СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Наука побеждать"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе "Наука побеждать". По повести В.Быкова "Альпийская баллада"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Наука побеждать"»

Конкурс профессионального мастерства педагогов
образовательных учреждений

«Мой лучший урок»










Урок литературы

в 11 классе по теме:

«Наука побеждать»

/по повести В. Быкова «Альпийская баллада»/








Силаева Наталья Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 4» г. Калуги

















2019 год


Пояснительная записка


Урок по творчеству В. Быкова входит в программу по литературе в 11 классе в раздел «Литература ХХ века». Программой предусмотрено изучение произведений В. Быкова по выбору учителя.

Урок по повести В. Быкова «Альпийская баллада» построен по принципу групповой деятельности учащихся и призван решить следующие задачи: интегрировать знания по теории литературы; систематизировать, укрепить, развить и расширить те навыки анализа текста в аспекте отдельных литературоведческих категорий, как тематика, проблематика, жанр, тропы, символ и др.; развивать представление о специфике литературы в ряде других искусств, образное и аналитическое мышление, литературно-творческие способности; учиться понимать авторскую позицию; формировать умение сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений; определять и использовать разные источники, включая работу с книгой, использование ИКТ; совершенствовать умения организовывать совместную деятельность при анализе художественного произведения; воспитывать ответственность за результат работы.

Концептуальной основой урока является понимание содержания художественного произведения как динамической системы, неотъемлемой составной частью которой выступает компетенция читателя. Данный урок имеет практическую направленность.

Подготовительный этап урока предусматривает деление учащихся на пять групп (библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники), каждая их которых проводила небольшую исследовательскую работу и, отвечая на определённый круг вопросов, учащиеся должны были презентовать свои выступления.

Проблемный вопрос «На что способен человек, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца?» стал отправной точкой в уроке по повести Василя Быкова «Альпийская баллада». Современным школьникам необходимо понимать, что значит «Наука побеждать», и при осмыслении этого помогают произведения о войне как величайшей трагедии народа.

Эмоциональный настрой урока во вступительной части был направлен не только на развитие ассоциативного мышления учащихся, но и на формирование понятийного значения слова. Весь трагизм, который вмещается в слове «концлагерь», подтверждается слайдами презентации. На них вместе и документальными снимками фашистских бесчинств высвечиваются страшные высказывания Гитлера и других идеологов третьего рейха, читая которые, убеждаешься в губительной и разрушительной силе идеи фашизма.

Предельная приближённость к человеку на войне, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном эпизоде, чаще всего трагедийном, - вот что отличает произведения такого писателя, как В. Быков. Личный фронтовой опыт писателя подсказывал ему делать упор на описании трудностей жизни на войне, он считал их преодоление не меньшим подвигом, поэтому формирование образа автора должно стать на уроке связующим звеном с анализом самого произведения. Эту работу проводила группа библиографов, рассказывая не только о писателе, но и о предыстории создания повести «Альпийская баллада».

Основная часть урока посвящена анализу литературного произведения как художественного целого с использованием понятийного языка литературоведения (работа группы литературоведов, которая основывалась на осмыслении названия повести и через нахождение признаков баллады как лирического романтического жанра), как эстетического феномена и в контексте творчества автора и литературного процесса (большая работа группы лингвистов направлена на осмысление эстетической функции языка художественного произведения, выявление признаков художественной речи: эпитеты, изобразительные возможности фонетических, лексических и грамматических ресурсов языка; имя собственное в художественном тексте, символика и её роль в повести). В уроке нашёл отражение деятельностный подход, который проявлялся в установке на формирование у школьников способности творческого чтения, критического мышления (работа группы критиков), умения вести дискуссию, соотнося различные точки зрения, информационно перерабатывать текст, участвуя в целостном анализе произведения, сопоставляя эпизоды художественного текста и художественного фильма, что явилось кульминационным моментом урока.

Творческая часть урока представлена эскизами по составлению обложки книги и иллюстрации к повести. За неё отвечала группа художников, отражая в своих работах символическую особенность повести «Альпийская баллада».

