СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Тетраэдр. Параллелепипед"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала для 1 курса СПО.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Тетраэдр. Параллелепипед"»



Урок по математике

«ТЕТРАЭДР. ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД».


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: Ознакомление с многогранниками: тетраэдром и параллелепипедом. Формирование познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

Воспитание внимания, наблюдательности, умения слушать, умения читать, конспектировать и понимать текст учебника, развитие самостоятельного, творческого, логического мышления.

Задачи: 1. Повторить и обобщить теоретический материал по теме «Параллельность прямых и плоскостей»

2. Ввести понятие многогранника, тетраэдра, параллелепипеда, рассмотреть их элементы, свойства.

3. Изображать рассматриваемые объекты на плоскости. Решить задачи на применение полученных знаний.

План урока.

  1. Организационный момент. 3 мин.

  2. Актуализация знаний. 18 мин.

  3. Изучение нового материала. 40 мин.

  4. Решение задач. 25 мин.

  5. Подведение итогов, задание домашнего задания. 4 мин.


Ход занятия.


  1. Организационный момент.

Приветствие преподавателя Проверка готовности к занятию. Организация внимания. Сегодня мы начинаем изучение новой темы, название которой вы скажете сами, отгадав ребус, представленный на слайде.

Какое слово зашифровано в этом ребусе?

Многогранник. Параллелепипед. Тетраэдр. Сообщение темы урока самими обучающимися.

  1. Актуализация ранее приобретенных знаний.

1).3 обучающихся работают у доски по пройденному материалу. Доказательство признака параллельности прямой и плоскости, свойства параллельных плоскостей и решение задачи 63 (б). Остальные работают по карточкам.

Установить соответствие

  1. Две прямые в пространстве называются параллельными, если они

  2. Если одна из двух параллельных прямых пересекает плоскость, то и

  3. Две прямые называются скрещивающимися, если они

  4. Если две пересекающиеся прямые одной плоскости соответственно параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости

  5. Если прямая, не лежащая в данной плоскости, параллельна какой-нибудь прямой, лежащей в этой плоскости, то она

  6. Прямая и плоскость называются параллельными, если они

  7. Две плоскости называются параллельными, если они 

  8. Если прямая и плоскость имеют бесконечное множество общих точек, то прямая

а) не лежит в одной плоскости


б) не имеют общих точек


в) лежит в плоскости


г) не пересекаются 


д) лежат в одной плоскости и не пересекаются


е) параллельны


ж) параллельна данной плоскости 


з) другая прямая пересекает эту плоскость 


Самопроверка (ответы на слайде презентации) , выставление в листок самооценки баллов за проделанную работу.

Отвечают обучающиеся , которые работали у доски, остальные слушают. Выставляются оценки.

2) Задание по вариантам.


I ВАРИАНТ.

Найти ошибку, переставить прямоугольники:


Две прямые








Лежат в одной плоскости.

Не лежат в одной плоскости








Скрещиваются

Пересекаются.








II ВАРИАНТ.


Найти ошибку, переставить прямоугольники:



Две плоскости.







Имеют одну общую точку.

Имеют множество общих точек

Не имеют общих точек.








Плоскости параллельны

Плоскости пересекаются

Плоскости совпадают





Проверка, выставление оценок в листок самооценки.


  1. Изучение нового материала.

1) Преподаватель знакомит обучающихся с понятием многогранник. Слайды презентации.

2) Презентацию «Тетраэдр. Параллелепипед» подготовили 2 обучающихся (им заранее было дано творческое задание). Остальные слушают.

3) Работа по изучению и конспектированию теоретического материала по вариантам.

Вариант 1
а). Прочитайте п.12, абзац 3, стр.24

б). Запишите определение тетраэдра и выпишите его элементы
Противоположные рёбра тетраэдра - ?
в). Как изобразить тетраэдр на плоскости?
г). Заполните таблицу. 

Многогранник

Количество рёбер

Количество вершин

Количество

граней

Вид грани

Тетраэдр

(tetra – четыре, hedra – грань)







Вариант 2


а). Прочитайте п.13, абзац 1 – 3 до слов: Две грани параллелепипеда…., стр.25
б). Запишите определение параллелепипеда и выпишите его элементы
в). Как изобразить параллелепипед на плоскости?
г). Заполните таблицу. 

Многогранник

Количество рёбер

Количество вершин

Количество

граней

Вид грани

Параллелепипед

от греч. parallelos - параллельный и epipedon - плоскость)





Проверка фронтально. На доске заполнить таблицу и вывести формулу Эйлера.

Выставление оценки в листок самооценки знаний.

4).Работа с учебником стр.25
Задание 1. Запишите определения (учебник, п.13, абзац 3 и 4, стр.25):
а) смежные грани -
б) противоположные грани -
в) боковые грани-
г) противоположные вершины -
д) диагональ параллелепипеда -
Задание 2. Начертите параллелепипед и проведите в нём диагонали.
Задание 3. Выпишите свойства параллелепипеда:
Противоположные грани параллелепипеда… ?
Диагонали параллелепипеда…?

Поменялись тетрадями, проверили друг у друга и выставили оценки в листок самооценки знаний, который сдали преподавателю.



IV. Решение задач.

Открываем учебник на странице 29.

№ 68 выполняем устно по готовому чертежу.

№ 67 письменно. Читаем задачу. Один обучающийся выходит к доске,

остальные работают в тетрадях

Дано: DABC – тетраэдр, ADB=54, BDC=72, CDA=90, DA=20 см, BD=18 см, CD=21 см.

Найти: а) ребра основания АВС;

б) S всех бок. сторон.

Решение: а)

б) SADC=1/2 *AD*DС= ½*20*21=210;

SВDC= ½*18*21*sin72=179.95;

SВDА=1/2 *BD* AD= ½*18*20* sin54=145,62.

Ответ: а) АС=29, АВ=17,7, ВС=23,36.

б) SADC=210; SВDC =179.95; SВDА=145,62.


№70. С комментированием решаем. ДАНО: DABC тетраэдр.

AM=MB , AK=KC, AN=ND

Доказать, что (MNK)∣∣(BCD)


Решение.

MK ∣∣BC (свойство средней линии треугольника)


MN ∣∣BD (свойство средней линии треугольника)

MK∩MN

BC∩BD отсюда следует, что (MNK) ║ (BCD) по признаку параллельности двух плоскостей.


Страница 30, выполняем №76:

Дан параллелепипед ABCDA1B1C1D1. Докажите, что АС||A1C1 и BD∣∣B1D1.

Дано: ABCDA1B1C1D1 - параллелепипед.

Доказать, что АС||A1C1, BD∣∣B1D1




Док-во:1) Рассмотрим четырехугольник АА1С1С:

Т.к. АА1D1D - параллелограмм (по определению),= АА1|| D1 D.

Т. к. DD1С1С - параллелограмм (по определению),= D1 D || С1С.

Таким образом, АА1||С1С.

2) В силу свойств параллелепипеда АА1С1С - параллелограмм, отсюда А1С1 || AC.

3) Аналогично B1D1 D B - параллелограмм, поэтому B1D1 || BD.

Объявляются оценки обучающимся, работавшим у доски.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы познакомились с понятием тетраэдр, параллелепипед.

Что такое тетраэдр? Что такое параллелепипед? Назовите свойства

параллелепипеда.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание. Выучить пункт 12,13.

Доказать свойства параллелепипеда. Выполнить презентацию

«Тетраэдр и параллелепипед».