том, что в Китае сложились все условия для занятия земледелием?
Земледельцы Китая не боялись засухи и не спешили укрощать течение бурных рек. Однако немало бед причиняла Хуанхэ - «река, надрывающая сердце» или «река тысячи бед».
Вообразите, что вы живете в древнем поселке на берегу Хуанхэ.
Сейчас вам станет ясно, почему эту реку называли «горе Китая»...
Однажды ночью вы просыпаетесь от, громкого крика: «Вставай, вставай скорее, случилось несчастье!» Открыв глаза, вы видите, что хижина полна воды. Где-то рядом плачут дети, голосят женщины, мычат коровы. Все выскакивают наружу: вокруг вода! Люди кидаются к лодкам или спасаются вплавь, бросив полузатопленные хижины, скот и нажитое добро.
А произошло следующее: река незаметно подмыла берег из мягкого лесса. Тот обрушился и завалил русло. Началось наводнение, и на прибрежные поселки обрушилась вода.
Вопрос: Почему уцелевшие после наводнения люди возвращались на старые места и создавали новые поселки на берегах Хуанхэ?
2). В V веке до н.э. в Китае жил мудрец Конфуций.
- Откройте учебник, страница 102, посмотрите портрет Конфуция.
3). Чему учил Конфуций?
Конфуций учил:
– Объясните, как вы понимаете слово «манеры». (Манера – обычный для данного лица, вошедший в привычку образ действия; та или иная особенность поведения).
Учтивый китаец перед входом дом снимал туфли и шел босиком
Идти в туфлях по циновкам, расстеленным на полу, считалось просто неприлично.
--Объясните, как вы понимаете слово «циновка». (Циновка – ковер, сплетенный из тростника)
Сидели китайцы либо на циновке, либо на низком сидении, но непременно подогнув под себя пятки. Сидеть, свесив ноги, а тем более вытянув их вперед, могли только совершенно невоспитанные люди.
Большое внимание уделялось внешнему виду человека. Древние китайские мужчины носили прически из длинных волос, которые укладывались в тугие пучки на темени. Надо лбом, на висках и на затылке волосы тщательно приглаживались. Узел закреплялся шпилькой (напоминает «шишку»). Женские прически были очень сложные, но производили впечатление легкости, украшались цветами, а на праздники причёски украшались драгоценными камнями.
Обычно китайцы носили халат. У простых людей они были из дешевой материи, а знатные и богатые китайцы одевались в шелковых халаты, украшенные дорогой и красивой вышивкой. На одежде императора вышивался дракон – символ божественности. Император считался «Сыном Неба».
Подведение итогов урока.
Китай – это страна, в которой всё уникально, мудро, удивительно! В этой стране всё величественно и потрясает воображение : Великая Китайская равнина, реки Хуанхэ и Янцзы. Китайская нация имеет многовековую историю и блестящую культуру. У китайского народа выработаны и воспитаны такие прекрасные традиционные черты характера, как трудолюбие, мужество, простота и доброта.
Рефлексия.
На уголках ваших парт приклеены стикеры розового цвета, на них необходимо записать три слова, которые запомнились вам и характеризовали бы ваше отношение к Китаю, к его древним мудростям.
Домашнее задание:
3