Самостоятельная работа школьников при изучении художественного произведения проявилась и в выполнении домашнего задания творческой направленности. Через понимание слов Ю. Нагибина «Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших…», через освоение конкретного литературного материала выявляется личностная трактовка учащимися художественного текста при учёте существующих точек зрения на конкретное произведение. К творческому домашнему заданию учащиеся готовились в течение всего урока. В процессе выступлений учащиеся прослеживали на уроке взаимосвязь между группами, заполняя опорные карты по изучению повести «Альпийская баллада» (Приложение 1).
























«Альпийская баллада»

Ход урока

Цели:

  • формирование навыков взаимо- и самоконтроля;

  • совершенствование умений организовать совместную деятельность при анализе художественного произведения;

  • развитие ассоциативного мышления, умений оперировать языковым материалом;

  • воспитание ответственного отношения к результатам работы.



Оформление:

  • презентация

  • словарь: гефтлинг* – заключённый;

клумпесы* - деревянная обувь, колодки;

Триест* - провинция в Италии; порт на берегу Адриатического моря



  1. Вступительное слово учителя:


Более полувека назад фашистская Германия начала захватническую войну против СССР. Эта война продемонстрировала, с одной стороны, массовый патриотизм, героизм, великую жертвенность нашего народа, с другой стороны, принесла Отечеству неисчислимые беды и страдания.

Сегодня на уроке мы поговорим о проблеме героизма, о возможностях человеческого духа, проявляющихся на войне, по повести В. Быкова «Альпийская баллада». Запишите тему урока: «Наука побеждать».

Работать нам предстоит в группах (их пять: библиографы, литературоведы, лингвисты, критики и художники). Несмотря на то, что каждая группа проводила небольшую исследовательскую работу (подготовили презентацию в качестве иллюстративного и наглядного материала), мы попытаемся вместе вслед за автором ответить на вопросы, поставленные в повести:

  • Что такое человек перед сокрушительной силой обстоятельств?

  • На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и уйти от смерти невозможно?

В процессе выступления товарищей вы будете заполнять опорную карту, которая поможет вам справиться с творческим домашним заданием.


  1. Работа на развитие ассоциативного мышления

    • Какие ассоциации возникают у вас со словом КОНЦЛАГЕРЬ?


Учитель: возможно, ваши ассоциации усилятся, когда вы посмотрите слайды. (Показ слайдов с фотографиями фашистских концлагерей с саморазоблачительными высказываниями вождей и идеологов третьего рейха из книг Гитлера «Майн кампф», Отто Штрассера «Гитлер и я», Раушнинга «Гитлер мне говорил»):

  1. «В Европе может существовать только одна великая держава, и этой державой должна стать Германия… Все остальные нации – ублюдки…» / Гитлер/

  2. «Всё, что не принадлежит к хорошей расе, является отбросами». / Гитлер/

  3. «Мы теперь начинаем свою историю Европы. Но она не будет написана чернилами. Наши чернила – кровь». / Геринг/

  4. «Народ, который считает Льва Толстого великим писателем, не может претендовать на самостоятельное существование. Россия должна быть вычеркнута из списка европейских держав». /Гитлер/

  5. «Территорию России населяет низкокачественная раса славян, не способных создать собственную государственность, собственную культуру.» / Гитлер/

  6. «Национальный империализм связан с кровью и в ней находит своё оправдание. Кровь – это формирующий историю импульс.» / Розенберг/

  7. «Убивайте каждого, кто против нас, убивайте, убивайте … убивайте!!!» / Геринг/

  8. «Кто нас не любит, тот должен нас, по крайней мере, бояться, чтобы он не осмелился поднять на нас руку.» / Геббельс /

  9. «Малообразованный, но физически здоровый человек … полезнее для общества, чем умственно развитый человек.» / Гитлер/

  10. «Только жестокость приближает человека к движению. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого.» / Гитлер/

  11. «Мне нужны люди с крепким кулаком, которых не останавливают принципы, когда надо укокошить кого-нибудь… Мир может управляться лишь путём страха.» / Гитлер/


Учитель:

И это говорил и внушал свои страшные идеи другим вегетарианец, уничтоживший 50 миллионов человек.

Нельзя позволить вновь разрастись фашистской идеологии, нельзя позволить, чтобы вновь появились лагеря смерти. В этом убеждает нас своим творчеством белорусский писатель Василь Быков.

Слово о писателе и его произведении предоставляем группе библиографов. Слушая своих одноклассников, вы, ребята, не забывайте заполнять опорные карты.


