СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и технологическая карта урока на тему" Парные звонкие и глухие согласные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"»


Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык


Целевой блок

Тема:

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Педагогическая цель:


  • Совершенствовать навыки правописания парных согласных и глухих согласных в корне слова.

  • Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь, логическое мышление.

  • Воспитывать любовь к русскому языку, культуру общения, аккуратность и усердие.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1.Давать определение изучаемых понятий.

2.Выявлять отличительные признаки написания мягкого знака.

Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося

2.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

3.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные:

1.Умение планировать и регулировать свою деятельность.

2.Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.

*Познавательные:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учи­теля.

2.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Инструментальный блок

Задачи урока:

Знать способы проверки парных звонких и глухих согласных в корне.

Усвоить окончания падежных форм склоняемых частей речи.

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Учебно – методический комплекс

Планета знаний, учебник 2 класса (Желтовская Л.Я., Калинина О.Б.) стр 112-113, рабочие тетради, презентация, разработанная учителем.

Организационно – деятельностный блок

Основные понятия:

Звуки, глухие согласные

Организация пространства

Фронтальная, групповая

Межпредметные связи:

Литература.

Действия обучающихся

Записывают слова, формулируют правила.

Диагностика результатов урока (итог урока)

Что удалось? Что не удалось? (Почему?)

С какими новыми понятиями познакомились?

Что было трудным?

Домашнее задание:



План урока.

1. Организация начала урока 1 мин

2. Орфографическая минутка 2 мин

3. «Открытие детьми новых знаний» 15 мин

4.Физкультминутка 1 мин

5.Закрепление темы. Самостоятельная работа 13 мин

6.Итог урока. Рефлексия 5 мин

7.Домашнее задание 2 мин

8.Выставление оценок 1 мин




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

1. Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Людмила Андреевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку, на ваших партах должен быть учебник по русскому языку, дневник, рабочая тетрадь и пенал.

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем.

Ни минуты не теряем

Приветствие.



Проверка готовности к уроку. Настрой на урок.



Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося



2.Орфографическая минутка

Откройте свои рабочие тетради. Отступите от предыдущей записи две строки, запишите дату: «Первое декабря. Классная работа.» Сегодня наступила календарная зима. Ребята к нам в гости собирался заглянуть снеговик, но по дороге он потерял свои детали. Давайте поможем снеговику, слепим его заново. За правильно выполненное упражнение будет появляться деталь снеговика.

Первое задание выполним с вами орфографическую минутку. На слайде стихотворение, из - за сильной вьюги некоторые буквы потерялись. Давайте вставим пропущенные буквы в стихотворение

По сугробам, напрямик

Шёл веселый снеговик.

А в руках его была

Не корзина, не метла,

Не плитка шоколадная,

А ёлочка нарядная!

Приготовьте свои веера букв.

Какую букву вы вставили в первом слове? Покажите на веере букв?

Какую букву вы вставили в слове веселый?

Какую букву вы вставили в слове снеговик?

Ребята вы справились с первым заданием, поэтому можно прикрепить первую часть нашего снеговика.

Как вы думаете, чтобы снеговик не растаял, какая погода должна быть на улице?

Зимой часто на улице бывает вьюга, давайте с вами послушаем, как же воет вьюга.



Записывают дату, классную работу.






















В первом слове мы вставили букву я т.к. можно подобрать проверочное слово прямо.

Вставили букву е т.к. проверочное слово весело

Вставили букву е т.к. проверочное слово снег


На улице должен быть мороз, снег, метель.


Обучающиеся слушают, как воет вьюга.

Личностные УУД:

1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

3. Целеполагание

Вьюга мела, мела и загадки намела. Попробуем разгадать.

У избы побывал - Все окна разрисовал, У реки погостил - Во всю реку мост мостил. (Мороз.)

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну,конечно,это-...(Лёд.)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт,

На всех садится,

Никого не боится. (Снег)

Где можно допустить ошибку? Почему?

Какое правило помогает не допустить ошибку? Я знаю, вы учители в первом классе стихотворение на эту орфограмму. Попробуйте озвучить тему нашего урока.



Вьюга налетела и на буквы, они растерялись. Давайте поможем снеговику восстановить недостающие пары звуков.

[ б ] ? ? [ д ] [ з ]

? [ ф ] [ к ] ? ?

Обратите внимание на ленту букв, она вам поможет.

Ребята, что это за звуки? (парные по звонкости и глухости)

Сколько пар таких звуков имеется в русском языке?



Записывают дату, классную работу,


Мороз






Лёд



Снег


Ошибку можно допустить на месте парного согласного

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд - на льды,

Будешь грамотным и ты.


б в г т з

п ф к д с




Это звуки по парные по звонкости и глухости


6 пар таких звуков имеется в русском языке

Личностные УУД:

1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.

4. «Открытие детьми новых знаний»

Сейчас я вам раздам карточки, на которых дано предложение. Вам необходимо посчитать, сколько звуков [ш] спрятались в словах этого предложения и вписать количество звуков в квадратик. Работать будете в парах.

Всем ты, ёж, хорош и пригож, только шуба у тебя колючая.

Сколько звуков [ш] в предложении вы насчитали?

Посмотрите, у нас есть разные варианты, не все ребята правильно посчитали, значит, можем допустить ошибку в написании данных слов. А для того чтобы проверить давайте прочитаем это предложение выделяя голосом.

Почему мы слышим звук [ш], а пишем буквы ж?

Подберите проверочное слово к слову ёж?

Ребята, а сейчас к каждому слову, где мы слышим звук [ш] подберите проверочные слова.

Пригож – пригожи, хорош – хороши. К слову шуба не требуется проверочное слово т.к. оно стоит в сильной позиции.

