Конспект урока по теме «Овощи. Огород»
Учитель: Прокуданова В.И.
Цели урока:
1. Расширить и активизировать предметный и глагольный словарь по теме.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными в роде и числе, образование относительных прилагательных, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
3.. Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Предметные картинки «Овощи», муляжи овощей, мяч, игрушка Лунтик, тарелки разной формы, раскраски овощей.
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость – Лунтик. Он прилетел к нам с Луны. На поляне он нашёл мешок, в котором лежат необычные предметы, давайте ему поможем!
Учитель показывает муляжи овощей, дети их называют.
Лук, капуста, морковь, картофель, огурец, баклажан, тыква, свёкла, помидор, перец.
Учитель. Как можно это назвать одним словом? (Овощи)
II. Беседа и рассматривание овощей.
Учитель: Лунтик, посмотри, это овощи, какие они все разные! Ребята, а давайте определим форму каждого овоща и разложим их по нужным тарелкам. У нас есть круглая, овальная и треугольная тарелка.
Дети поочереди : Огурец овальный, помидор круглый, морковь треугольная, баклажан овальный, тыква круглая, капуста круглая, перец треугольный и т.д.
Учитель. Ребята, а где растут овощи? Где Лунтику можно будет их найти? (На огороде)
Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно снимают их с грядки, чтобы не повредит.
Лунтик предлагает нам пограть в игру.
Игра «Где растут овощи? » (на земле, под землёй)
Как собирают овощи, которые растут на земле, на кусте (срывают, срезают)
Как собирают овощи, которые растут под землёй (выкапывают, выдёргивают)
Учитель показывает картинки, дети составляют фразу:
Морковь дёргают, картофель капают, капусту срезают, горох срывают, свёкла дёргают, кабачок срезают, помидор срывают.
Молодцы, ребята! Посмотрите, наш гость кажется устал! Давайте немного отдохнём.
Физминутка
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(дети изображают рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку)
Дидактическая игра “Повар и овощи”
-Учитель. Ребята, а давайте угостим Лунтика, приготовим из овощей что-нибудь вкусное.
- Сделаем из овощей салат
- Какой получился салат? (Получится овощной салат)
- Салат из капусты? (Капустный)
- Из свёклы? (Свекольный)
- Из кабачков сделаем икру. Какая у нас икра? (Кабачковая)
- Из картофеля сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное)
- Из помидор сделаем сок - томатный сок.
Много вкусных блюд можно приготовить из овощей.
Ребята, Лунтик, сказал мне, что очень любит играть в мяч, давайте с ним поиграем.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково»
Учитель. Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
Самомассаж фаланг пальцев. На каждый ударный слог - разминание фаланги одного пальца, направление массажных движений - от ногтевой фаланги (подушечки) к основанию пальца.
Левая рука: Правая рука:
Вырос у нас чесночок, Овощи мы собирали.
(Дети разминают указательный палец) (разминают мизинец)
Перец, томат, кабачок, Ими друзей угощали,
(средний палец) (безымянный палец)
Тыква, капуста, картошка, Квасили, ели, солили,
(безымянный палец) (средний палец)
Лук и немного горошка. (мизинец) С дачи домой увозили. (указательный палец)
Прощай же на год, Наш друг-огород. (машем - пока)
Ребята, Лунтику было очень интересно узнать много нового на нашем занятии, было весело играть с вами, он вам благодарен и принёс подарок.
Штриховка овощей цветными карандашами.
III. Итог урока.
Собрать вылепленные овощи в корзину.
Вспомнить, о чём говорили на уроке. Оценка работы детей.
