СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Русская музыка с древних времен по XVII век», приуроченного к ежегодному празднику «День славянской письменности и культуры»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание данного конспекта было обусловлено необходимостью проведения просветительских бесед и мероприятий, посвященных празднику День славянской письменности и культуры. Проведение урока на данную тематику органично вплетается в учебный план по предмету "Слушание музыки" для 3х классов музыкальной школы, второе полугодие которого предусматривает изучение культуры древних славян.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Русская музыка с древних времен по XVII век», приуроченного к ежегодному празднику «День славянской письменности и культуры»»

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа» п. г. т. Седкыркещ







Конспект урока по предмету «Слушание музыки»

3 класс

Тема: «Русская музыка с древних времен по XVII век»,

приуроченная к ежегодному празднику 24 мая «День славянской письменности и культуры»









Составитель:

преподаватель МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ

Золотых Т.Н.

















Сыктывкар, 2017

Пояснительная записка.

Актуальность создания данного конспекта была обусловлена необходимостью проведения просветительских бесед и мероприятий, посвященных празднику, который проходит ежегодно 24 мая – это День славянской письменности и культуры или День святых Кирилла и Мефодия. К тому же, проведение урока на данную тематику органично вплетается в учебный план по предмету «Слушание музыки» для 3-х классов музыкальной школы, который рассчитан на изучение музыкальной культуры древних славян. Сама лекция урока представляет из себя рассказ педагога при поддержке слайд-шоу с красочными иллюстрациями и аудио- видео- вставками, а также с элементами концерта (специально подготовленные музыкальные номера), что придает занятию более непринужденный, праздничный характер.

Цели урока:

- формирование представления об особенностях музыкального творчества в Древней Руси;

- проведение урока в увлекательной, доступной форме;

- воспитание осознанной гордости за богатое культурное наследие своей страны.

Задачи урока:

Образовательные

- овладение необходимым объемом знаний по теме урока;

- знакомство с музыкой и музыкантами Древней Руси, с ее особенностями развития на протяжении нескольких веков;

Развивающие

- развитие понимания о взаимопроникновении и влиянии всех аспектов культуры друг на друга (принятие новой религии – развитие письменности – развитие музыкальной грамоты – общий культурный подъем);

- развитие образного мышления, эмоциональной восприимчивости;

- развитие слухового внимания и музыкальной памяти;

Воспитательные

- формирование системы нравственных и эстетических ценностей;

- воспитание навыков исполнителя и слушателя в контексте музыкального концерта;

- воспитание музыкально-художественного вкуса, умение эмоционально и осознанно относиться к русской музыке как к уникальному явлению;

- формирование интереса к предмету «Слушание музыки» и повышение мотивации учащихся.

Ресурсы:

  1. Проектор, ноутбук, колонки

  2. Презентация Power Point

  3. Музыкальные номера:

РНП «Дрема»

РНП «Ленок»

РНП «Заплетися, плетень»



Ход урока

СЛАЙД 1

Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим о русской музыке. Кто мне назовет самых известных русских композиторов? (дети отвечают)

Правильно, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и т.д.

СЛАЙД 2

Все это – композиторы классической русской музыкальной школы 19-20 веков. То есть, эти композиторы жили сравнительно недавно, сто, двести лет назад. Но как же возникла она, знаменитая на весь мир композиторская школа, с чего начала свой путь?

СЛАЙД 3

История русской музыки уходит в глубокую древность. Славянские племена, населявшие нашу землю еще задолго до образования Киевского государства, отличались осо­бой музыкальностью.

СЛАЙД 4

Их повседневная жизнь была тесно связана с песней. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых:

СЛАЙД 5, 6 обрядовые песни славян,

СЛАЙД 7 свадебные, лирические,

СЛАЙД 8 военные, трудовые,

СЛАЙД 9 песни-плачи по умершим,

тесно связанные со всем бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой.  Это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны, истоки которой лежат в сказках и былинах. А сейчас давайте послушаем музыкальные номера, которые ребята специально подготовили для нашего урока.

