Тема урока: Северо-Западный экономический район
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: изучение Северо-Западного экономического района и создание “рисунка-образа Северо-Западному экономическому району”
Задачи:
Образовательные:- составить экономико-географическую характеристику Северо-Западного района России;
-сформировать представление о специфике формирования населения района и его современном расселении;
-выяснить особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала и хозяйственного освоения Северо-Западного района;
-дать характеристику отраслям специализации и факторам их размещения;-определить проблемы и перспективы района
- составить “рисунок-образ» Северо-Западного экономического района.
Развивающие: -развивать у учащихся умения выделять главное, анализировать, обобщать, обосновывать свою точку зрения,
-формировать умения работать с разными источниками географической информации и его рационального отбора при изучении нового материала,
- развивать географическое мышление,
-формировать картографическую грамотность
Воспитательные: -формировать умения взаимодействовать в группе,
-участвовать в коллективном обсуждении проблемы, выражать свои мысли, принимать решение
Оборудование: политико-административная и экономическая карты России, атласы, контурные карты, бланки с заданиями для групп, бланки с опорным конспектом, учебник, дополнительная литература, презентация к уроку
Основные этапы урока.
1.Организационный момент
2.Изучение нового материала
План изучения района
Состав района
ЭГП района
Природные условия и ресурсы
Население
Специализация хозяйства района
Проблемы и перспективы развития района
ЭГП (экономико-географическое положение) района
1) Закончить предложения:
1. Северо-Западный район занимает: а) окраинное; б) пограничное; в) центральное положение (подчеркните верные ответы)
2. Северо-Западный район граничит со следующими экономическими районами __
3. Пограничными государствами являются ___________________________________
4. Северо-Западный район имеют морскую границу по ________________________
5. Основными транспортными магистралями являются_________________________
2) Сделать вывод: выгодно или невыгодно ЭГП района?_______________________
Природные условия и ресурсы
1) Оценить природные условия района.
1. Рельеф ______________________________________________________________
2. Климат: а) тип климата
б) ср.t0 я ____________________, ср.t0 и ____
в) годовое количество осадков, увлажнение __________________________________
2) Заполнить таблицу:
Природные ресурсы Северо-Западного района
Виды природных ресурсов | Перечень данных природных ресурсов |
1. Минеральные | |
2. Водные | |
3. Лесные | |
4. Почвенные | |
5. Биологические | |
6. Рекреационные | |
3) Сделать вывод:________________________________________________________
Население района
1) численность населения района, доля в России______________________________
2) национальный состав___________________________________________________
3) плотность населения (высчитайте: ПН = ЧН / площадь района)______________________________________________________________
4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________
5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________
6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___
7) миграция населения____________________________________________________
Сделать вывод:__________________________________________________________
Хозяйство района
Определить отрасли промышленной специализации района (МОК), занимающие 1-4 места и заполнить таблицу: “Отрасли промышленной специализации района”
МОК | Отрасли специализации | Основные центры, факторы размещения |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
2)Перечислить условия для развития сельского хозяйства и указать его специализацию ________________________________________________________________
Сделать вывод о хозяйственном освоении района:_____________________________
Основные проблемы и перспективы развития района
1) Выписать:
а) Проблемы района и пути их решения______________________________________
б) Перспективы развития района____________________________________________
Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района
Природные условия | Природные ресурсы | Отрасли промышленности | Отрасли сельского хозяйства | Проблемы |
3. Подведение итогов занятия.
4.Рефлексия.
5. Домашнее задание:
Прочитать текст параграфа 19 -23.