3. Выступление группы «Библиографы»

/Василь Быков был верен одной теме – теме Великой отечественной войны. Кто-то из исследователей его творчества заметил, что в сердце писателя «стучал пепел сожжённых белорусских деревень». Действительно, за годы войны на территории Белоруссии фашистами было сожжено 186 деревень, где не осталось ни одной семьи; там же существовало около 260 лагерей смерти; погибли 2 миллиона 230 тысяч человек – каждый четвёртый житель этой многострадальной страны.

Белоруссия – родина В. Быкова. Он родился 19 июня 1924 года в деревне Бычки Витебской области, в обычной крестьянской семье. Увлекался творчеством белорусского писателя Якуба Коласа; из русских писателей выделял Л.Н. Толстого, отмечая его «способность вобрать в себя и осмыслить целые эпохи с их сложностями и противоречиями», Ф.М. Достоевского, поразившего Быкова «необычайной углублённостью в человека, в его внутренний мир». «Моей писательской природе близка также проза Пушкина», - говорил Быков.

Однако в юности он не помышлял о писательском труде. После окончания школы он поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища.

Когда началась война, Быкова направили в инженерный батальон, на строительство оборонных укреплений. Он участвовал в тяжёлых боях на юго-западном фронте; после окончания пехотного училища в Саратове, получив звание младшего лейтенанта, снова воевал на Украине, в Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии – до самой Победы; дважды был ранен.

В. Быков как признанный мастер (лауреат Государственной и Ленинской премий) прожил нелёгкую жизнь. Начиная с середины 90-х годов, пережил травлю в государственной прессе и запрещение произведений. Уже тяжело больным писатель вынужден был покинуть родину и жить за границей. В Чехии он перенёс сложнейшую операцию. В 2003 году писатель вернулся в Минск, где ему оставалось жить совсем недолго. Символической стала дата смерти человека, верного своей теме в литературе, - 22 июня 2003 года/




Учитель:

Как участник войны, как фронтовик Быков счёл себя обязанным рассказать правду о ней – не только от лица тех, кто выжил, кто остался на полях сражений.

Каждое произведение этого писателя становилось событием. Повесть «Альпийская баллада» появилась в 1964 году и имела огромный успех.

  • Расскажите предысторию создания повести.

/ В. Быков вспоминал: «Это произошло в конце войны в Австрийских Альпах. Здесь был глубокий тыл немецкого рейха и, как всюду в его тылу, было много работавших на войну промышленных предприятий и, конечно, всяческих лагерей. Однажды мы заняли какой-то городок и ждали новой команды. Длинная колонна артполка замерла на окраинной улочке. И вдруг возле одной из дальних машин на глаза мне попалась девушка – щупленькая черноволосая, в полосатой куртке и тёмной юбочке. Она перебирала взглядом лица бойцов в машине и отрицательно вертела головой.

- Кто есть Иван? – спрашивала она.

Разумеется, Иванов у нас было много, но не один из них не показался ей тем, кого она разыскивала. Мы спросили, какого Ивана она ищет. Девушка рассказала примерно следующее: её зовут Джулия, она итальянка из Неаполя. Год назад, летом 1944 – го, во время бомбёжки военного завода она побежала в Альпы, где встретила русского военнопленного. Несколько дней они блуждали в горах, перешли горный хребет и однажды в туманное утро напоролись на полицейскую засаду. Её схватили и бросили снова в лагерь, а что случилось с Иваном, она не знает.

Я вспомнил об этой истории спустя 18 лет, когда занялся литературой. И тогда я прочитал всё то, что вы прочитали в «Альпийской балладе».


  • А как читали это произведение вы? Каковы ваши читательские впечатления?

/Повесть читается на одном дыхании. Этому способствует и напряжённый сюжет, и контраст между светлым чувством любви и той трагической ситуацией, в которой двое молодых людей оказались./


Учитель:

Автор заставляет читателей не отрываясь следить за развитием событий, переживать вместе с героями и сочувствовать им.

  • Расскажите кратко о героях. Кто они?


4. Выступление группы «Критики»

/ В центре повествования – обычный рядовой боец Иван Терешка. Он родом из Белоруссии, это физически крепкий 25-летний парень. Знакомый ему с детства крестьянский труд закалил его, сделал сильным и выносливым.

