Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Этап мотивации к коррекционной деятельности | Выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к реализации нормативных требований учебной деятельности | Словесный (поговорка) | Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. «Учение – путь к умению». Как вы понимаете эту пословицу? Правильно, когда человек учится, он развивает свои навыки и умения. А что мы должны делать сегодня на уроке, чтобы получить новые знания? Предлагаю на нашем уроке сделать эту пословицу девизом, для того чтобы усердно учиться и чтобы наши знания пополнялись, а навыки развивались. | Читают поговорку Говорят смысл поговорки | Ф | Карточка с поговоркой | Контроль учителя | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | познавательный интерес к изучению русского языка |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия | Подготовить мышление учащихся к осознанию ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности. | Практический (чистописание) Словесный «дополни фразу» Практический (Предупредительный диктант) | Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. Выполните ниже минутку чистописания. Обратите внимание на слайд. Даны правила глагола и имени существительного, но с пропусками. Эти пропуски нужно заполнить. Обговорите в парах. Давайте проговорим. Следующее задание состоит в том, что вам нужно будет распределить слова в два столбика, но перед записью мы будем с вами проговаривать выбор. На столе у вас лежат карточки с таблицей, куда вы будете записывать слова. Первая колонка существительное, вторая колонка глагол Слова: бег, бежать, рисунок, рисует, течет, течение, пение, поет, игра, играть. (пример проговаривания: первое слово бег. Куда запишем? «в первую колонку». Почему?) (и так со всеми словами, только ученики объясняют сами каждое слово перед записью) Чем отличается глагол от существительного? | Выполняют чистописание Распознают имена существительные и глагол. Сравнивают части речи, задают вопросы к глаголам и именам существительным. Пишут под диктовку | И П Ф | Презентация Презентация Карточка | Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | распознавать имена существительные; распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова отвечающие на вопрос «Что?» ; писать под диктовку текст | П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | активность, инициативность |
3. Этап локализации индивидуальных затруднений | Организовать анализ учащимися для осознания места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий. | Словесный (беседа) | Что мы сейчас с вами делали? Так о чем же мы будем говорить с вами? | Корректно и аргументировано высказывают свое мнение | Ф | Карточки | Контроль учителя | формулировать устно простые выводы. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | активность, инициативность |
4. Этап построения проекта коррекции выявления затруднений | Организовать постановку цели коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Словесный (беседа) Практический (планирование) | Какую цель на урок мы поставим? Какая тема урока? Что может в достижении цели? План: 1.Повторить понятие глагол и его употребление в речи 2.Сделать вывод 3.Закрепить знания Также у вас лежат листы самооценки. На протяжении урока вы будете оценивать свою деятельность. | Говорят цель и тему урока Расставляют план в правильном порядке | Ф П | Карточки с планом | Контроль учителя Взаимоконтроль | формулировать устно простые выводы. | П: с помощью учителя формулировать Р: планировать действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий. | активность, инициативность |
5. Этап реализации построенного проекта | Способствовать осмыслению коррекции учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Словесный (беседа) Практический (объяснительно письмо) Словесный (беседа) Словесный (обобщение) Практический «комментированный диктант» | Какой первый пункт плана? Найдите задание 2 на рабочем листе. Прочитайте стихотворение. Теперь вслух. Обговорите в парах основную мысль и тему текста. На это вам дается 1 минута. Давайте проговорим вслух. Хорошо! Теперь самостоятельно найдите глаголы и подчеркните их. Давайте проговорим. Какие глаголы выписали? На какой вопрос отвечают данные глаголы? Что они обозначают? Как обозначаются глаголы в предложение? Каким членами предложения являются глаголы? Обратите внимание на слайд. Прочитайте пословицы. Какая пословица подойдет к теме и основной мысли текста? Хорошо! Молодцы. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность на листах самооценки. Какой следующий пункт плана? Сделаем вывод. Обговорите в парах, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, какой чертой подчеркивается в предложении и каким членом предложения является. Какой вывод мы можем сделать? Глагол – это? Давайте проверим, откройте учебник на странице 99. Найдите правило в оранжевой рамке. Зачитайте его. Правильно мы с вами сказали? Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность на листах самооценки. Физминутка Какой следующий пункт плана? Сейчас я буду диктовать вам слова, вы записываете только глаголы, а также последовательно, в момент написания, комментировать свой выбор. Идти, стол, бег, бежать, петь, пить, привлекательный, сидящий, сидеть, цветник, цветут. | Обговаривают в парах основную мысль текста и тему. Находят глаголы. Сравнивают слова, Задают вопросы к глаголам. Подчеркивают главные члены предложения. Подбирают пословицу. Делают вывод Распознают глаголы. Задают вопросы глагола. Отличают глаголы от других частей речи | П Ф И Ф Ф Ф | Карточки Карточки Карточки Учебник Тетрадь | Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | определять тему текста и основную мысль текста; распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи; находить главные члены предложения; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; Делать выводы распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; | П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании активность, инициативностьи самостоятельность |
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи | Способствовать закреплению способов действий, вызвавших затруднения. | Практический (объяснительный диктант) | Сейчас я вам прочитаю текст. Далее я еще раз буду читать текст, ваша задача выписать только глаголы и определить у них число. После завершения последует объяснение. Весна вступает в свои права. Уже давно не трещат морозы. Солнце ласково пригревает землю. Тёплый ветер пробегает с высоких вершин сосен. Появилась молодая травка. На деревьях радостно зазеленела листва. Смолой пахнут душистые почки. Вот в овраге текут и звенят голосистые ручьи. На лесных полянах зацвели белые и голубые подснежники. Проснулись после долгой зимы хлопотливые муравьи. Скоро прилетят и запоют соловьи. Они не станут беречь свои голоса. Для птиц приход весны – главный праздник! Давайте проговорим. Какой пункт плана мы выполнили? Оцените свою деятельность на листах самооценки. | Распознают глаголы. Определяют число у глаголов | Ф И Ф | Карточка с текстом Тетрадь | Контроль учителя Самоконтроль Контроль учителя | распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; определять грамматические признаки глаголов: число Делать Выводы | П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение | активность, инициативность, и самостоятельность активность, инициативность |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Способствовать интериоризации способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Практический (упражнение) | Найдите на рабочих листах задание 3 Найдите них глаголы. Подчеркните их. Напишите над глаголами вопросы. Давайте сверим с эталоном ответа. Если верно и нет ни одной ошибки, встаньте. Если есть ошибки топните 1 раз. | Находят глаголы. Определяют вопрос глаголов. Сравнивают глаголы с другими частями речи | И | Карточки | Самоконтроль | распознавать глаголы; отличать глаголы от других частей речи; находить главные члены предложения; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; | П: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц | активность, инициативность, самостоятельность |
8. Этап заключения в систему знаний и повторения | Способствовать применению способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | Словесный (беседа) | Какой был девиз урока? «Учение – путь к умению». Получили ли вы сегодня новые знания? Как вы их получали, что для этого делали? Давайте проанализируем ваши листы самооценки. | Отвечают на вопросы учителя | Ф | Карточка с поговоркой Презентация PowerPoint | Контроль учителя | формулировать устно простые выводы. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | активность, инициативность |
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Создать условия для осознания учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной | Словесный (беседа) Беседа (дополните фразу) | Какая была цель урока? Достигли ли мы ее? Дополните фразу. Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… | Отвечают на вопрос Дополняют фразу | Ф И | Презентация PowerPoint | Контроль учителя Самоконтроль | Формулировать простые выводы | Р: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение | активность, инициативность |