Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» п. г. т. Седкыркещ
Конспект урока по предмету «Слушание музыки»
3 класс
Тема: «Русская музыка с древних времен по XVII век»,
приуроченная к ежегодному празднику 24 мая «День славянской письменности и культуры»
Составитель:
преподаватель МБУДО «ДМШ» п. г. т. Седкыркещ
Золотых Т.Н.
Сыктывкар, 2017
Пояснительная записка.
Актуальность создания данного конспекта была обусловлена необходимостью проведения просветительских бесед и мероприятий, посвященных празднику, который проходит ежегодно 24 мая – это День славянской письменности и культуры или День святых Кирилла и Мефодия. К тому же, проведение урока на данную тематику органично вплетается в учебный план по предмету «Слушание музыки» для 3-х классов музыкальной школы, который рассчитан на изучение музыкальной культуры древних славян. Сама лекция урока представляет из себя рассказ педагога при поддержке слайд-шоу с красочными иллюстрациями и аудио- видео- вставками, а также с элементами концерта (специально подготовленные музыкальные номера), что придает занятию более непринужденный, праздничный характер.
Цели урока:
- формирование представления об особенностях музыкального творчества в Древней Руси;
- проведение урока в увлекательной, доступной форме;
- воспитание осознанной гордости за богатое культурное наследие своей страны.
Задачи урока:
Образовательные
- овладение необходимым объемом знаний по теме урока;
- знакомство с музыкой и музыкантами Древней Руси, с ее особенностями развития на протяжении нескольких веков;
Развивающие
- развитие понимания о взаимопроникновении и влиянии всех аспектов культуры друг на друга (принятие новой религии – развитие письменности – развитие музыкальной грамоты – общий культурный подъем);
- развитие образного мышления, эмоциональной восприимчивости;
- развитие слухового внимания и музыкальной памяти;
Воспитательные
- формирование системы нравственных и эстетических ценностей;
- воспитание навыков исполнителя и слушателя в контексте музыкального концерта;
- воспитание музыкально-художественного вкуса, умение эмоционально и осознанно относиться к русской музыке как к уникальному явлению;
- формирование интереса к предмету «Слушание музыки» и повышение мотивации учащихся.
Ресурсы:
Проектор, ноутбук, колонки
Презентация Power Point
Музыкальные номера:
РНП «Дрема»
РНП «Ленок»
РНП «Заплетися, плетень»
Ход урока
СЛАЙД 1
Здравствуйте, ребята, сегодня мы поговорим о русской музыке. Кто мне назовет самых известных русских композиторов? (дети отвечают)
Правильно, Чайковский, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка и т.д.
СЛАЙД 2
Все это – композиторы классической русской музыкальной школы 19-20 веков. То есть, эти композиторы жили сравнительно недавно, сто, двести лет назад. Но как же возникла она, знаменитая на весь мир композиторская школа, с чего начала свой путь?
СЛАЙД 3
История русской музыки уходит в глубокую древность. Славянские племена, населявшие нашу землю еще задолго до образования Киевского государства, отличались особой музыкальностью.
СЛАЙД 4
Их повседневная жизнь была тесно связана с песней. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых:
СЛАЙД 5, 6 обрядовые песни славян,
СЛАЙД 7 свадебные, лирические,
СЛАЙД 8 военные, трудовые,
СЛАЙД 9 песни-плачи по умершим,
тесно связанные со всем бытом, со всеми событиями человеческой жизни и окружавшей человека природой. Это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны, истоки которой лежат в сказках и былинах. А сейчас давайте послушаем музыкальные номера, которые ребята специально подготовили для нашего урока.
РНП «Дрема». Исполняет хор 1 класса.
РНП «Ленок». Исполняет Михайловская Екатерина 5 класс.
РНП «Заплетися, плетень». Исполняет хор 3 класса.
В те давние времена у простого люда не было ни особого образования, ни заморских знаний, поэтому все песни и сказания передавались из поколения в поколение устно – вот поэтому и называется оно Устным народным творчеством, которое живет по сей день. Песни мы с вами послушали, а давайте-ка вспомним, какие сказки вам бабушки рассказывали. (Дети отвечают)
А знаете ли вы, что сказка Колобок на самом деле - сказка про луну?