РНП «Дрема». Исполняет хор 1 класса.

РНП «Ленок». Исполняет Михайловская Екатерина 5 класс.

РНП «Заплетися, плетень». Исполняет хор 3 класса.

В те давние времена у простого люда не было ни особого образования, ни заморских знаний, поэтому все песни и сказания передавались из поколения в поколение устно – вот поэтому и называется оно Устным народным творчеством, которое живет по сей день. Песни мы с вами послушали, а давайте-ка вспомним, какие сказки вам бабушки рассказывали. (Дети отвечают)

А знаете ли вы, что сказка Колобок на самом деле - сказка про луну?

СЛАЙД 10

Сказка «Колобок» – это Луна. Она рассказывает о природном явлении, как Луна катится по Созвездиям (в славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг). В каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е.

СЛАЙД 11

Волк откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, СЛАЙД 12

Лиса его съедает и наступает новолуние. С помощью сказки «Колобок» детям показывали созвездия,

СЛАЙД 13

наблюдали, как Луна (колобок — «коло» — круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба.

СЛАЙД 14

А про Бабу Ягу, оказывается, мы многое не знаем. Совсем изменилась сказка с давних времен. Раньше Баба Яга была совсем не злая, а наоборот, дарительница и советчица:

СЛАЙД 15

указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, даёт совет в беде. Она Повелительницу Стихий и зверей, она охраняет вход в далёкий сказочный мир, охраняет покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.

Вот видите, ребята, как изменились старые сказки спустя много-много веков, обросли сказки новыми историями, сюжетными поворотами. Все потому, что один другому рассказал, а другой третьему по-другому передал. Как «испорченный телефон». С музыкой точно так же дело обстояло. Спела бабушка внучке песню, а внучка своим внучкам песню передала, но уже свою мелодию прибавила.

СЛАЙД 16 + видео

Отсюда впервые зародился особый жанр – подголосочная полифония.

А как же музыке и сказкам быть без музыкальных инструментов? Ну-ка угадайте. Какой самый известный инструмент на Руси был? Правильно, гусли. СЛАЙД 17

Но были кроме гуслей и другие инструменты:

СЛАЙД 18, 19 струнные, духовые и ударные -  рога, трубы, все­возможные дудки и т. д.

В русской народной культуре часто в качестве музыкальных инструментов используются предметы быта, такие как: коса, пила, печная заслонка, самоварная труба и природные объекты – береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т. п.

СЛАЙД 20

В славянских традициях на музыкальных инструментах играют в основном мужчины, хотя у русских известны и чисто женские инструменты, к которым относятся кугиклы (флейты Пана).

Музыкальные инструменты сопровождали не только песни и пляски, мы также знаем, что существовала военная музыка, песни под гусли на княжеских пирах, рассказывающие нараспев былины. А что такое былины, кто знает? (дети отвечают)

СЛАЙД 21

Правильно, это сказания, воспевавшие подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других. (прочитать отрывок из былины под музыку)

СЛАЙД 22+ музыка (звуки гуслей)

Из того ли-то из города из Муромля, 
Из того села да с Карачирова, 
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец, 
Он стоял заутрену во Муромли, 
А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град, 
Да й подъехал он ко славному ко горду к Чернигову. 
У того ли города Чернигова 
Нагнано-то силушки черным-черно, 
А й черным-черно, как черна ворона; 
Так пехотою никто тут не прохаживат, 
На добром кони никто тут не проезживат, 
Птица черной ворон не пролетыват. 

СЛАЙД 23 Ребята, давайте запишем важные факты о древнеславянской культуре, которые мы сейчас узнали с вами.

СЛАЙД 24

Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XIII века) и принятия христианства в качестве государственной религии (988 год).

СЛАЙД 25

Христианская религия пришла на Русь из Византии, что имело огромное значение для политического и культурного развития нашего народа. Вместе с новой религией пришли разные религиозные книги на греческом языке. Из-за непонимания греческого и латинского языка, славянские князья вынуждены были обратиться к византийскому царю, чтобы тот посоветовал им учителя, способного объяснить священные книги на их родном языке.

