Тема урока: Приёмы вычислений для случаев вида: 36 +2, 36 + 20.
репродуктивный, проблемно –деятельный, объяснительно-иллюстративный, словесный, частично-поисковой.
Деятельность педагога | Деятельность учащихся (предполагаемые ответы учащихся) | Формирование УУД |
I. Психологический настрой на урок Образовательные задачи: - эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. |
Колокольчик прозвенел, Всех собрать он в класс сумел! Не сутультесь, встаньте ровно, Ведь к уроку все готовы? Всем садиться разрешаю, И урок мы начинаем! II. Самоопределение к учебной деятельности (формирование познавательного интереса к предмету)
-Ребята, что вы ждёте от урока математики? - Посмотрим, чьи ожидания оправдаются. -Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление, интерес. - А сейчас улыбнулись друг другу и тихо сели. - Откройте тетради, запишите дату и классная работа. | Свободные высказывания учащихся.
Открывают тетрадь, правильно располагают ее на парте. Самоконтроль правильности посадки при письме. Записывают число, классная работа. | Коммуникативные: формулируют собственную позицию и мнение. Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
III. Актуализация знаний Образовательные задачи: - фиксирование затруднений в деятельности по известной норме, устранение этих затруднений. |
1.Устный счёт - Урок, как всегда начнём с разминки. (При правильном ответе на экране появляются числа.)
- Чему равна сумма чисел 7 и 5? (12) - На сколько 10 больше 9. (1) - Число 6 увеличить на 8. (14) - Уменьшаемое - 11, вычитаемое – 8. Чему равна разность чисел? (3) - Посмотрите на получившийся ряд. - Найдите закономерность? - Продолжите этот ряд ещё на 4 числа. - На какие группы можно разделить все числа? - Чем отличаются однозначные числа от двузначных? - Назовите наименьшее однозначное число. - Назовите наибольшее двузначное число. - Найдите рациональным способом сумму однозначных чисел 7, 1, 5, 3. - Какое число получилось? - Вы успешно справились с этим заданием, молодцы 2. Повторение приёмов сложения. (Дифференцированная самостоятельная работа - Ребята перед вами лежат карточки - Я предлагаю выбрать и выполнить то задание на карточках, с которым вы сможете справиться. 3. Фронтальная проверка. (устный опрос) - Какие приёмы сложения мы повторили? - Молодцы! | 12, 1, 14, 3. -Каждое двузначное число и каждое однозначное число увеличивается на 2. 16, 5, 18, 7 На однозначные и двузначные В двузначных числах есть разряды: десятки и единицы 0 99 7+ 3 =10 5+ 1 = 6 10 + 6 = 16 Двузначное, в котором 1 десяток и 6 единиц.
1.Приёмы сложения в пределах 10. 2. Приёмы сложения круглых чисел. 3.Прибавление однозначного числа к круглому. 4. Приёмы разложения двузначных чисел на разрядные. | Коммуникативные: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках; Познавательные: перерабатывание полученной информации; использование рисуночных и простых символических вариантов математической записи; формирование умений на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Коммуникативные: сотрудничают с товарищами и выслушивают партнера, сравнивают полученные результаты, корректно сообщают товарищу об ошибках;
|
IY. Постановка проблемы. Образовательные задачи: |
- Итак, ребята, мы повторили различные приёмы сложения. Надеюсь, они помогут вам лучше усвоить материал урока. - А сейчас предлагаю вам поработать вместе (устно) - Посмотрите на выражения. (На слайде записаны 4 столбика примеров) 1 столбик * + 10 = 30 50 + * = 70 70 + * = 100 - Чем похожи примеры в 1 столбике? - Определите, какие числа спрятались в этих примерах. Назовите свой пример. 2 столбик 7 + * = 10 * + 5 = 8 * + 2 =9 - Чем похожи примеры во втором столбике? - Определите, какие числа спрятались в этих примерах. Назовите свой пример. 