Тема: Вегетативное размножение растений.
Цель: создать условия для развития представлений о разных способах размножения растений, роли вегетативного размножения в практической деятельности человека.
Задачи:
Предметные:
учить устанавливать причинно-следственные связи;
изучить способы размножения растений;
научить применять полученные знания на практике.
Метапредметные:
развитие общеучебных и коммуникативных умений и навыков, навыков работы с современным компьютерным оборудованием;
формирование практических умений по осуществлению вегетативного размножения комнатных растений.
Личностные:
осуществление экологического, трудового воспитания;
воспитание уважения к мнению окружающих людей.
Организационный момент . Добрый день. Посмотрели друг на друга, улыбнулись и садитесь. Спину держим правильно, не сутулимся.
Мы сегодня с вами будем работать в группе. При работе не забывайте, что успех группы зависит как от каждого его члена по отдельности , так и от сплоченности. Перед вами лежат рабочие листы, мы с вами по мере работы будем его заполнять. Запишите, пожалуйста фамилии на рабочих листах.
Актуализация знаний.
А теперь слушайте внимательно
- На зеленой лужайке,
на полянке в лесу,
в огороде на грядке
и на клумбе в саду:
одуванчик лекарственный, клубника огромная,
сирень пахучая, роза колючая,
мать и мачеха раннецветущая, яблоня плоды дающая.
Собрались не напрасно и заспорили меж собой
Как им род продолжить свой?
Вот такой вопрос! О каком процессе говориться в стихотворении.
- о размножении
Мы с вами изучили виды размножения растений.
Давайте выполним 1 задание
Вставьте пропущенные термины
1.Воспроизведение себе подобных……..
2.Размножение без участия половых клеток - …………
3.Размножение с помощью гамет…...
4.Оплодотворенная яйцеклетка…..
5.Специализированная клетка для бесполого размножения папоротника…..
А теперь проверим, как вы ответили на 1 вопрос. На каждый правильный ответ ставим по одному баллу. Читаем вопрос и ответ.( по очереди)
2 задание .Заполняем таблицу используя слова, которые даны внизу таблицы.
Пункты характеристики | Бесполое размножение | Половое размножение |
1.Количество родителей | | |
2.Количество потомков | | |
3.Наследственность | | |
4.Наличие половых клеток | | |
5.Процесс слияния гамет | | |
А теперь поменялись листочками друг с другом и проверяем . Проверка выполнения заданий ( по слайду) ставим баллы. 0,5 балла за каждую правильно заполненную ячейку.
Мотивация
Растение Элодею Канадскую привезли в Европу из Северной Америки. Это двудомное растение не могло размножаться половым путем, так как мужских экземпляров не было в Европе. Все таки элодея не исчезла на новом месте , а прекрасно размножалось . Каким образом спасли растение от вымирания в Европе? ( Его размножили бесполым путем)
У вас на столах имеются разные органы растений. Поделите их на 2 группы
( вегетативные и генеративные) Семена, плоды- это генеративные органы. Лист, стебель, клубень, луковица, корневище- вегетативные органы.
Мы с вами будем сегодня изучать один из способов бесполого размножения: Вегетативное размножение. Значит посмотрим как размножаются растения с помощью этих органов.
Записываем тему на рабочий лист. ( слайд 5)
Изучение нового материала
Познакомимся с разными способами вегетативного размножения . Внимательно смотрите видеофильм. ( Видеофильм)
А сейчас поработаем в группе. Каждая группа изучает разные виды вегетативного размножения и заполняет лист А4 , создает интеллект-карту, и будет знакомить другие группы.
1 группа – размножение черенками.
2 группа- размножение ползучими побегами и отводками
3 группа- размножение подземными видоизмененными побегами.
Работа в группе. Выступление учащихся.
Практическая работа.
Мы с вами попробуем размножить вегетативным способом культурные растения. Для этого вспомните правила техники безопасности, работаем по инструктивной карточке.
Прочитайте пожалуйста инструктаж по технике безопасности.
ИНСТРУКТАЖ
1. Точно выполнять все указания учителя при проведении работы.
2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой.
4. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения, не пробовать их на вкус.
5. При получении травмы сообщить об этом учителю
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
Практическая работа
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений стеблевыми черенками.
Оборудование: горшок с землей, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Осторожно срежьте стеблевой черенок с 3-4 листьями с растения традесканции.
2. Удалите с них два нижних листа.
3. Сделайте в почве углубление.
4. Поместите черенок в порошок корневина и в почву наклонно (под углом 450) так, чтобы нижний узел был скрыт почвой.
5. Присыпьте черенок землей.
6. Аккуратно полейте.
7. Накройте черенок стаканом.
8. На этикетке укажите название растения, дату посадки и свою фамилию.
9. Обеспечьте необходимый уход за выращиваемыми растениями..
«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»
Цель: освоить способы действия при размножении комнатных растений листовыми черенками.
Оборудование: горшок с влажным песком, ножницы, стакан с водой, стакан для накрывания растения, резиновые перчатки.
Ход работы
1. Осторожно срежьте лист с растения сансевьера
2. Сделайте в песке углубление.
3. Поместите листовой черенок сначала в корневин , после в углубление и присыпьте черенок песком.
4. Полейте небольшим количеством воды
5. Накройте черенок стеклянным стаканом
6. На этикетке укажите название растения, дату посадки и свою фамилию.
7. Обеспечьте необходимый уход за выращиваемыми растениями.
Еще один способ вегетативного размножения растений – это культура тканей. С этим способом познакомит нас Зайнап.
Работа с текстом «Прививка растений». Работают на рабочем листе.
Значение вегетативного размножения. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.
Значение вегетативного размножения
А) в природе:
1. Растения быстро расселяются на новой территории.
2. Иногда семенное размножение затруднено и вегетативный способ размножения является единственным, например, земляника, ландыш, сныть растущие в тени, практически не цветут и не образуют семян.
3. Сохраняются все признаки материнского растения.
4. Успешная конкуренция с другими растениями.
Б) в жизни человека:
1.Размножение сельскохозяйственных растений.
2.Размножение декоративных растений
Закрепление:
Дополнительное задание.
Выполнение задания ОГЭ, ВПР.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по вегетативному размножению отводками куста крыжовника. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Внимательно осмотрите куст и найдите однолетние побеги.
2) Выберите однолетние побеги, растущие близко к поверхности почвы.
3) Присыпьте побег землёй.
4) Лопатой отделите укоренившийся побег от куста.
5) Пригните побеги к почве и закрепите побег деревянными шпилькам.
Пояснение.
Побеги многих растений при соприкосновении с почвой укореняются. При нарушении связи между материнской особью и укоренившимся побегом возникает самостоятельная дочерняя особь. Такое размножение растений нередко имеет место в естественных условиях (черемуха, бересклет). В практике с этой целью ветви или отдельные побеги растений пригибают к земле и закрепляют в таком положении, присыпают землей. На участке побега, прикрытом почвой, появляются корни. Надрез на стебле в месте соприкосновения его с грунтом ускоряет корнеобразование, а нередко и образование придаточных почек, развивающихся в побеги. Укоренившийся отводок переносят на место постоянной посадки. Отводками, размножают крыжовник, виноград, смородину, гвоздику и др.
Ответ: 12534.
Ответы на вопросы . За хорошую работу я вам раздам сладости но они не простые, а с секретом. К конфетам прикреплены вопросы, вам нужно будет ответить на них. Поддержите пожалуйста своих товарищей по группе, если кто -то не решиться ответить, помогите им.
Домашнее задание: Прочитать параграф 25. Выполнить индивидуальные задания по карточке.