СЛАЙД 26

И тогда царь распорядился отправить на родину к князьям двух братьев, Кирилла и Мефодия, которые должны были исполнить его волю. Они придумали простейшую азбуку на славянском языке,

СЛАЙД 27

которая помогла прочесть святые книги и, впоследствии, стала главным фактором в развитии письменности и культуры на Руси. С тех пор стали основываться библиотеки, которые заполнялись учеными книгами на понятном для простых людей языке.

СЛАЙД 28

Стали возникать школы, в которых обучали азбуке и культуре в целом.

СЛАЙД 29 + музыка (П.И.Чайковский «Гимн Кириллу и Мефодию»)

СЛАЙД 30

С появлением христианства музыка стала называться профессиональной и разделилась на устное светское искусство – сказителей и скоморохов, и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением.

СЛАЙД 31, 32

Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и фокусниками, акробатами и дрессировщиками.

СЛАЙД 33

Были и певцы-сказители, которые воспевали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца раскрывается в знаменитой древней летописи «Слово о полку Игореве»; автор вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке. На ряду с киевским сказителем Баяном был известен певец и гусляр из Новгорода – Садко.

СЛАЙД 34 + музыка (мужской хор a capella)

Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Ее строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то есть хоро­вого пения без сопровождения инструментов, была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.

СЛАЙД 35

Записывалась музыка при помощи особых знаков, пришедших, как и христианство, из Византии. В Европе они назывались невмами (знаки нотного письма, обозначали один или несколько звуков сразу, не указывая их высоту, помещались над словами песен и напоминали певцам только о направлении мелодии). У нас на Руси такой способ записи музыки получил название знаменного письма, от слова знамя – «знак» или также крюкового письма – по наименованию одного из главных знаков — “крюк”.

СЛАЙД 36

Давайте запишем все интересные сведения и термины, которые мы сейчас услышали.

XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье, и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изменения во всех сферах жизни. Но деление музыки на церковную и светскую сохранилось, и в каждой из них выделялись свои особые музыкальные жанры.

СЛАЙД 37

Церковное одноголосие обогатилось пришедшим с Украины многоголосным хоровым стилем – партесное пение (ПАРТЕС с лат. – «голоса»). Это пение на четыре, шесть и более голосов требовало уже более точной записи с помощью пятилинейной нотации, которая называлась “киевское письмо” и имела ноты квадратной формы. Каждая нота обозначала конкретную высоту и длительность одного звука и могла обеспечить точную запись гармонического многоголосия.
Произведения, написанные для партесного пения, назывались духовные концерты. Самые красивые, пышные и торжественные концерты были написаны такими композиторами, как Василий Титов, Николай Калашников, Бортнянский и Березовский.

СЛАЙД 38 + музыка (Н.Дилецкий Партесный концерт)
СЛАЙД 39

Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — светские песни для 3—4 го­лосов. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.

СЛАЙД 40 + музыка (Кант “Радуйся, росско земле”)

На этом канте основано знаменитое “Славься” из оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки.

СЛАЙД 41 + видео (М.И. Глинка хор «Славься»)

СЛАЙД 42

Запишем последнюю на сегодня информацию о славянской музыке.

В XVIII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции:  при дворе появляется первой русский придворный театр. 

СЛАЙД 43

В кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры. 

Народное творчество теряет свою популярность.

СЛАЙД 44

На смену скоморохам и самобытным музыкантам из народа начали приходить профессиональные музыканты, приехавшие из-за границы, на смену чисто русским напевам и характерной мелодике пришло увлечение западноевропейской музыкой. Так закончился период чисто славянской музыкальной культуры и начался век профессиональной русской музыкальной школы, такой, какой мы ее сейчас знаем.

СЛАЙД 45

Спасибо за внимание, ребята, я надеюсь, наш урок был для вас очень интересным и познавательным.