Волею случая Иван оказался в плену. Эпизод пленения постоянно преследует его в ночных кошмарах (ведь тогда, согласно закону военного времени, сдаться в плен означало оказать пособничество врагу; должен застрелиться, но не позволить врагу захватить тебя живым). Недаром писатель заостряет внимание на этой проблеме. «Нельзя срывать злость на пленных, - с горечью думает Иван, - плен не проступок их, а несчастье, они не сдались в плен – их взяли, а некоторых даже сдали, предали – было и такое».

Джулия Новелли – итальянка из Неаполя, воспитывалась в богатой семье, но оставила благополучие ради возлюбленного, который был коммунистом. Она гражданская пленная. Воспользовавшись взрывом так же, как и Иван, она бежит из лагеря. Писатель с любовью описывает девушку, подчёркивая, как она красива, изящна, хрупка: у неё чёрные выразительные глаза, густые волосы, гибкая и тонкая фигура, звонкий смех. Благодаря образу Джулии, герой проходит проверку любовью).

  • Что пришлось испытать Ивану во время четвёртого побега?

/Герою приходится терпеть физическую усталость, голод, холод, нравственные муки: вспомним эпизод с «гефтлингом»-немцем, тоже бежавшим из лагеря и грозящим Ивану гестапо (дать или не дать ему хлеба – и всё же дать), или эпизод с австрийцем, у которого Иван в силу обстоятельств отбирает буханку хлеба и тужурку. Нравственное чувство человека, привыкшего трудиться, а не разбойничать, мешает Ивану успокоить свою совесть. Писатель подчёркивает, что в сердце героя живо милосердие и сострадание (даже к животному, с которым пришлось Ивану сразиться), несмотря на жесточайшие условия, в которых он оказался).

  • Какие эпизоды произведения ярко свидетельствуют о том, что в Иване жив человек, живо его человеческое достоинство?

  • Какие художественные средства помогают писателю сопоставить собаку и человека?

  • Чем закончилась схватка человека и собаки?


5. Выступление группы «Лингвисты»

Глаголы:

Собака

Человек

царапнула

хрястнуло

выпал

ударить

взвизгнула

рванулся

не устоял

успел схватить

дёрнулся

выскользнул

поймал

выбросил

дышала

бросился

стараясь подмять

начал душить

выгнул

скулил

двинул

затянул

приподнялся

подвинулся

сжался

трепетала

не вскакивал

завизжала

опасался

схватил

проползла


покатился



Эпитеты:

Собака

Человек

точный

бессильный

сильно

осторожных

сильно

сильный

жгуче

медленно

резко

чертовски силён

дикими


часто

отчаянно

устало


злобно

судорожно

последним усилием


беспомощно

тихо

дрожащие



/ Иван уподобился животному, он яростно сопротивляется, понимая, если не победить пса, то придётся распрощаться со свободой и жизнью. Глаголы обозначающие не просто действия, но действия отчаянные, волевые; характерные эпитеты (многие повторяются в описании и собаки и человека) помогают передать динамику боя, увидеть огромную жажду жизни… Это заметно и на фонологическом уровне: помогает передать бой человека с животным аллитерация (звуки с-з; ж-ш; р), которые передают шум, хрипы, стоны, лязг собачьих зубов, удары… Невольно вспоминаются строки из лермонтовской поэмы «Мцыри» (бой с барсом):

И мы, сплетясь, как пара змей,

Обнявшись крепче двух друзей,

Упали разом, и во мгле

Бой продолжался на земле.


И я был страшен в этот миг;

Как барс пустынный, зол и дик,

Я пламенел, визжал, как он;

Как будто сам я был рожден

В семействе барсов и волков…


Как и Мцыри Иван побеждает не только в физическом смысле, но и в нравственном: «Тогда он поднялся на ноги и, отступив в сторону, схватил в траве камень. Хотел им ударить собаку, но тут же раздумал…»


  • Как вёл себя Иван в плену? Смирился ли он?

/ Плен изменил Ивана, никогда не считавшего себя «смельчаком», укрепил его дух, воспитал характер. «В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев. За прежние бои получил три бумажки с благодарностью от командования да две медали «За отвагу» и думал, что на большее не способен. И уже в плену, где некому было ни вдохновлять на героические подвиги, ни награждать, где за малейшее неповиновение платили жизнью, в нём как-то сами собой проявились дух непокорства, дерзость и упрямство.»

