МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАХЧИСАРАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
С РУССКИМ И КРЫМСКОТАТАРСКИМ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ
ИМЕНИ ИСМАИЛА ГАСПРИНСКОГО»
ГОРОДА БАХЧИСАРАЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Конспект урока по биологии
Тема:
«Общая характеристика простейших»
8 класс
Ваапова Сайде Энверовна
Учитель биологии
г. Бахчисарай, 2024
Дата – 07.11
Урок № – 18
Тема: Общая характеристика простейших.
Цель: изучить простейших - обитателей различных водоемов. Рассмотреть особенности строения и процессов жизнедеятельности амебы обыкновенной как одноклеточного животного; познакомиться с представителями различных систематических групп простейших; выделить особенность паразитического образа жизни споровиков, объяснить причины возникновения малярии. Проверить знания о истории развития и современном состоянии зоологии.
Планируемые результаты:
Предметные УУД:
- объяснять значение понятий: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности Простейших
- различать простейших с автотрофным и гетеротрофным типом питания;
- выделять систематические группы простейших и различать их представителей на рисунках;
Метапредметные УУД
Познавательные:
- устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками;
- работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- работать по плану, сверять свои действия с целью;
- самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач;
- определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения;
- выбирать средства достижения цели.
Коммуникативные:
- слушать учителя и одноклассников;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
- выражать свои мысли согласно задачам коммуникации.
Личностные УУД:
- формирование экологического мышления;
- развитие познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оборудование,ТСО: презентация
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверяю готовность детей к уроку. Приветствие, положительный настрой на урок.
Проверим готовность к уроку. У всех ли на партах лежат учебники, тетради и письменные принадлежности? Поднимите руку, у кого чего-то не хватает.
(Педагог осматривает класс, при необходимости помогает ученикам подготовиться к уроку)
Напоминаю о правилах поведения на уроке. Не забывайте поднимать руку, если хотите
что-то сказать или спросить. Старайтесь не перебивать друг друга и меня. Будьте
внимательны и активны.
И последняя просьба — пожалуйста, отключите свои мобильные телефоны или
переведите их в беззвучный режим. Это поможет нам сосредоточиться на уроке и не
отвлекаться.
Все готовы начать? Отлично, тогда приступим!
2.Актуализация знаний.
Фронтальный опрос по д/з. Тест в презентации учителя
3. Мотивация
«Водная гладь озер, морей и рек кажется в солнечный день ясной и прозрачной. Если взять стакан воды из реки и посмотреть на свет, то и на свету вода покажется чистой, как воздух. Так ли она чиста на самом деле? Поместим каплю этой воды под микроскоп и станем рассматривать. Неведомый мир откроется перед нами. Капля похожа на маленький прозрачный пруд. Множество юрких созданий шныряет во все концы этого крохотного пруда. Одни круглые, как мячик, другие похожи на яйцо. У третьих тело вытянутое в виде трубки, а четвертые наделены изогнутой ножкой. У одних на теле имеются маленькие реснички, у других – жгутики. Жизнь здесь бьет ключом!» Е. Голубева
Вопрос:
1.Что же это за существа?
2.Какие есть гипотезы, предположения?
На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.
Вопрос:
1.Какие вы знаете одноклеточные растения?
Но в природе, кроме одноклеточных растений существуют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.
Назовите тему урока и цели нашего урока?
4.Формирование новых понятий
Пояснительный рассказ с элементом лекции.
Простейшие — одноклеточные организмы, строение которых можно изучить только с помощью микроскопа. В клетке такого организма располагается цитоплазма с одним или несколькими ядрами. В настоящее время науке известно около 70 тыс. видов простейших.
Наука изучающая простейшие организмы — протозоология.
Одноклеточные беспозвоночные имеют простое строение, несмотря на это, такие процессы как обмен веществ, процессы пищеварения, дыхания, размножения и движения осуществляются так же как на уровне многоклеточного организма.
Следовательно, эта самостоятельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Одна единственная клетка выполняет у них функции всего организма. Движутся они с помощью ложноножек, жгутиков или ресничек. Обитают в пресной и соленой воде, почве, а также ведут паразитический образ жизни в теле человека и животных. Определенные виды простейших живут колониями.
Впервые одноклеточных рассмотрел под микроскопом голландский ученый Антони ван Левенгук.
Немаловажную роль играют большая численность и широкое распространение простейших в природе. Питаются они бактериями, одноклеточными водорослями или другими простейшими. В свою очередь, сами они служат пищей для множества животных. Особое внимание им уделяется при исследовании периодов возникновения и развития живых организмов на Земле, деталей возникновения мира многоклеточных беспозвоночных.
По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Наиболее изучены саркомастигофоры, ресничные и споровики.
Рис.1 Классификация простейших
Многие саркодовые обитают в морях и пресных водах (амеба) (рис.2), есть и паразитирующие виды (дизентерийная амеба).
Рис.2 Строение амебы обыкновенной
Некоторые саркодовые живут в почве и моховых подушках болот и лесов. Многие имеют внутренний или наружный (в виде раковинки: арцелла, радиолярия, диффлюгия) скелет (рис.3).