СЛАЙД 10
Сказка «Колобок» – это Луна. Она рассказывает о природном явлении, как Луна катится по Созвездиям (в славянском «зодиаке» названия: Вепрь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса и т.д. – Сварожий Круг). В каждом созвездии (Чертоге) Луна становится меньше, т.е.
СЛАЙД 11
Волк откусил, Ворон отклевал, Медведь примял, а когда остаётся серпик, СЛАЙД 12
Лиса его съедает и наступает новолуние. С помощью сказки «Колобок» детям показывали созвездия,
СЛАЙД 13
наблюдали, как Луна (колобок — «коло» — круглый бок) катится через эти созвездия, и образно у неё откусывают бок. Так дети изучали звёздную карту неба.
СЛАЙД 14
А про Бабу Ягу, оказывается, мы многое не знаем. Совсем изменилась сказка с давних времен. Раньше Баба Яга была совсем не злая, а наоборот, дарительница и советчица:
СЛАЙД 15
указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, даёт совет в беде. Она Повелительницу Стихий и зверей, она охраняет вход в далёкий сказочный мир, охраняет покой сельских мирных жителей и всех лесных обитателей.
Вот видите, ребята, как изменились старые сказки спустя много-много веков, обросли сказки новыми историями, сюжетными поворотами. Все потому, что один другому рассказал, а другой третьему по-другому передал. Как «испорченный телефон». С музыкой точно так же дело обстояло. Спела бабушка внучке песню, а внучка своим внучкам песню передала, но уже свою мелодию прибавила.
СЛАЙД 16 + видео
Отсюда впервые зародился особый жанр – подголосочная полифония.
А как же музыке и сказкам быть без музыкальных инструментов? Ну-ка угадайте. Какой самый известный инструмент на Руси был? Правильно, гусли. СЛАЙД 17
Но были кроме гуслей и другие инструменты:
СЛАЙД 18, 19 струнные, духовые и ударные - рога, трубы, всевозможные дудки и т. д.
В русской народной культуре часто в качестве музыкальных инструментов используются предметы быта, такие как: коса, пила, печная заслонка, самоварная труба и природные объекты – береста, древесный и травяной лист, рыбья чешуя и т. п.
СЛАЙД 20
В славянских традициях на музыкальных инструментах играют в основном мужчины, хотя у русских известны и чисто женские инструменты, к которым относятся кугиклы (флейты Пана).
Музыкальные инструменты сопровождали не только песни и пляски, мы также знаем, что существовала военная музыка, песни под гусли на княжеских пирах, рассказывающие нараспев былины. А что такое былины, кто знает? (дети отвечают)
СЛАЙД 21
Правильно, это сказания, воспевавшие подвиги русских богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и других. (прочитать отрывок из былины под музыку)
СЛАЙД 22+ музыка (звуки гуслей)
Из того ли-то из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли,
А й к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев-град,
Да й подъехал он ко славному ко горду к Чернигову.
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А й черным-черно, как черна ворона;
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром кони никто тут не проезживат,
Птица черной ворон не пролетыват.
СЛАЙД 23 Ребята, давайте запишем важные факты о древнеславянской культуре, которые мы сейчас узнали с вами.
СЛАЙД 24
Зарождение профессиональной музыки в России происходило в эпоху создания первого древнерусского государства — Киевской Руси (IX—XIII века) и принятия христианства в качестве государственной религии (988 год).
СЛАЙД 25
Христианская религия пришла на Русь из Византии, что имело огромное значение для политического и культурного развития нашего народа. Вместе с новой религией пришли разные религиозные книги на греческом языке. Из-за непонимания греческого и латинского языка, славянские князья вынуждены были обратиться к византийскому царю, чтобы тот посоветовал им учителя, способного объяснить священные книги на их родном языке.
СЛАЙД 26
И тогда царь распорядился отправить на родину к князьям двух братьев, Кирилла и Мефодия, которые должны были исполнить его волю. Они придумали простейшую азбуку на славянском языке,
СЛАЙД 27
которая помогла прочесть святые книги и, впоследствии, стала главным фактором в развитии письменности и культуры на Руси. С тех пор стали основываться библиотеки, которые заполнялись учеными книгами на понятном для простых людей языке.
СЛАЙД 28
Стали возникать школы, в которых обучали азбуке и культуре в целом.
