Проверено:
Конспект по литературному чтению №1
УМК «Школа России» Класс 1 «А»
Тема: «Первоучители словенские»
Тип урока: Комбинированный
Цель урока: познакомить учащихся с возникновением славянской письменности
Задачи урока:
Образовательная - познакомить учащихся с создателями словенской азбуки; Развивающая - формировать четкое представление о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;
Воспитывающая - совершенствовать речь.
Планируемые результаты:
умение отвечать на вопросы;
находить в тексте дополнительную информацию;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом, владеть монологической речью.
Оборудование: компьютер, презентация.
Ход урока
1.Организационный момент (1 мин)
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Проверьте готовность к уроку.
Садитесь, ребята!
2. Проверка домашнего задания (7 мин)
- Ребята, кто мне скажет, что вам было задано на дом по литературному чтению? (Выразительное чтение и пересказ)
- Правильно, вы должны были подготовить выразительное чтение и пересказ рассказа «Наше Отечество», которое написал К. Ушинский.
- Открываем стр. №86
- Сейчас мы и проверим, как вы подготовили своё домашнее задание. Пока кто-то читает, соблюдаем тишину, чтобы не мешать товарищу.
- Итак, начнём. Кто хочет показать своё выразительное чтение, поднимает тихонько руку.
(ученик читает и пересказывает, если нужна помощь то помогаю, «подталкиваю» на нужный ответ)
- Молодец, хорошо справилась с домашним заданием.
Проверим следующих ребят.
(ученик читает и пересказывает, если нужна помощь то помогаю, «подталкиваю» на нужный ответ)
- Замечательно, но ещё есть над чем можно поработать!
Проверим как выразительно читает рассказ следующий ученик.
(ученик читает и пересказывает, если нужна помощь то помогаю, «подталкиваю» на нужный ответ)
- Отлично, я вижу большинство справилось с заданием.
Вы хорошо потрудились и это заметно.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
3. Актуализация знаний (4мин)
- Сегодня на уроке мы перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны, а для этого откройте страницу №89
- Скажите, пожалуйста, что изображено на картинке, кого и что вы видите?
(варианты ответов)
- (Детей)
- Верно, мы видим детей.
- Как вы думаете, что они делают?
- (учатся/читают)
- Да, верно , дети усердно читают.
- Кого мы ещё видим?
- (Двух мужчин)
- Да, действительно на картинке изображены мужчины.
4. Изучение нового материала (18 мин)
(Слайд 1 )
- В далёкие времена жили древние славяне, к которым принадлежит и русский народ.
(Слайд 2-5 )
Дело в том, что они умели пахать землю, косить траву, терема возводить, холсты ткать, узоры вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не могли книги читать, не могли письма писать. Не было ещё у славян своей азбуки. И тогда на помощь славянам из Греции пришли два брата Кирилл и Мефодий. (Слайд 6 )
В то время в Греции была уже письменность. И решил брат Кирилл написать книги, понятные славянам, а для этого необходимо было переработать греческий алфавит и создать славянскую азбуку. Это оказалось трудным делом и на помощь брату Кириллу пришёл Мефодий. Они вместе выполнили это великое дело.
- Теперь мы с уверенностью можем сказать, что на картинке дети учатся грамоте.
(Слайд 7 )
- Посмотрите на азбуку, которую создали Кирилл и Мефодий, называется она кириллицей. Как вы думаете, почему она так называется?
- Молодцы, называется она кириллицей, по имени одного из братьев.
- Вы уже все знаете алфавит, скажите, похожа кириллица на алфавит?
- Молодцы, у них есть схожесть.
- Вот перед вами две первые буквы «А» и «Б», мы их знает как буква А и буква Б: но в славянской азбуке это буква «АЗ», а это «БУКИ»
- А вместе? («АЗБУКА»)
- Познакомимся ещё с некоторыми буквами славянской азбуки. Вот буква «ВЕДИ», от старинного слова «ведать», то есть «знать». А это буква «ГЛАГОЛЬ», от старинного «глаголить», то есть «говорить». Есть буква с хорошим названием «ДОБРО», конечно, ведь доброта – замечательная черта характера человека.
(Слайд 1 )
- А теперь перейдём к рассказу «Первоучители словенские»
- Как вы понимаете слово «Первоучитель»? (первый чему-то учит)
- Как вы понимаете слово «словенский»
- Верно, т.е от слова «славяне» - древнейший народ
- Молодцы! Читаем вслух. (жужжание)
- А теперь один ученик читает, громко, выразительно, учитывая все знаки препинания, а остальные молчат. Затем читает другой.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
5. Закрепление( 5 мин)
- Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, а ответы на них вы будете искать в тексте.
– Кого называют первоучителями словенскими? (Ответ в тексте)
- За что оказана высокая честь Кириллу и Мефодию?
– Какой праздник отмечается 24 мая?
6.Рефлексия (4 мин)
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- С кем мы сегодня познакомились?
- Что они создали?
- Какого числа отмечают день славянской письменности?
6. Домашнее задание (1 мин)
Выразительное чтение стр88 рассказ «Первоучители словенские»
Список использованной литературы:
Поурочные разработки по обучению грамоте , 1 класс О.Е. Жиренко.
Книга для учителя «Обучение грамоте» по учебнику «Русская азбука». 1 класс. Авторы В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Москва «Просвещение», 2009 г.
« Обучение литературному чтению в начальной школе». 1 класс: Пособие для учителя, Елена Матвеева.
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/03/18/prezentatsiya-i-konspekt-k-uroku-obucheniya-gramote
https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-pervouchiteli-slovenskie-kirill-i-mefodiy-1049098.html
https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-pervouchiteli-slovenski.html
Оценка :