Рис.3 Раковинные саркодовые
У представителей корненожек форма клетки, постоянно меняясь, образует ложноножки. Это их органеллы захвата пищи и движения (рис.4).
Рис.4 Схема питания амебы обыкновенной
Размножаются корненожки простым делением клетки пополам (рис.5)
Рис.5 Деление амебы обыкновенной
При наступлении неблагоприятных условий (высыхание водоема, низкие температуры и т.п.) простейшие образуют защитную оболочку — цисту.
Представители жгутиковых имеют постоянную форму тела и передвигаются с помощью специальных выростов — жгутиков.
Трипаносома, лямблии и трихомонада являются паразитами и вызывают заболевания как у людей так и у животных. Лейшмания вызывает лейшманиозы, поражая кожу животных и человека. Переносчиком лейшмании является москит.
К колониальным формам жгутиковых относится вольвокс, который образует колонию в виде катящегося шара.
Представители имеющие хлоропласты (эвглена зеленая), питаются за счет фотосинтеза. Красный светочувствительный глазок позволяет им находить освещенные участки водоема (рис. 6).
Рис.6 Многообразие жгутиковых
У ресничных простейших (рис. 7) клетка устроена более сложно: имеются 2 ядра, клеточный рот, глотка. Сократительные вакуоли служат для удаления избытка воды из клетки.
Рис.7 Строение инфузории-туфельки
Размножаются ресничные как простым делением клетки, так и обменом ядрами. В частности в ходе сближения простейшие обмениваются малыми (генеративными) ядрами. Данный процесс представляет собой форму полового размножения — конъюгация (рис.8).
Рис.8 Конъюгация инфузории
Органом передвижения являются реснички. (инфузория-туфелька.) Форма тела у нее постоянная. Снаружи оно покрыто плотной тонкой защитной оболочкой.
Сувойки — одиночные или колониальные формы ресничных одноклеточных, ведущие прикрепленный образ жизни (рис.9).
Рис.9 Сувойки
Споровики — это класс паразитических простейших (рис. 10). У них нет органов захвата пищи и передвижения. В организм хозяина они попадают при кровососании (малярийный плазмодий) или с недоброкачественной пищей. Паразитируют в клетках, тканях и органах животных и человека.
Малярию переносят комары из рода Анофелес.
Рис.10 Схема развития малярийного плазмодия
1 — укус малярийного комара
2 — проникновение плазмодия в клетки печени
3 — первая стадия деления
4 — выход плазмодия из клеток печени с дальнейшим проникновением в кровяные тельца (цикличная стадия второго деления)
5 — зрелая стадия плазмодия (вновь попадает в тело комара)
У одноклеточных беспозвоночных простое строение. Эта самостоятельная жизнеспособная клетка — целый живой организм. Они питаются одноклеточными водорослями, бактериями или другими простейшими. По способам передвижения и особенностям размножения простейших делят на 7 типов. Рассмотрены 3 из них: саркомастигофоры, ресничные и споровики.
Одноклеточных животных — простейших изучает раздел зоологии протозоология
5.Физкультминутка
6.Закрепление изученного материала
Выполнение Л.Р.
Лабораторная работа №2
Тема: Исследование строения инфузории-туфельки и наблюдение за её передвижением. Изучение хемотаксиса.
Цель: изучить особенности строения и передвижения инфузории-туфельки.
Оборудование: инструктивная карта
Ход работы
Задание 1. Рассмотрите рисунок строения инфузории-туфельки, обозначьте ее части от 1-8.
Ответ:
Задание 2. Посмотрите видеоролик «Передвижение инфузорий». Ответьте на вопросы:
1) Как передвигается инфузория-туфелька?
2) Что такое хемотаксис?
Задание 3. Докажите, что инфузории имеют более сложное строение, чем саркодовые и жгутиконосцы и запишите вывод об инфузориях - как сложноорганизованных простейших.
Задание 4. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого их цифровые обозначения.
Инфузории
Инфузории относятся к _______________(А) животным. Инфузории имеют более сложное строение по сравнению с другими простейшими. Органоидами движений у инфузорий служат многочисленные ____________(Б). Для большинства характерно наличие двух ядер. Форма тела инфузорий___________(В). Непереваренные остатки пищи удаляются через_________(Г).
Список слов:
1) многоклеточные
2) постоянная
3) жгутики
4) одноклеточные
5) непостоянная
6) пищеварительная вакуоль
7) порошица
8) реснички
Критерии оценивания
Задание №1 | 8 баллов | Итого: 16 баллов «5» - 14-16 б «4» - 11-13 б «3» - 8-10 б |
Задание №2 | 2 балла |
Задание №3 | 2 балла |
Задание №4 | 4 балла |
7. Домашнее задание: Изучить § 3, 4, знать что называют хемотаксисом
8.Подведение итогов урока. Рефлексия
1. Сегодня я узнал(а)………………………………………………………………………
2. Было интересно…………………………………………………………………………
3. Было трудно……………………………………………………………………………
4. Я понял(а), что………………………………………………………………………….
5. Меня удивило…………………………………………………………………………...
6. Мне понравилось……………………………………………………………………….