СЛАЙД 29 + музыка (П.И.Чайковский «Гимн Кириллу и Мефодию»)
СЛАЙД 30
С появлением христианства музыка стала называться профессиональной и разделилась на устное светское искусство – сказителей и скоморохов, и письменное музыкальное творчество, связанное с церковным пением.
СЛАЙД 31, 32
Скоморохи — любимцы князей и простого народа — были талантливыми артистами — певцами и фокусниками, акробатами и дрессировщиками.
СЛАЙД 33
Были и певцы-сказители, которые воспевали боевые подвиги князей и дружин; образ такого песнетворца раскрывается в знаменитой древней летописи «Слово о полку Игореве»; автор вспоминает прославленного Баяна, жившего в XI веке. На ряду с киевским сказителем Баяном был известен певец и гусляр из Новгорода – Садко.
СЛАЙД 34 + музыка (мужской хор a capella)
Церковная музыка на Руси издавна была чисто хоровой. Ее строгие, плавные, широкие мелодии исполнялись в один голос — мужским хором. Культура хорового пения a capella, то есть хорового пения без сопровождения инструментов, была, таким образом, очень древней в нашей стране и связывалась как с народными, так и с церковными обычаями.
СЛАЙД 35
Записывалась музыка при помощи особых знаков, пришедших, как и христианство, из Византии. В Европе они назывались невмами (знаки нотного письма, обозначали один или несколько звуков сразу, не указывая их высоту, помещались над словами песен и напоминали певцам только о направлении мелодии). У нас на Руси такой способ записи музыки получил название знаменного письма, от слова знамя – «знак» или также крюкового письма – по наименованию одного из главных знаков — “крюк”.
СЛАЙД 36
Давайте запишем все интересные сведения и термины, которые мы сейчас услышали.
XVII век стал рубежом в истории России: закончилось Средневековье, и наступил новый важный этап в развитии государства, в течение которого произошли серьезные изменения во всех сферах жизни. Но деление музыки на церковную и светскую сохранилось, и в каждой из них выделялись свои особые музыкальные жанры.
СЛАЙД 37
Церковное одноголосие обогатилось пришедшим с Украины многоголосным хоровым стилем – партесное пение (ПАРТЕС с лат. – «голоса»). Это пение на четыре, шесть и более голосов требовало уже более точной записи с помощью пятилинейной нотации, которая называлась “киевское письмо” и имела ноты квадратной формы. Каждая нота обозначала конкретную высоту и длительность одного звука и могла обеспечить точную запись гармонического многоголосия.
Произведения, написанные для партесного пения, назывались духовные концерты. Самые красивые, пышные и торжественные концерты были написаны такими композиторами, как Василий Титов, Николай Калашников, Бортнянский и Березовский.
СЛАЙД 38 + музыка (Н.Дилецкий Партесный концерт)
СЛАЙД 39
Возникли и новые формы бытового пения, так называемые, канты, — светские песни для 3—4 голосов. Сначала содержание канта было религиозным, но постепенно становилось чисто светским — торжественно-хвалебным, патриотическим, любовно-лирическим и даже шуточным.
СЛАЙД 40 + музыка (Кант “Радуйся, росско земле”)
На этом канте основано знаменитое “Славься” из оперы “Иван Сусанин” М. И. Глинки.
СЛАЙД 41 + видео (М.И. Глинка хор «Славься»)
СЛАЙД 42
Запишем последнюю на сегодня информацию о славянской музыке.
В XVIII веке начинают постепенно исчезать старинные обычаи и традиции: при дворе появляется первой русский придворный театр.
СЛАЙД 43
В кругу просвещенного боярства растет увлечение европейской инструментальной музыкой, а у знатных вельмож появляются домашние хоры и оркестры.
Народное творчество теряет свою популярность.
СЛАЙД 44
На смену скоморохам и самобытным музыкантам из народа начали приходить профессиональные музыканты, приехавшие из-за границы, на смену чисто русским напевам и характерной мелодике пришло увлечение западноевропейской музыкой. Так закончился период чисто славянской музыкальной культуры и начался век профессиональной русской музыкальной школы, такой, какой мы ее сейчас знаем.
СЛАЙД 45
Спасибо за внимание, ребята, я надеюсь, наш урок был для вас очень интересным и познавательным.