Прочитайте правило на странице 112 и ответьте на вопрос как проверить парные звонкие или глухие согласные в корне слова?


Ребята придумайте свои слова, где будут парные звонкие и глухие согласные в корне.

Прикрепим следующую часть нашему снеговику.

Давайте поиграем в игру, скажи ласково. К нам прилетели снежинки. Что мы видим на этих снежинках?

Какие они?

Эти части слов, которые называют суффиксами, прилетели не просто так, они помогут нам подбирать проверочные слова.

Выполним с вами третье упражнение на этой странице. Например: тетрадь, можно сказать ласково тетрадочка. Сначала запишите слово, которое вам дано, а рядом проверочное

Работать будем по рядам.

Первый ряд выполняют задание под цифрой 1.

Второй ряд выполняют задание под цифрой 2

Третий ряд выполняют задание под цифрой 3.


Первый ряд, какие проверочные слова вы подобрали? Начинаем проверять по цепочке.

Второй ряд, какие проверочные слова вы подобрали?? Начинаем проверять по цепочке.

Третий ряд, какие проверочные слова вы подобрали?? Начинаем проверять по цепочке.

Какие способы проверки мы использовали?

Молодцы ребята, я думаю, что мы можем прикрепить следующую часть нашему снеговику.








Четыре звука [ш] спрятались в данном предложении.








Ёж- ежи



Пригож – пригожи, хорош – хороши. К слову шуба не требуется проверочное слово т.к. оно стоит в сильной позиции.

При проверке парных звонких и глухих согласных в корнях слов ставь их либо перед гласными, либо перед согласными л, м, р, н, в, й.

Для этого слово нужно изменить или подобрать однокоренное: гриб - грибы.

Дождь – дожди, указ – указы.




На снежинках мы видим суффиксы


Эти суффиксы уменьшительно ласкательные












1. Кроватка – кроваточка, лодка – лодочка, палатка – палаточка.

2. Дубки – дубок, снежки – снежок, флажки – флажок.

3. Дорожки – дороженька, узкий – узенький, редкий – реденький.

Мы или изменяли слово или подбирали однокоренное.

Метапредметные УУД:

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

5. Физкультминутка

Сейчас выйдите из-за парт, мы немножко отдохнём. Повторяйте все движения за мной.

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Вправо, влево поворот.

Дружно хлопаем руками,

Дружно топаем ногами,

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

Повторяют все движения за учителем.


Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося



6.Закрепление темы


Выполним с вами четвертое упражнение на 113 странице. В этом упражнении нужно поставить слово в такой форме или подобрать однокоренные слова, где парные звонкие и глухие согласные будет звучать отчётливо.

Первое слово безрукавка, как вы думаете, какую букву нужно вставить в этом слове? Какие проверочные слова нам подходят?

Второе слово находка, как вы думаете, какую букву нужно вставить в этом слове? Какие проверочные слова нам подходят?

Следующее слово указка, как вы думаете, какую букву нужно вставить в этом слове? Какие проверочные слова нам подходят?

Запишите к себе в рабочие тетради сначала проверяемое слово, а затем проверочные слова. Во всех словах выделите корень и подчеркните орфограммы.

Когда слово можно считать проверочным?

Теперь можно прикрепить снеговику руки.

Ребята, какой новогодний праздник ждут дети больше всего на свете?

Ребята, а вы на новый год дарите подарки?

Наш снеговик любит дарить подарки. Он купил много подарков на новый год своим друзьям, но не успел упаковать их. Давайте поможем быстренько упаковать их, для этого нужно быстро и чётко произнести скороговорку, которая находится на странице 113 упражнение пятое. Работать будете в паре.

Какие правила работы в паре вы знаете? (Работать тихо, не шуметь, прислушиваться к мнению)

Кто готов быстро произнести скороговорку?

Спишите скороговорку к себе в тетрадь. Подчеркните орфограмму – парные согласные слов.

Какие из этих слов являются проверочными?






В этом слове нужно вставить букву в. Нам подходят проверочные слова рукава и безрукавный.

В этом слове нужно вставить букву д, можно подобрать проверочные слова находочка, находить.

В этом слове нужно вставить букву з т.к можно подобрать проверочные слова указочка, указывать.



Проверочное слово - это однокоренное родственное слово, которое мы подбираем и в котором искомая гласная находится под ударением

Больше всего ждут новый год


Да мы дарим подарки на новый год








Работать тихо, не шуметь, прислушиваться к мнению





В этой скороговорке слова покупочки и в упаковочках являютя проверочными.

Метапредметные УУД:

*Коммуникативные:

1.Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства.

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.


7. Итог урока. Рефлекси

Какую орфограмму в корне слова мы сегодня разбирали?

Как можно проверить парные звонкие и глухие согласные в корне слова?

А сейчас я вам раздам подарки, а вы разукрасите их. Если было интересно, легко на уроке, вы во всём разобрались – то сделайте ваш подарок ярким, красочным. Если были трудности, сомнения, не всё понятно – то раскрасьте подарок темными цветами. Ребята, я вижу, что у многих яркие подарки – это значит, что вы очень старательно работали на уроке. А если у кого-то все-таки возникали трудности, то мы вместе будем работать над их преодолением. Спасибо всем за урок, всем хорошего дня.

Сегодня на уроке мы разбирали орфограмму парный звонкий и глухой согласный в корне слова.

При проверке парных звонких и глухих согласных в корнях слов ставь их либо перед гласными, либо перед согласными л, м, р, н, в, й.

Для этого слово нужно изменить или подобрать однокоренное:

Метапредметные УУД:

*Познавательные:

1.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

8.Задание на дом


Записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

1.Принятие социальной роли обучающегося