  • В какой сцене особенно проявляется дух непокорства?

/ Столкновение героя с командофюрером Зандлером, который приказывает Ивану почистить ботинки. Иван смиряется, потому что готовит себя в данную минуту совершенно к другому. Ивану приходится терпеть даже то, что немец стряхивает ему на голову пепел со своей сигареты. Только когда Иван видит презрение к себе в глазах пленных женщин, он уже не в силах сдержать свой гнев – бьёт офицера по лицу… От смерти Ивана спас внезапно прозвучавший взрыв, и это обеспечило ему возможность бежать, заодно прихватив пистолет Зандлера./


Учитель:

Ещё один важный момент в изучении произведения – это смысл названия повести.

  • Как вы объясните смысловое название повести?


6. Выступление группы «Литературоведы»

/ Баллада* - жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер: стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему с острым напряжённым сюжетом; характерны трагизм, таинственность, отрывистое повествование, драматический диалог; главная тема – столкновение с судьбой, роком./


  • Какие черты жанра баллады мы находим в повести Быкова?

/ В произведении присутствует и историческая тема, и трагизм, и драматический диалог – вспомним хотя бы разговоры героев о довоенной жизни Ивана, расспросы Джулии о родине Ивана, о деревне, о колхозах…

И всё же баллада – это жанр романтический. И у Быкова без романтики не обошлось, всё-таки баллада альпийская: в ней писатель воспевает такую любовь, которая в итоге побеждает холод и голод, муки и страдания, войну и смерть. А романтический пейзаж (альпийские маковые луга, «дремучая первозданность гор») символизирует одухотворённость светлого чувства любви./


Учитель:

Любовный сюжет в «Альпийской балладе» обогатил повесть, и он неотделим от истории побега.

  • Критик Л.И. Лазарев признаёт интересной историю побега и преследование немцами беглецов, но ему решительно не по душе любовный сюжет повести. «Зачем понадобилось в повести эта история короткой, внезапно вспыхнувшей наперекор житейским обстоятельствам, всем смертям назло – любви?»

  • Согласна ли с мнением Лазарева группа критиков?

/ Лазарев положительно ошибается, когда говорит о короткой любви. Это не внезапная любовь. Прежде чем сблизиться, герои пройдут долгий и трудный путь. Между ними целая пропасть: их разделяло всё, начиная с языка и кончая привычками, образом мыслей, чувств. Они медленно приближались друг к другу, преодолевая взаимную неприязнь, недоверие, непонимание, отбиваясь от преследований, борясь с холодом, голодом… Сама жизнь-борьба ведёт героев к их выстраданному счастью. Судьба подарила Ивану и Джулии всего три дня. Это немного с т. зр. обычной человеческой мерки. Но у подлинного счастья иная мера./


  • Из 24 глав повести 6 посвящены любви героев. Что поражает вас при чтении этих глав?

/На время читатель забывает о том, при каких обстоятельствах встретились и полюбили друг друга герои. Да и они сами словно забыли об окружающей их жестокой реальности. Вокруг них – сказочная красота: великолепие природы, луга альпийских маков, солнечный свет и тепло. Светлый пейзаж символизирует чистоту и святость чувств героев./


Учитель:

Ребята, вы заметили символичность пейзажа этого произведения. «Литературоведы», рассказывая об особенностях жанра баллады, говорили о яркости и даже экзотичности романтичного балладного пейзажа.

  • Какие символические пейзажные детали нашли «Лингвисты»? Объясните их смысл.

/ Мак: на Украине этот цветок считали символом красоты и молодости; в Белоруссии сохранён свадебный обряд – раздавать кашу из пшена и мака, как приносящую счастье; у немцев считается символом плодородия, а ещё существует поверье, будто мак растёт всегда в изобилии на полях битв: «Это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается к нам из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит нас молиться об упокоении их душ».

Небо: традиционный символ и даже перифраз Бога. Небо символизирует справедливость, вечность, лучшее, что есть в человеческой душе. Если вспомнить героев Толстого (князя Андрея Болконского и Пьера Безухова), небо – помощник их и собеседник. В романе «Война и мир» мотив неба сопровождает описание и Аустерлицкого, и Бородинского сражений. Героя Быкова преследует образ неба в последние секунды его жизни.

«Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого неба, не много, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нему серыми облаками…

Да! всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба…» («Война и мир»)


«Он долго смотрелся в небо – один на один со вселенной, с сотней звезд, больших и едва заметных ,серебристой тропой Млечного Пути через всё небо, - и тревожное беспокойство все настойчивее вторгалось в его душу…» («Альпийская баллада»)


  • Считаете ли вы символичными имена героев?

/Джулия* (итал.) ассоциируется с героиней трагедии Шекспира – Джульеттой (оба этих имени из рода Юлиев – «кудрявая, пышная»;

Иван* - «Божья милость» (он был послан Джулии для её спасения)./


  • Какой эпизод является кульминационным?

(Просмотр эпизода художественного фильма режиссёра Бориса Степанова, в ролях Станислав Любшин и Любовь Румянцева)

  • Какие чувства испытывает Иван в эти минуты?

/Преследуемые врагами, герои попадают в западню: сзади немцы с собаками, впереди – мрачное ущелье. Этот эпизод – кульминация всего произведения: жизнь против смерти, любовь против ненависти, сила духа против оружия. Выбора нет. В любом случае – смерть. И Иван совершает невозможное./


Учитель:

Режиссёру удалось передать остроту этого момента. Но фильм снят по книге. А когда мы берём в руки книгу, первое, что бросается нам в глаза – обложка. Слово группе художников.


7. Выступление группы «Художники»

(Должны были продумать обложку и прокомментировать её содержание. К каким эпизодам нарисовали иллюстрации? Почему?)

  • Какая иллюстрация, на ваш взгляд, точнее отражает авторский замысел? Запишите ответ в опорную карту.



Учитель:

Повесть Быкова заканчивается эпилогом, точнее письмом Джулии Новелли, которое она написала в белорусскую деревню Терешки.

  • Прочитайте ключевые слова эпизода. Каково значение эпилога?

/ «Конечно, вы не забыли то страшное время в мире – чёрную ночь человечества, когда с отчаянием в сердцах тысячами умирали люди. Одни, уходя из жизни, принимали смерть как благословенное освобождение от мук, уготованных им фашизмом, - это давало им силы достойно встретить финал и не погрешить перед своей совестью. Другие же в героическом единоборстве сами ставили смерть на колени, являя человечеству высокий образец мужества, и погибали, удивляя даже врагов, которые, побеждая, не чувствовали удовлетворения – столь относительной была их победа.»

Устами итальянской женщины писатель показывает, какой след в душах многих тысяч людей оставил подвиг простого солдата, что такое «наука побеждать»./


8. Итог:


Учитель:

Познакомьтесь с высказываниями (высказывания расположены на цветках мака, каждая группа берёт одно высказывание). Каждое из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над повестью В. Быкова «Альпийская баллада».

  • Как вы понимаете эти высказывания в контексте данного произведения? Прокомментируйте их.


    • Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека Младший)


    • Жизнеутверждающих чувств много: горе и преодоление горя, страдание и преодоление страдания, преодоление трагедии, преодоление смерти.

(М. Горький)


    • Для многих европейцев Вторая Мировая война – это ущемление прав и недостаток свобод, неудобства и дефицит продуктов. Для нас – это борьба за право жить на белом свете.

(Константин Хабенский, актёр, режиссёр)


    • Под предлогом продвижения «национальной идеи» некоторые политики готовы идти даже на искажение итогов Нюрнберга, закладывая в умы молодого поколения идею о параллелях между преступлениями фашистского движения и подвигами советских солдат. Уничтожение памятников — атака на историческую память нынешних поколений и лишение памяти будущих.

(Мария Захарова, представитель МИД России)


    • Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших. (Ю. Нагибин)


Учитель:

Елена Сенявская, профессор, доктор исторических наук говорила: «Историческая память – это ядро национального самосознания. И её искажение разрушающе влияет на духовную самобытность народа. Когда этим пересмотром занимается политическая элита, это чревато серьёзными последствиями. Им не простит собственный народ».

Если мы будем помнить о погибших советских солдатах в годы Второй Мировой войны, тогда «мы вернём их к жизни» - так утверждал писатель Юрий Нагибин.


Д.З. Напишите мини-сочинение, прокомментировав слова Ю. Нагибина: «Каждый погибший откупает у гибели другого… Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло и исполнится самая заветная человеческая мечта – вернуть к жизни погибших».