СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему"Органы чувств" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему"Органы чувств" 3 класс»


















Конспект открытого урока

по окружающему миру в 3 классе

на тему:

«Органы чувств»














Класс: 3 класс

Предмет: окружающий мир

Тема. «Органы чувств».


Цель. Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия.


Задачи:

  1. Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;

  2. Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

  3. Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;

  4. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.


Планируемые результаты:


Метапредметные:


- Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2. Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.


- Регулятивные УУД:

1. Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2. Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.


- Личностные УУД:

1.Развивать положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Формировать первичные умения оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.


- Коммуникативные УУД:

1. Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2. Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.




Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, исследование, экспериментирование, игра, логические рассуждения.


Материалы и оборудование:интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для исследования (4 баночки с разными ароматами, соль,сахар; 4 коробки, мячик, мягкая игрушка, сеточкаи т.п); кофе, лимон; кейсы с заданиями.


Тип урока: изучения новых знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы: фронтальная, групповая



















Ход урока


  1. Организационный момент


Прозвенел для нас звонок.

Вот и начался урок.

Очень много интересного

Предстоит на нём узнать.

Мы о нашем организме будем знанья получать.


- Ребята, сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости, поприветствуйте их своей улыбкой, пожалуйста. Подарите улыбку своим соседям по парте. Отлично, на этой доброжелательной ноте начнем наш урок.


  1. Актуализация опорных знаний


- Давайте вспомним, какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? Как он называется? (мы и наше здоровье)

- Для того, чтобы проверить ваши знания по пройденной теме, мы с вами поиграем.

- Поиграем мы в простую игру, давно вам знакомую «Потопаем-похлопаем». Я зачитываю утверждение, если вы с ним согласны, хлопаем, если нет – топаем и затем поправляем.


- Мы начинаем, слушайте, пожалуйста, внимательно:


1) Организм человека состоит из частей – органов (да)

2) Сердце и кровеносные сосуды образуют нервную систему (нет) Сердце и кровеносные сосуды – это кровеносная система, а нервную систему образуют Головной мозг, спинной мозг и нервы)

3) В пищеварительную систему входят желудок, кишечник. (да)

4) Легкие- орган дыхания (да)

5) Наука, изучающая строение тела человека называется гигиена (нет) гигиена- это наука о сохранении и укреплении здоровья, а строение тела человека изучает наука анатомия

6) Физиология – это наука, изучающая работу органов человека (да)

7) Иван Павлов – это великий русский поэт. (нет)


Молодцы! Вы отлично усвоили тему прошлого урока.


  1. Постановка темы и цели урока


Сегодня мы продолжим изучать организм человека.


Сейчас мы с вами снова поиграем. Я прошу вас быть очень внимательными.


- ПРЕЗЕНТАЦИЯ


– слушаем звуки. (Скрип двери, шум дождя, лай собаки, стрекотание сверчков, шум волн)

- Какой орган помогал нам услышать эти звуки? (УШИ) Как называется этот орган – УШИ? Орган СЛУХА. (на доску карточку)


- я приготовила вам баночки с ароматами. Ароматы довольно известные, я попрошу вас закрыть глаза, я буду подходить к каждому из вас и открывать баночку, а вы по запаху попытайтесь угадать, что там. ( Кофе, масло апельсина, чеснок, ванилин)

- Какой орган помогал определить вам, что в баночке? (НОС) Как называется этот орган у человека – НОС? Орган обоняния (на доску карточку)


- Сейчас я также попрошу закрыть вас глаза и теперь уже на вкус определить, что перед вами. (Сахар, соль, лимон) Какой орган помог вам определить продукт, который вы пробовали? (ЯЗЫК) Как называется этот орган у человека – ЯЗЫК? Орган вкуса (на доску карточку)


- теперь попробуем определить на ощупь, что в мешочке? (пластмассовый шарик, мягкая игрушка, сеточка для посуды) Какой орган помог вам определить продукт, который вы щупали? (КОЖА) Как называется этот орган у человека – КОЖА? Орган осязания (на доску карточку)


- А теперь внимание на слайд. Что мы видим на картинке, расскажите. Какой орган помог вам описать картинку? (ГЛАЗА) Как называется этот орган у человека – ГЛАЗА? Орган зрения (на доску карточку)


- УШИ, НОС, ГЛАЗА, КОЖА, ЯЗЫК – это органы … ? (Чувств)


Кто назовет мне тему нашего урока? (Органы чувств!)


- Нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи? (Это люди, которые что-то изучают, исследуют.)

- А где работают исследователи?(в лаборатории)

Так что же будет предметом нашего исследования? Мы будем исследовать человека.


Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы.

-Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – группы молодых учёных.


Давайте поставим цель нашего исследования.


сегодня мы попробуем разобраться, что это такое уши, глаза, нос, рот? И какую работу они выполняют.
ФИЗМИНУТКА


А чтобы ответить на все эти вопросы, мы откроем учебник на стр 125.

