Конспект урока чтения в 4 классе
Тема урока: В. Сухомлинский «Праздник первого хлеба»
Цель: Раскрыть содержание рассказа « Праздник хлеба». Познакомить с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время.
Задачи:
Образовательные:
-развивать умение читать художественные тексты правильно, целыми словами.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение обучающихся;
-пополнять активный и пассивный словарь обучающихся;
-развивать логическое мышление;
-развивать связную устную речь обучающихся.
Воспитательные:
-воспитывать уважительное отношение к труду хлебороба, к хлебу.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, аудиозапись, выставка рисунков детей, хлеб, хлебобулочные изделия.
Ход урока
1.Организационный момент
На уроке наши глаза внимательно
Смотрят и всё ... (видят).
Уши внимательно слушают | | |
И всё ...(слышат). | |
| |
Голова хорошо ... (думает).
2.Артикуляционная гимнастика
-Для того, что бы красиво говорить и правильно читать, нам необходимо подготовить артикуляционный аппарат к дальнейшей работе.
Наш язык - ленивый кот,
Мы открываем шире рот,
Он тихонечколежит
И нескольконе дрожит.
Вот проснулся, встрепенулся
Вправо, влево поглядел,
На окошке посидел,
Вокруг дома обошёл и ушёл.
Учитель: Наш язычок готов к работе. Поработаем, ребята, над скороговоркой.
Скороговорка Хорош пирожок Внутри пирожок.
3Дидактическая игра «Собери пословицы» (дети работают индивидуально и в парах, а два ученика на интерактивной доске)
— Ребята, соберите слова так, чтобы получились пословицы.
4. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Ребята,о чём мы будем говорить на уроке? Правильно о хлебе. Вот он хлебушко душистый,
-Хлеб- это продукт питания, с которым мы встречаемся каждый день: без него
не обходится ни завтрак, ни обед, ни праздничный стол. Он с нами всегда: от рождения до глубокой старости.
- Ребята, а что для вас хлеб?
-Ученики:
- Хлеб - это жизнь. Говорит моя бабушка.
Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, «древний и вечно молодой продукт человеческого труда».
«Хлеб - всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи, интуитивно хранят в них те же традиции, которые они вобрали в себя в
родительском доме. Ведь хлеб сопровождает нас от рождения до глубокой старости.
Учитель: Мы с вами, порой забываем об истинной цене хлеба, о том что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, а труд многих людей.
Физкультминутка
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
5.Изучение нового материала
Учитель: Сейчас мы познакомимся с новым произведением. Это рассказ Василия Сухомлинского « Праздник хлеба». Что у меня в руке? Правильно! Это зерно.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
- Прочитаем рассказ о празднике хлеба.
6.Чтение рассказа учителем (первичное восприятия текста)
-Вопрос: Почему появление Первого хлеба считается праздником?
7.Чтение рассказа детьми («про себя», с заданием отметить непонятные слова)
-Какие слова вам непонятны?( работа над словом удобрение)
1) Словарная работа
Удобрение - вещества для питания растений и повышения плодородия почв.
2) Чтение произведения вслух детьми « по цепочке»
3) Беседа по содержанию рассказа и выборочное чтение Что надо делать, чтобы хлеб оказался на столе?
-Сейчас хлеборобам помогают современные машины. Какие из них вы знаете?
4) Чтение рассказа в парах.
Как вы понимаете выражение: « Хлеб - это труд и счастья»
8.Сюжетно - ролевая игра « Родственники хлеба»
Корреспондент задает вопрос:
-
Я предлагаю вам рассказать о родственниках хлеба, познакомить нас с ними.
-
Булка- …….
-
Пирожки-…….
-
Бублики-…….
-
Торт-….
-
Задание: Сказать добрые слова людям, которые выращивают хлеб.
9. Итогурока.
Учитель: Мы заканчиваем наш урок, подводим итог.
-С каким рассказом, ребята, мы сегодня познакомились?
- Кто автор рассказа ?
-Скажите мне, когда приходит праздник хлеба?
-Оцени свою работу на уроке с помощью светофора, который лежит перед вами.
Зеленый круг - у вас все получилось, вы работали хорошо.
9. Итогурока.
Мы заканчиваем наш урок, подводим итог.
-С каким рассказом, ребята, мы сегодня познакомились?
- Кто автор рассказа ?
-Скажите мне, когда приходит праздник хлеба?
-Оцени свою работу на уроке с помощью светофора, который лежит перед вами.
Зеленый круг - у вас все получилось, вы работали хорошо.
Красный - что - то не получилось. И будьте готовы объяснить, что на ваш взгляд не получилось.
А закончим мы урок словами о хлебе.