3 столбик 4 столбик 43 + 2 = 43 + 20 = 56 + 3 = 56 + 30 = 25 + 4 = 25 + 40 = - Чем похожи примеры в третьем и в четвёртом столбиках? - Знаете ли вы, как выполнить сложение в этих случаях? - Кто уже догадался, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Откройте учебники на с. 58. Посмотрите внимательно на Знайку Математика и сформулируйте тему нашего урока. - Попробуйте определить цель, к которой вы сегодня на уроке будете стремиться. | К десяткам прибавляют десятки 20, 20, 30. Ответы детей К единицам прибавляем единицы 3, 3, 7 В 3 столбике к двузначному числу прибавляют однозначное число. В 4 столбике к двузначному числу прибавляют двузначное круглое число. Нет Высказывания детей Будем учиться решать примеры вида: 36 + 2, 36 + 20. Дети определяют для себя цель на урок. | Регулятивные: учатся, совместно с учителем, обнаруживать иформулироватьучебную проблему;самостоятельно оценивают правильность выполнения задания. Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания. Регулятивные: учатся, совместно с учителем, формулироватьучебную задачу. |
V. « Открытие» учащимися нового знания (дифференцированная работа в группах) Образовательные задачи: - усвоение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала; - развитие умения обобщать и делать выводы. |
1.Практическая работа. - Наша задача, опираясь на знания, которые у нас имеются, найти значения данных выражений 36 + 2, 36 + 20. - Для этого мы разделимся на три группы. 1 группа «Практики». - Вам необходимо решить данную проблему с помощью пучков палочек (как показано на образце в учебнике) 2 группа « Теоретики». - Вы будете решать данную проблему с помощью карточек и образца в учебнике, а также с помощью помощника – алгоритма. (карточки) 10, 20, 30, 50, 60, 70, 80, 90. 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7, 8, 9, 3 группа « Мыслители» - Вам, необходимо, проанализировав объяснение в учебнике, используя образец учителя дать своё объяснение проблеме. 45 + 3 45 + 30 2.Выступление групп -Почему вы 2 палочки добавили именно к 6 палочкам? - Какой разряд не изменился? - Какой разряд не изменился? - Какой вывод вы сделали? - Какой вывод вы сделали? - Какие результаты у вас получились? - Как получили 48? - Как получили 75? - Какой вывод вы сделали? - Какое правило вы использовали при вычислении значений этих выражений? - Что вы заметили? - А теперь сравните свой вывод с авторским в учебнике. - Молодцы, ребята, вы с заданием справились успешно. |
1 группа. Число 36 выложили с помощью 3 пучков палочек и 6 отдельных палочек. Добавили к 6 палочкам 2 палочки, получилось 8 палочек. К 3 десяткам прибавили 8 единиц получилось 38.
Потому что единицы складываем с единицами Разряд десятков. К 3 десяткам прибавили 2 десятка, получилось 5 десятков. К 5 десяткам прибавили 6 единиц, получилось 56. Разряд единиц Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками. 2 группа. Объясняют решение проблемы по алгоритму: Заменяю ... Получаю… Удобнее… | Заменим число 36 суммой разрядных слагаемых, получим пример: 36 + 2 = 30 + 6 + 2 = 30 + 8 = 38. Вычислим удобным способом, к единицам прибавляем единицы, затем прибавляем десятки. А во втором выражении складываем десятки с десятками, а затем к полученному результату прибавляем единицы. 36 + 20 = 30 + 6 + 20 = 30 + 20 + 6 = 56 Вывод: единицы складываем с единицами, десятки с десятками. 3 группа. Объясняют решение проблемы по образцу, данному учителем. 48 и 75 Число 45 разложили на десятки и единицы. К единицам прибавили 3единицы 45 + 3 = 48. К 4 десяткам прибавили 3 десятка. К полученному результату прибавили 5 единиц 45 + 30 = 75 Единицы складываются с единицами, десятки с десятками. У всех групп вывод звучит одинаково. | Познавательные УУД: добывают новые знания: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности, записывают её решение, делают выводы; вырабатывают умение ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: соблюдают очерёдность действий, сравнивают полученные результаты; рассуждают; высказывают своё мнение; следят за действиями других учеников в учебной деятельности. Регулятивные: принимают разнообразные учебно-познавательные задачи и инструкции, проговаривают вслух последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выполняют учебные действия в устной и письменной форме. Личностные: формирование интереса к новому учебному материалу, к способам решения новых учебных задач, исследовательской деятельности.