Каждой группе для исследования достанется свой орган чувств. Все необходимое вы найдете в папках на столах.



Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.


Повторим правила работы в группе.

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.


  1. Изучение нового материала

Давайте приступим к исследованию. Ребята работают в группах, каждая по своему заданию.


По истечению времени по очереди приступают к докладу.


  1. Орган зрения.


- С какого органа мы начнем разговор узнаем, если отгадаем загадку:

Брат с братом через дорогу живут,
А один другого не видит. (Глаза)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ


Вывод:

- Благодаря глазам мы видим окружающие нас предметы их цвет, форму, величину, можем читать, смотреть телевизор. При помощи глаз мы познаём красоту окружающего мира.


- А рассматривали вы когда-нибудь свои глаза?

- Рассмотрите глаза своего соседа по парте. Какой он формы?

- За то, что глаз круглый и плотный его назвали «глазным яблоком», весит глаз 7-8 грамм.

- Что ещё вы видите? /В глазном яблоке есть белая оболочка. А середина глаза не белая, а окрашенная/

- Окрашенная часть глаза называется радужкой. Какого цвета радужки у ваших соседей, загляните к ним в глаза?

- Глаза бывают разного цвета.

- Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Что ещё вы видите? /Чёрная точка – зрачок.

- Зрачок регулирует количество света.

- У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? /Брови, веки, ресницы/.

- Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба.

- На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней.

- Человек моргает в среднем 3 раза в минуту. Зачем?

- При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?


Правила

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.


Вывод: (Орган зрения очень важен.)

- Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».


ФИЗМИНУТКА (для глаз)


  1. Орган слуха.


О каком органе следующая загадка?

У зверушки –на макушке,

А у нас –ниже глаз..(уши)


Потрогайте ушную раковину. Сама она не слышит, а только улавливает звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной перепонке в среднее ухо, потом во внутреннее и в мозг.


Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.


ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ


Береги уши

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.



  1. Орган обоняния.


ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ


Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.


Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)


4.Орган вкуса


- Какой орган мы будем исследовать дальше, вы узнаете, отгадав загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь. / Язык /


ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ


- Эксперименты с языком вы проводите каждый день, когда принимаете пищу.

- А знаете ли вы, что язык весит около 50 граммов? За минуту он может совершить до 80 движений.


«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.


Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)


5. Орган осязания.

- И ещё одна загадка:

Зимой бывает вся в мурашках,
А летом загаром бронзовым покрыта. (Кожа)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ

(Рассматривание кожи)

- Какого цвета наша кожа? /Телесного/

- А бывает другого цвета? /Да, тёмного, у жителей Африки./

- Погладьте себя по руке. Какая кожа на ощупь? /Ровная, гладкая/

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Какой вывод мы сделаем? (Орган осязания тоже очень важен.)


  1. Роль головного мозга.


- Где же объединяются органы чувств? Есть одна особенность, которой обладает человек. Учёные говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг».

Как же это понять?

На слайде:

Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение.

Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.



5. Закрепление нового материала.


- Для закрепления нового материала, я предлагаю вам такое задание.

Перед вами лежит предмет в фольге. Есть предположения, что там?

Сейчас мы начнем разворачивать фольгу, обращая внимания на то, какие органы чувств мы будем использовать.

Разворачивают – шелест фольги. При помощи какого ограна чувств мы услышали шелест? (уши, орган слуха)

Увидели, что это мандарин (при помощи глаз, ограны зрения)

Какой он на ощупь? Гладкий. (кожа-орган осязания)

Понюхайте. Он пахнет. Запах Нового года, цитрусовый запах. (нос – орган обоняния)

Попробуйте – он сладкий, немного кислый. (язык – орган вкуса)


-Вот и закончилось наше исследование.

Это органы (глаза, уши, нос, язык, рука). А это чувства (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Какое название отсюда следует? (Органы чувств)


Игра «Чей голос»

Один человек выходит к доске, поворачивается спиной к классу, а одноклассники по очереди называют слово «школа». Ведущий должен угадать одноклассника по голосу.


6. Итог урока.


- Наш урок подходит к концу.

Все ли органы чувств у вас сегодня были задействованы?(Все)

-Ау наших гостей какие органы были задействованы?(Зрение, обоняние и слух)

-А вот, чтобы были задействованы и органы вкуса и осязания мы дарим вам эти фрукты, которые по запаху напоминают нам, что приближается Новый год.

Оценки за урок… Домашнее задание.







- Урок хочу закончить словами мудрецов:

Одному мудрецу задали вопрос: Что для человека важнее – богатство или слава?

Он ответил «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

А другой мудрец предупредил: «Мы замечаем, что самое ценное для нас –это здоровье, только тогда, когда у нас его уже нет»

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежнее всех о своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.


  1. Рефлексия:


-Мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По моей команде ваши ладошки соединятся в хлопке (знания объединились), и вы хором скажите «Спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.