. |
VI. Физминутка (Упражнение для профилактики нарушения зрения) |
VII. Первичное закрепление изученного материала. Образовательные задачи: - выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. - проверка и отработка вычислительных навыков |
1) Работа по учебнику № 1, с. 48 – устно. Выполняется устно с проговариванием. Два первых выражения выполняются с хоровых проговариванием, два следующих выражения комментируются двумя учениками, класс проговаривает шёпотом №2, с. 58 учебника Первые два столбика записываются и комментируются на доске, выполняется подробная запись. 2) Самостоятельная работа №2, с. 58 учебника 3) Взаимопроверка Задача №4 - Прочитайте задачу. - О ком говорится в задаче? - Что говорится о них? - Запишите условие кратко. - Что нужно узнать? - Что значит «старше»? - Как узнать, на сколько одно число больше другого? 4)Самостоятельная работа - Запишите решение задачи. 5)Проверка работ - На сколько лет дедушка старше бабушки? | Выполняют устно с проговариванием. Вызванные ученики записывают и комментируют на доске, выполняют подробную запись, остальные работают на своих местах. Самостоятельно решают примеры. Проверяют работу друг друга. Ответы учеников. Один ученик записывает на доске, остальные в тетрадях. Ответы учеников. 54-50=4 (г) - На 4 года | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; ориентируются в учебнике и тетради Коммуникативные: организовывают взаимопроверку выполненной работы; рассуждают, высказывают своё мнение. Личностные: формируют умение работать в паре в процессе проверки работы. Познавательные: Анализируют условие задачи. Регулятивные: моделируют задачу и записывают её решение в тетрадь; оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. |
VIII. Применение новых знаний и способов действия Образовательные задачи: - самостоятельное решение типовых заданий;- самостоятельная проверка учащимися своей работы. |
Проблема(применение знаний, освоение способов деятельности, путем решения проблемных задач, построенных на основе усвоенных знаний и умений) - Посмотрите на данное выражение и объясните, как найти его значение. 60 +18 - Предлагаю порассуждать - Что значит 60? - Что значит 18? - Как будем рассуждать при нахождении суммы? 3) Разноуровневое задание. (Приложение) - А сейчас, каждый проверит себя, на каком уровне он сегодня усвоил материал урока. 4) Самопроверкапо «Ключу» | Это 6 десятков. Это 1 десяток и 8 единиц. Сначала сложим 6 десятков и 1 десяток, получится 7 десятков, или 70, затем к 70 прибавим 8, получится 78. Заполняюткарточки. Сверяют свои ответы с ответами на слайде. | Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполнения задания и вносят необходимые коррективы в собственные действия. |
VIII.Итог урока - самооценка учащимися собственной деятельности. |
- С какими приёмами сложения познакомились на уроке? - Добились ли вы своей цели, которую поставили в начале урока? - Оцените свою работу на уроке. - Выберите соответствующий смайлик: - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. - Вы считаете, что поняли новые приёмы сложения, но вам ещё нужна помощь. - Вы считаете, что на уроке было трудно. - Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы замечательно потрудились. - Все молодцы! (выставление отметок за работу на уроке)
| -Свободные высказывания учащихся. Рисуют свое настроение.

 
| Личностные: формулируют собственную позицию и мнение Коммуникативные: высказывать свое мнение при обсуждении задания, выслушивают партнера. Регулятивные: самооценка деятельности на уроке. |
IX. Домашнее задание (на карточках) - Ребята, домашнее задание на карточках. Так же, как и на уроке, выберите тот уровень, с которым вы справитесь самостоятельно.
| Ребята получают карточки с разноуровневыми заданиями. | |